Назад

Антропоцентризм

Современное определение

Антропоцентризм – идея, согласно которой человек есть центр Вселенной и высшая цель мироздания, цель всех совершающихся в мире событий

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философский энциклопедический словарь

Антропоцентризм – позиция, согласно которой человек является центром и высшей целью мироздания

Современный философский словарь

Антропоцентризм – трактовка человеческого бытия как цели мирового процесса, а позиции человека в мире - как центральной

Большой толковый словарь по культурологии

Антропоцентризм – принцип культурного творчества, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, мировоззрение, ставящее человека в центр всего сущего

Новая философская энциклопедия в 4-х т.

Антропоцентризм – крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие человеческого измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании

Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек является центром и высшей целью мироздания.

XX В
23

Описание периода

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945). Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеиды. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Изменения в ХХ веке произошли в науке. Изобретение машины Тьюринга позволило заложить основы создания и применения вычислительной техники, что изменило характер математических вычислений, заставив математиков отказаться от методов классического математического анализа и перейти к методам дискретной прикладной математики. Соревнование за космос между Соединёнными Штатами и Советским Союзом привело к первым полётам человека в космос и высадке человека на Луну. Против таких инфекционных заболеваний как: оспа, грипп, тиф, холера, чума было создано лекарство. В 1960 году был изобретён метод компьютерной томографии. Медицина и развитие науки в сельском хозяйстве увеличили мирового населения Земли. Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Содержание идеи антропоцентризма и ее оценка осуществляется в XX в. противоречиво. Возникновение квантовой теории с ее принципом неустранимости наблюдателя привело к изменению понимания роли субъекта в мире, от которого зависят не только результаты познания, но и само состояние Вселенной. Появление антропного принципа в космологии привело к реабилитации антропоцентризма как научной идеи.

Наиболее кардинальный «поворот к человеку» был осуществлен в философских учениях 20 в. Это отчетливо прослеживается в философии жизни, феноменологии, философской антропологии, персонализме, экзистенциализме. Антропоцентризм, будучи системой миропонимания, «судит» о самом человеке как о наиболее совершенном продукте естественной природы, познание которого ведет к постижению всех тайн Вселенной и к пониманию причин ее бытия. Н.А. Бердяев писал: «Познание человека покоится на предположении, что человек – космичен по своей природе, что он -центр бытия». Это фактически и есть исходный принцип формирования философского антропоцентристского мировоззрения.

Однако экологический кризис, возникновение общества потребления и массовой культуры, а также глобальные проблемы вызывают резкую критику антропоцентризма.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В современной физике и космологии антропоцентризм связан с изменением понимания роли наблюдателя (принцип неустранимости наблюдателя) и антропным принципом. В отличие от античного уподобления микро- и макрокосма, а также от объективизма классической рациональности в современном естествознании антропоцентризм выражает зависимость научного результата не только от положения субъекта-наблюдателя и характеристик его инструментальной и целеполагающей деятельности, но и от самого факта его присутствия во вселенной.

В социальном познании антропоцентризм противоположен социоцентризму, или социологизму. В концепциях антропоцентристского направления подчеркивается самостоятельность индивида как субъекта свободного выбора и ответственного поступка. В политике принцип антропоцентризма реализован в либерализме, признающем приоритет интересов личности перед интересами любых сообществ и неотчуждаемость ее естественных прав. Методологически антропоцентризм противостоит натуралистическому детерминизму и историцизму, означая приоритет целеполагающей человеческой деятельности перед социальными структурами и «законами исторической необходимости». Антропоцентристской установке чуждо масштабное социальное проектирование и жесткие социальные технологии (см. Технологии социальные), подчиняющие интересы личности логике проекта и превращающие человека в «винтик» государственной машины. Антропоцентризм содержит в себе требование соразмерности социальных преобразований человеку и очерчивает пределы вмешательства власти в человеческую повседневность.

Глубинные экологи (Арне Несс) видят в антропоцентризме причину экологического кризиса. Они определяют антропоцентризм как: отношение неоправданной дискриминации; вера в то, что нечеловеческие существа и окружающая среда имеют только инструментальную ценность. Антропоцентризм представляет собой желание человека доминировать в природе, но в то же время обращаться с человеческим миром, также как с не-человеческим. Понимание природы человека тоже обусловлено парадигмой доминирования, которая рассматривает человеческих существ изолированными и фундаментально отдельными от природы сущностями и превосходящими остальную природу. Такой антропоцентризм, по их мнению, сродни доминированию мужского пола над женским, богатых над бедными, западной культуры над незападной.

