ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель проекта состоит в создании современной информационной системы, которая представляла бы основные философские идеи в структурированном виде с учетом философских, исторических и общекультурных контекстов.
Основной проблемой, на решение которой направлен проект, является практически полное отсутствие в области философии современных интерактивных информационных систем, которые представляли бы ключевые идеи системно и концептуально, но, в то же время, в доступной форме, что необходимо для обеспечения научных исследований и образовательного процесса в области философии.
Данная проблема подразделяется на две исследовательских задачи: философскую и техническую. Для создания такой системы необходимо определение спектра базовых философских идей и их описание на разных этапах развития с учетом категориального, философского и общекультурного контекста, а также доминирующих дискурсов. Техническая часть исследовательской проблемы состоит в разработке компьютерной модели, в которой каждая идея будет рассматриваться как динамический объект, изменяющий свое состояние во времени и раскрывающийся с учетом периода развития философской мысли, лингвистического, исторического, социального, культурного контекста.
Разработанная информационная система может быть использована в научной работе и на различных ступенях образования. Основная целевая аудитория - студенты и преподаватели вузов и ссузов, однако предлагаемый способ подачи материала позволяет применять его в средней школе на уроках обществознания и истории. Информационная система "История философских идей" также может быть полезна аспирантам и всем, кто занимается научной работой в области гуманитарного знания. Разработанное программное обеспечение и общая методика организации материала могут быть использованы для создания информационных систем по другим областям знания, прежде всего там, где уже есть наработки в области истории идей - культурологии, антропологии, литературоведении и др. Информационная система может применяться для организации проектной деятельности школьников и студентов.
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Методология истории идей, разработанная А. Лавджоем, рассматривается в проекте как основной подход к отбору и структурированию материала. Рассматривая идеи как базовые концептуальные единицы знания в их эволюции, диалектике, историческом и теоретическом развитии, исследователь может открывать уникальные аспекты, казалось бы, привычных понятий и концептов. В ходе прояснения, анализа первоначальных значений и трансформации смыслов идей в истории философии и науки можно прослеживать развитие мировоззренческих, культурных, методологических, когнитивных установок. Амбивалентность, избыточность, трансдисциплинарность идей обеспечивают их универсальность и применимость в самых разнообразных концепциях.
Каждая идея будет рассматриваться как динамический объект, который изменяет свое состояние во времени. Наглядно эволюционирующую идею можно рассматривать как прямую, параллельную оси времени. На этой прямой выделяются точки, фиксирующие устойчивые состояния идеи. Эти точки будут рассматриваться как узлы дефиниции, характеризующие устойчивые состояния объекта-идеи. На отрезках между двумя последовательно идущими узлами дефиниции объект-идея рассматривается как неизменяющаяся. В каждом узле дефиниции объект-идея описывается в разрезе доминирующих дискурсов. Подобный подход позволяет рассматривать идею не только в соответствии с периодом развития философской мысли, но и в лингвистическом, историческом, социальном, культурологическом контексте, что делает информационную систему актуальной и востребованной для широкого круга исследователей в области гуманитарных наук.
Пользователь информационной системы «История философских идей», рассматривая объект-идею в конкретный момент времени, получает модель, в состоянии соответствующем заданному периоду, при этом актуализируется не только сам объект, но и его окружение, связанные с ним идеи, категории, концепции. Таким образом, пользователь получает объект-идею и все связанные категории в том состоянии, которое соответствует выбранной точке (или отрезку) на прямой объекта.
Для решения проблемы наполнения информационной системы необходимо выявление совокупности фундаментальных идей философии, комплексное описание их содержания, эволюции и взаимодействия в истории философии. В качестве ключевых идей для разработки системы будет использован как материал, имеющийся в философской литературе, так и авторская реконструкция. Вычленение идеи и ее историческое описание невозможно без учета контекста, необходимо проследить ее развитие не только в философии, где она так или иначе представлена, но и в науке, литературе, изобразительном искусстве, религии. Данный подход позволяет осуществлять анализ различных аспектов рефлексивной жизни человека, и устанавливать больше междисциплинарных взаимосвязей, чем при обычном пространственно-временном представлении исторических сведений. Другим достоинством истории идей является то, что она работает не только на уровне анализа конкретных философских трудов, концепций, подходов, но и в области представлений, верований, убеждений, предпочтений, имеющихся у любого человека. В ходе работы с информационной системой пользователь сможет не только узнавать информацию, но и соотносить ее со своим жизненным миром, мировоззрением. Исходя из этого, можно утверждать, что именно метод истории идей может служить основой синтеза содержания философских концепций на разных этапах развития мысли.
Для решения проблемы наполнения информационной системы необходимо выявление совокупности фундаментальных философских идей, комплексное описание их содержания, эволюции и взаимодействия в истории философии.
Содержательная часть системы будет строиться на базе универсальных «мотивов», выделенных А. Лавджоем, к которым он отнес диалектический мотив как класс идей о движении и развитии; номиналистский мотив как склонность «сводить любые общие понятия к ряду конкретных, осязаемых отдельных предметов, под эти понятия подпадающих»; мотив органицизма как склонность предполагать, что «ни один из элементов любого комплекса не может быть понят, и даже вообще не может существовать, вне его отношений со всеми другими компонентами системы»; мотив волюнтаристского пафоса – идея исключительности воли человека.
В основную часть системы идей будут включены идеи сложности и простоты устройства мира; реальности, потусторонности и виртуальности; антропоцентризма и космоцентризма; атомизма; движения и развития; духовного и телесного; врожденного знания и «чистой доски»; картины мира; рациональной и иррациональной сущности человека; аполлоновского и дионисийского начал в человеке; внутреннего и внешнего мира; биологической и социальной природы человека; гармонии; порядка и хаоса; логоса и закономерности мира; просвещения и гуманизма; трансгуманизма; трансцендентального; синергии и др.
ПРИМЕР АНАЛИЗА ИДЕИ
Предлагаемый подход можно продемонстрировать на примере античной идеи заботы о себе. Контекст для этой идеи на всех этапах истории философии составляет идея "познай себя", вместе с которой она была высечена на храме Аполлона. Кроме того, в различные исторические периоды она соотносится с идеей субъекта, соотношения духа и тела, гармонии и ряда других. В качестве "реперных точек", задающими этапы эволюции идеи, можно назвать следующие:
1) Греция времен Сократа и Платона. М. Фуко пишет, что, будучи храмовым девизом, забота о себе, имеет нефилософское происхождение, она была культурным концептом древнегреческой цивилизации, в форме императива утверждающим необходимость гармоничного саморазвития. В философской рефлексии впервые она появляется в учениях Сократа и Платона. Так, Платон, в «Апологии Сократа» описывает заботу о себе, в первую очередь, в аспекте воспитания юношества и начала взрослой жизни молодых людей. Отвечая перед судом на предъявленные ему обвинения, Сократ объясняет свои действия тем, что он учил юношей заботе о себе. Забота о себе (epimeleia heatou) в наиболее общем плане выступает как некая установка, взгляд на мир, способ поведения,. На мировоззренческом уровне этот принцип предстает в виде особой направленности внимания на внутреннее, глубокое, существенное и в самом себе, и в мире. Практическая ценность девиза заботы о себе связана с его деятельностным смыслом, который состоит в необходимости активного воздействия на себя самого, личностного преобразования. Воплощением этого аспекта являются различного рода практики, с помощью которых люди берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются. Идея заботы о себе выступает как фундаментальный принцип, следование которому помогает человеку сохранять здоровье, разум, самосовершенствоваться, формировать ответственно-деятельностное отношение к миру, своему телу и сознанию. При этом ни в античности, ни в начале нашей эры идея заботы о себе не имела негативного, эгоистического оттенка.
2) Рим времен Сенеки. Он рассматривает личность не как душу, изолированную от тела, и не как разум, очищенный от чувств, а как единство духовного и телесного. Для Сенеки забота о себе – высшая форма долга, тяжелейшая работа над собой, рефлексия жизненного пути.
3) Средневековье. В средневековье идея заботы о себе трактуется неоднозначно. С одной стороны, христианский аскетизм, проповедующий подчеркнуто пренебрежительное отношение к материальному миру, формирует негативное восприятие принципа заботы о себе, потому как он уделяет большое внимание телесному, физическому. С другой стороны, аспект epimeleia heatou, связанный с самосовершенствованием, особенно духовным поиском, нравственным ростом, оказался востребованным в христианской традиции. В конечном итоге идея заботы о себе подвергается забвению, а на первый план выходит другой дельфийский девиз – «познай самого себя!».