«Поворот к человеку» произошел и в христианской теологии 20 в. Многие теологи считают, что в наше время можно сказать нечто значимое о Боге и мире, лишь говоря одновременно о человеке. Более того, они утверждают, что нужно сначала ответить на вопросы о сущности человека, причинах и характере его устремлений, его познавательных возможностях и т.п., а затем уже приступать к конструированию традиционной метафизики, включающей в себя учение о Боге. Признавая, что антропоцентризм является эффективным средством решения мировоззренческих проблем, христианские теологи подчеркивают, что он должен быть теснейшим образом связан с теоцентизмом. Иначе теология лишается религиозного измерения и своей специфики в ряду дисциплин, изучающих человека.

Таким образом, современный антропоцентризм отражает и выражает включение в научный познавательный процесс творческого человеческого потенциала с целью преодоления вечного разрыва между объектом и субъектом познания, сближения внутреннего мира человека с внешним миром – природой. Как только человек оказывается в центре внимания мыслителей (ученых, медиков или философов), его сущность каждый раз открывают заново, пытаясь переосмыслить и переоценить смысл его бытия в мире.

Связь с другими объектами-идеями

В XX в. впервые содержание идеи антропоцентризма, сохраняя связь с идеей гуманизма, формируется под влиянием не столько религиозных или философских идей, сколько естественнонаучных принципов и законов.

Новое время
reform

Описание периода

Новое время, или эпоха Просвещения – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Начало Нового времени, в западной и советской историографии, принято связывать  с событиями Реформации 1517 года, английской революцией 1640 года. Окончанием данного периода принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг.  Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Это эпоха освобождения от доминирования религиозного мировоззрения, время становления классического естествознания и науки в целом, эмпиризма и рационализма в философии. Благодаря Великим географическим открытиям Западная Европа в Новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран Азии и Африки. Для народов этих стран Новое время стало периодом жестокой европейской колонизации. Отличительной особенностью мировоззрения Нового времени является вера в разум, науку, прогресс и распространение гуманистических ценностей. Новое время привело к изменениям политического строя во многих европейских странах. Бурное развитие торговли, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали противоречить традиционному экономическому и политическому строю. С развитием мануфактур появился новый слой населения – буржуазия, численность которой в XVIII веке сильно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Англия, Франция). С развитием науки и техники начинается промышленный переворот, и устаревшее мануфактурное производство вытесняется фабриками. В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической отрасли. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В начале XIX века была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход. В результате социально-экономических изменений, большинство стран Европы переживают кризис абсолютной власти, в ряде стран возникают парламентские демократии. В Новое время начинает складываться современная система международных отношений. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.

Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм. Центром развития материализма в целом и атомистических представлений в частности становится Франция.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В философии Нового времени идея антропоцентризма в ее религиозном варианте перестала пользоваться популярностью, что было обусловлено развитием естественных наук и философии и прежде всего становлением гелиоцентрической системы мира. Появление новых фактов и теорий преодолело традиционную телеологию и тезис о том, что человек занимает уникальное положение в космосе. Сам антропоцентризм получает статус предрассудка, религиозного заблуждения и отрицается наукой Нового времени.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В философских и теологических кругах термин антропоцентризм начинает использоваться в другом значении. Он истолковывается, главным образом, как способ решения мировоззренческих проблем, когда исследователь идет не от Бога и мира к человеку, а, наоборот, от человека к миру и Богу.

Связь с другими объектами-идеями

Кризис антропоцентризма во многом был связан с тем, что для многих авторов эта идея сохранила связь с устаревшим геоцентризмом и религиозными идеями, что привело к отказу новой философии от данного концепта.

Возрождение
fb9071b5b1607e950f5ebefaf8ae5bc6

Описание периода

Возрождение — философские и социологические учения в эпоху становления раннего буржуазного общества (в основном в Италии) 14-17вв. Официальной философией в эту эпоху оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность. Прежде всего она проявилась в этике — возобновление этических учений стоицизма (Петрарка) и эпикуризма (Балла), направленных против христианской морали.

Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы. Наиболее важными результатами этого естественно-научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субьектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике). Определяющими чертами натурфилософского направления — метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных, неживых; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.

Огромные социально-экономические изменения нашли свое отражение во многих социологических концепциях, для которых было характерно понимание общества как суммы изолированных индивидов.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Наиболее основательно проблема антропоцентризма философски была разработана в эпоху Возрождения. Именно тогда произошло сознательное возвращение к античному типу человека – представителю Космоса. Возникновение гелиоцентризма, в котором человек перестал быть центром мира, тем не менее не означает отказа от антропоцентризма, который развивается в связке с другой античной идеей – человека как микрокосма. Античные идеалы красоты и обращение искусства к земному миру и человеку вывели антропоцентризм на качественно новый уровень.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Антропоцентризм является важнейшей идеей эпохи Возрождения. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Центральной проблемой становится место человека в мире, его свобода и судьба. Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоят чел. и природа, а затем религия с ее проблемами. Эпоха Возрождения – это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.). Для философии эпохи Возрождения движение и становление предпочтительнее неподвижно неизменного бытия. Это позволило человеку почувствовать силу и власть над всем сущим, совершенствоваться и развиваться без божественной милости. Человек осознал себя творцом. В творениях Бога, т. е. природных вещах, чел. стремится увидеть закон их построения и выразить его в научных знаниях.

Ключевые авторы

Д.Альгьери

У истоков антропоцентрического гуманизма стоит Данте Алигьери. В своей бессмертной "Комедии", а также в философских трактатах "Пир" и "Монархия" он исполнил гимн земному предназначению человека, открыл путь к гуманистической антропологии.

Тленному миру земли противостоит вечный мир небес. И в этом противостоянии роль среднего звена выполняет человек, ибо он причастен к обоим мирам. Смертная и бессмертная природа человека обуславливает и его двоякое предназначение: внеземное существование и осуществимое на земле человеческое блаженство. Земное предназначение реализуется в гражданском обществе. К жизни вечной человека ведет церковь.

Таким образом, человек реализует себя в земном предназначении и в вечной жизни. Разделение земной и загробной жизни ставит проблему отказа церкви от притязаний на светскую жизнь.

Связь с другими объектами-идеями

В эпоху Возрождения содержание идеи антропоцентризма сформировалось в тесной взаимосвязи  идеями гуманизма, деизма и гелиоцентризма. 

Средневековье
179751609

Описание периода

Средневековье – эпоха в истории человечества с V в. до конца XV– нач. XVI вв. Средневековье разделяют на три этапа: раннее (конец V-середина XI века); высокое или классическое (середина XI-конец XIV века); позднее или Раннее Новое время (XIV-XV- нач. XVI вв. века). Такая хронология Средних веков, применима только для Европы. На Востоке Средневековье началось раньше и закончилось позже (II в. – XIV в.).

В эпоху Средневековья на смену мировых античных империй, основанных в результате военных завоеваний, заняли империи политические, поддерживаемые религией и торгово-промышленными союзами. Идеологической основой Византийской империи стало православное христианство, на Западе – католицизм. Но наиболее крупные средневековые империи возникали на Востоке: Арабский халифат, Монгольская империя, империя Великих Моголов в Индии, Османская империя. Западноевропейская средневековая цивилизация формировалась в условиях политической неустойчивости, в результате военных столкновений государственные границы постоянно перекраивались. Феодальной раздробленности противостояла централизация государственной власти. Она способствовала ослаблению распрей и войн, разорявших целые страны, благоприятствовала росту городов и вела к территориальной государственной централизации в Европе. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств раннего Средневековья по праву считается Франкское государство, которое сформировалось под властью Хлодвига и стало влиятельным с правлением Карла Великого. Период примерно с 750 по 850 год – кратковременное объединение западной Европы под династией Каролингов. Карл Великий впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников. Параллельно становлению государственности шло образование народностей, формирование различных языков, сохранившихся до наших дней.