4) "Картезианский момент" Нового времени. Под "картезианским моментом" М. Фуко понимает познавательную, философскую, мировоззренческую трансформацию, которая происходит в XVII в. и выражается в повороте европейской цивилизации к рационализму, науке, субъекту как идеальному мыслящему существу, освобожденному от всего физического, эмоционального, абстрагированному от мира. Декартовское cogito ergo sum превращавшее «познай самого себя» в главное условие доступности истины, способствовало тому, чтобы умалить роль принципа заботы о себе и вытеснить его из горизонта современной философской мысли. Истина принадлежит исключительно мышлению и методу, она не зависит от духовности. Культура, мораль, нравственность, безусловно, влияют на индивида, но субъект от них освобожден, обезличен и сведен к очищенному разуму. Такая установка составляет суть классической рациональности и восходит к идее «познай самого себя» в том смысловом наполнении, которое она приобретает в Средневековье и, особенно, в Новое время. Вытеснение идеи заботы о себе привело к разрыву между познанием как стремлением к истине, доступной только чистому разуму, и познанием как работой над собой, саморазвитием, культурным и духовным становлением личности.
5) XIX в (Ф. Ницше, марксизм). Новая эпоха в диалектике субъекта и истины начинается тогда, когда происходит осознание того, что субъект не может быть сведен к чистому разуму, cogito. В философии XIX в. начинаются попытки вернуть структуры духовности в философию. Познавательный акт начинает связываться с изменениями с самой сущности субъекта, возвращаются установки, заданные в античности идеей заботы о себе.
6) XX в., современный контекст. К концу XX в., в эпоху техногенной цивилизации, вопрос о субъекте ставится уже не столько в контексте создания нового, идеального человека, сколько в выработки когнитивных, культурных, нравственных ориентиров, которые позволили бы современному человеку сохранить себя в условиях размывания границ естественного и искусственного, нравственного и безнравственного, достоверного и недостоверного. Гонка за техническим прогрессом поставила цивилизацию в сложное положение. Не желая отказываться от благ и комфорта, предоставляемого техносферой, современный человек вынужден искать способы существования, которые позволили бы сохранить самого себя.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ
Методология истории идей была предложена А. Лавджоем как метод философского и научного познания, основанный на понимании истории мысли как развития ряда фундаментальных концептов, являющихся ядром знания. Идеи обладают свойствами универсальности, амбивалентности, трансдисциплинарности. В зарубежной литературе данная проблема так же рассматривалась Р. Уэллеком, Л. Спитцером, И. Берлином.
Фундаментальный труд посвященный применению методологии истории идей к пониманию проблемы отношения субъекта к истине был осуществлен М. Фуко, который показала развитие данной проблемы на основе эволюции античной идеи заботы о себе.
Р.Дж Коллингвуд в работе "Идея истории" рассмотрел становление форм историографии в контексте развития общих предпосылок и принципов организации исторического материала и сделал вывод о том, что именно формирование и развитие этой идеи лежит в основе приобретения историей статуса научной дисциплины
В отечественной философии данная проблематика исследуется Санкт-Петербургским центом истории идей (проф. М.И. Микешин, проф. Т.В. Артемьева), в основном, в плане изучения гуманитарного знания.
В проекте предполагается выявление, описание и представление в виде интерактивной информационной системы идей.
ОСНОВНЫЕ МИРОВЫЕ НАУЧНЫЕ КОНКУРЕНТЫ
В настоящее время в мире отсутствует какой-либо открытый интернет-ресурс на русском языке, на котором была бы собрана и структурирована информация по истории философских идей. Среди англоязычных порталов необходимо отметить сайт, сконструированный Университетом Вирджинии на основе издания Dictionary of the History of Ideas: Studies of Selected Pivotal Ideas, edited by Philip P. Wiener, New York: Charles Scribner's Sons, 1973-74, расположенный по адресу: ссылка. Данный ресурс содержит обширные материалы, но, в то же время, информация на данном портале представлена исключительно в виде текстов словарных статей, что не позволяет говорить о нем как об открытой информационной системе.
Предлагаемая нами модель является оригинальной и не имеет аналогов. Наиболее близкими по духу являются wiki-системы, однако, несомненно, уровень научности их содержания не позволяет использовать их как академический или образовательный ресурс.
Информационная система будет иметь открытый характер и включать в себя: настольное приложение, базу данных и "облачный" сервис. Доступ к основным функциям системы будет доступен из настольного приложения. "Облачный" сервис предназначен для скачивания обновляемого контента информационной системы и для загрузки пользовательских обновлений базы. Обновлять базу сможет любой авторизованный пользователь. Изменения фиксируются в основной базе и становятся доступными для скачивания другими пользователями после утверждения группой редакторов ресурса.