В господствовавшем феодальном укладе основу экономики Средневековья составляло сельское хозяйство, где было занято основное население – крестьяне, находившиеся в личной зависимости от феодала. Создавалась «лестница» феодальной иерархии, где основными владельцами земель были короли – верховные сюзерены, им подчинялись крупные феодалы: графы, герцоги, аббаты, у которых были свои вассалы – бароны и рыцари. Опиралась такая «лестница» на крестьян и ремесленников, которые за службу получали участок земли – феод. Для европейского феодализма характерной особенностью была политическая раздробленность, корпоративность и сословная замкнутость.

Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. Главный постулат христианства, привлекавший наибольшее число сторонников особенно во время становления веры в Европе, – это равенство всех людей перед Богом, несмотря на сословную принадлежность, богатство и власть. Главным в человеке провозглашалась душа, так как именно она в человеке бессмертна и способна наиболее полно познать Бога. К телу относились как к временной земной оболочке, которая нужна как сосуд для души, но каждому человеку предначертано однажды покинуть ее, чтобы воссоединиться с Богом.

Духовная жизнь средневекового человека не сводилась только к одним религиозным чувствам и представлениям, хотя церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Однако именно в эпоху Средневековья в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской. В «Темные века» основными центрами культуры были монастыри и церкви, где переписывались Священные Писания, труды отцов церкви, реже – труды античных философов и литераторов. В период раннего Средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры Нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы «семи свободных искусств» легли дисциплины: грамматика, риторика и диалектика образовывавшие «тривиум», арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав «квадривиума». Аскетизм, чтение религиозной литературы, самоконтроль желаний и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания. На протяжении V-XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными заведениями в Европе. Основными предметами изучения были: богословская литература, Библия. Церковные школы были трех видов: монастырские, приходские, епископальные (кафедральные). Основная цель таких школ была подготовить молодое духовенство. Появление университетов в Средневековье связано с развитием городов. Первые университеты возникли в Италии (Болонский университет, 1088) На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет. В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. К концу XV века в Европе было около 100 университетов.

Философия и науки не стояли на месте, а продолжали развиваться, отталкиваясь от опыта предыдущей эпохи. Одной из интересных черт, формирующих своеобразие культуры Средневековья, является применение для упрощения повседневной работы крестьян, ремесленников и торговцев технических изобретений: тех, которые достались в наследство от Античности, и тех, что разработала уже средневековая мысль (водяная и ветряная мельница, колесный плуг, насос, компас и т.д.). Важным слоем городского населения были торговцы, которые играли значимую роль в развитии внутренней и внешней торговли, последняя была развита лучше. Как правило, данная группа населения была грамотна, зачастую купец мог объясниться на нескольких языках. Центрами внешней торговли в Западной Европе были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Европейские купцы торговали сукном, винами, металлическими изделиями, медом, строевым лесом, мехом, а с Востока привозили в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, пряности.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В совокупности с теоцентризмом, провозглашающим существование надмирного целеполагающего начала, которое творит человека и определяет его место во Вселенной, антропоцентризм органично вписывается в систему религиозного мировоззрения. Наиболее полное развитие антропоцентризм получил в иудаизме, христианстве и исламе, оказывая влияние на космологические, эсхатологические, социальные, этические, правовые и др. концепции этих религий. Под влиянием христианского вероучения антропоцентристское воззрение получило широкое распространение в средневековой европейской философии. Его обосновывали крупнейшие представители патристики и схоластики.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Средневековый антропоцентризм базируется на том, что человек рассматривался как образ и творение Бога. Согласно христианскому вероучению, человек занимает центральное место в природе, возвышается над ней. Именно в недрах христианства зародилось представление о том, что человек – венец творенья и царь природы. Он является центром Вселенной и конечной целью творения. Более того, он существо, господствующее на Земле. Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой «человек - образ и подобие Бога». Христианское богословие утверждает: божественные качества человека - это разум и воля. Человеку дана способность высказывать суждения, различать добро и зло. Первые люди - Адам и Ева - сделали выбор в пользу зла, совершив грехопадение, которое с тех пор оказывает влияние на саму природу человека. Двойственность природы человека - важнейшая черта всего христианского мировоззрения. Это раздвоение человека крупнейший средневековый философ Августин назвал «болезнью души», неподчинение ее себе самой, то есть высшему началу. Согласно христианскому мировоззрению, человек сам не способен преодолевать своих греховных наклонностей, ему необходимо действие божественной благодати. Соотношение природы и благодати является центральной темой христианской антропологии - учения о человеке.

Связь с другими объектами-идеями

В средневековье антропоцентризм определяется в строгих рамках, задаваемых идеями креационизма и теоцентризма, при этом сохраняется его концептуальная связь с геоцентризмом.

Античность (Протагор, Сократ)
protagor

Описание периода

Античность (от лат. antiquitas – древность, старина) – цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие, – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н.э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.–политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500 – 449 гг. до н.э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни, подъёма национального самосознания и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443 – 429 гг. до н.э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431– 404 гг. до н.э.), которая завершилась поражением Афин. Характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – Космоса, природы, мира. Главная заслуга философов раннего этапа была в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Ученых уже не удовлетворяло представление о мире и материи как о чем-то неделимом и целом. Возникают два противоположных взгляда и на изменчивость мира. Парменид и его последователи утверждают полную неподвижность мира и доказывают, что движение – лишь иллюзия, а Гераклит, наоборот, вводит принцип всеобщности движения и находит его причину в борьбе противоположных начал, однако обе эти линии оказали неоценимое влияние на формирование содержания идеи движения во все остальные периоды.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Антропоцентризм в античности возникает как оппозиция доминирующему космоцентризму, то есть общей направленности древнегреческой философии на постижение мира, его первоначала и принципов устройства. В V веке до н.э. в большинстве греческих городов-государств был демократический строй, а потому влияние человека на государственные дела, как судебные, так и политические, в большой степени зависело от его красноречия, его ораторского искусства, умения находить аргументы в пользу своей точки зрения и таким образом склонять на свою сторону большинство сограждан. Софисты как раз и предлагали свои услуги тем, кто стремился участвовать в политической жизни своего города: обучали грамматике, стилистике, риторике, умению вести полемику, а также давали общее образование. Главным их искусством было искусство слова, и не случайно именно они выработали нормы литературного греческого языка. При такой практически-политической направленности интереса философские проблемы природы отступили на задний план; в центре внимания оказались человек и его психология: искусство убеждать требовало знания механизмов, управляющих жизнью сознания. Проблемы познания при этом выходили у софистов на первый план.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В рамках античной философии антропоцентризм рассматривался как учение о человеке – органической части единого Космоса, его самое ценное достояние. Так, Пифагор первым указал на единство бытия человека и Космоса, где торжествуют ритм, гармония и порядок. Антропоцентризм в античности определяется высказыванием софиста Протагора «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют», которое определяет человека как точку отсчета при вынесении любых суждений, оценке событий и явлений. Соединяясь с геоцентризмом, антропоцентризм определяет центральное место человека в мире, однако ключевым остается именно гносеологическое содержание данной идеи, то есть относящееся к процессу познания и проблеме истины. Предметом философии, по мнению. Сократа, не может быть природа, поскольку мы не способны ни изменить природные явления, ни создавать их. Поэтому предметом философии является человек и его поступки, а самопознание, познание самого себя – самая главная задача. Цель и задача философии научить человека искусству жизни и быть счастливым в этой жизни. Он дает очень простое определение счастья, которое по сути универсально – счастье есть такое состояние человека, когда он не испытывает ни душевных, ни телесных страданий

Ключевые авторы

Протагор

Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".

То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида.

Сократ

Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа. (Это изречение было написано на стене храма Аполлона в Дельфах, и, вероятно, не случайно до нас дошло предание, что дельфийский оракул, будучи спрошен о том, кто является мудрейшим из эллинов, назвал Сократа.)

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового.

Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным. Сократ обладал особым искусством - знаменитой иронией, с помощью которой он исподволь порождал у своих собеседников сомнение в истинности традиционных представлений, стремясь привести их к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Целью критической работы ума Сократ считал получение понятия, основанного на строгом определении предмета. Так, он пытался определить, что такое справедливость, что такое добро, в чем состоит лучшее государственное устройство и т.д.

Связь с другими объектами-идеями

В античности антропоцентризм формируется в контексте идей заботы о себе и познания себя, а также геоцентризма.