Название: История идей как методология познания: Коллективная монография / Под ред. проф. Г.Н. Оботуровой. – Вологда: ВоГУ, издательство, 2012. – 136 с. В коллективной монографии опубликованы статьи преподавателей, аспирантов кафедры философии ВоГУ и других вузов, посвященные истории идей как методологии познания в контексте неклассической философии, рассматривающей интеллектуальную историю не как линейную последовательность отдельных систем, теорий, произведений и персоналий, а как различное сочетание, аранжировку небольшого количества основных, глобальных, метафизических идей, пронизывающих собой развитие религии, философии, науки и искусства. Коллективное научное исследование рассчитано на преподавателей, аспирантов, магистрантов, учителей, студентов, всех интересующихся актуальными проблемами философии познания. Монография может быть использована аспирантами, соискателями, слушателями при подготовке к кандидатскому экзамену по «Истории и философии науки». |
Название: История идей как методология гуманитарного знания История идей, несмотря на свою более чем полувековую историю (знаменитая книга Артура Лавджоя «Великая цепь бытия» вышла в свет еще в 1936 г., пришла к своему русскому читателю лишь в 2001 г., а «Журнал истории идей» стал издаваться с 1940 г.), не очень хорошо известна в России. Только некоторые ее компоненты затрагивались в соответствующих разделах философии, истории, литературы или теории искусств. Традиция изучения гуманитарных дисциплин, в которой центральные места занимали идеологические или идеологизированные доктрины, вытеснила интеллектуальную историю за свои пределы, делая ее как бы несущественной. Такой подход привел к трактовке прошлого как череды ...
|
|
Название: Становление истории идей как методологии гуманитарного познания Необходимость осмысления специфики гуманитарного познания делает актуальной разработку его методологии в рамках различных подходов, школ и течений. Одним из таких направлений в методологии социально-гуманитарных наук ХХ века стала история идей, которая возникла как теория, сосредоточенная на исследовании идей, оказавших наиболее существенное влияние на развитие культуры. Сложность концептуализации истории идей как самостоятельной области философского знания была обусловлена не только характером ее объекта, но и необходимостью анализа специфики понимания истории разных наций, той лексической неопределенностью, которая существовала в ...
|
|
Название: Методология истории идей в контексте неклассической теории познания История идей как методология гуманитарного познания насчитывает полувековую история, она изначально была изложена А. Лавджоем в его работе «Великая цепь бытия: История идей», в 30-е годы ХХ в. (5). В отличие от истории философии и истории наук, история идей анализирует не разнообразные философские и научные системы, теории, взгляды в их исторической последовательности, а мыслительные единицы философских и научных построений, которые наподобие сложных химических веществ, отличающихся от элементов их составляющих, представляют собой различное сочетание элементов тех или иных доктрин, которые, «будучи представлены в различных логических комбинациях, не всегда легко ...
|
|
Название: Картина мира как когнитивная идея Известный американский философ и историк Артур Лавджой предложил свой метод исследования истории человеческой мысли, основанный на принципах эволюционизма и междисциплинарности. Суть его методологии заключается в выявлении «идей-единиц» в когнитивном процессе и историческом прослеживании их проявлений и трансформаций в различных областях знания – философии, психологии, искусстве, науке. Среди основополагающих концепций, трактующих об отношениях мира и человека, идея воспринимать и понимать мир как картину может быть отнесена к числу «действительно оригинальных» (7, с. 9), так как она определяет, согласно А. Лавджою, «склонность мыслить в определенных ...
|
|
Название: Идея рациональности на постнеклассическом этапе развития науки Динамичное развитие общества на рубеже веков с необходимостью приводит к смене типа мышления, становлению новой парадигмы, постнеклассической рациональности, представляющей метафизическую, ментальную единицу современного научного познания. Среди основных признаков, характеризующих феномен рациональности, можно выделить такие, как логичность, целесообразность, разумность, системность и упорядоченность. С этой точки зрения, рациональность начинается там, где мы имеем дело с рассудком или разумом. Поэтому разумность представляет собой то, что отличает человека от других существ, выделяя его из объективного мира, а рациональность ...
|
|
Название: Философские идеи Гегеля в контексте постнеклассической теории саморазвития Современные отечественные философы все большее внимание уделяют избыточности некоторых идей философов прошлого, их второй жизни в современной науке, в понимании развития в целом. Так, с точки зрения В.С.Степина, «важную роль в формировании категориальной матрицы саморазвития обретают сегодня философские идеи Г. Гегеля» (6, с. 74). Особо отмечается методологический потенциал гегелевской идеи «погружения в основание». «Наука логики», одно из главных произведений Гегеля, была опубликована в период с 1812 по 1816 г. Незадолго до смерти философ переработал первую часть своего труда («Учение о бытии»), тогда как две ...
|
|
Название: Идея синергии как архетипическая единица междисциплинарного исследования Проблема диалога когнитивных практик, различных подходов к пониманию глобальных, мировоззренческих вопросов является одной из актуальных в современной неклассической теории познания. При осуществлении диалога, синтеза когнитивных практик может быть реализовано понимание «необходимости определить границы привычного бинарного мышления в оппозициях, снять упрощенную редукцию к противоположным, взаимоисключающим моментам по принципу дизъюнкции (или/или)» (5, с.14). Особую значимость на современном этапе развития теории познания приобретает проблема не противопоставления (как это имело место в ...
|
|
Название: Синергетический подход как методологическая основа формирования научного мировоззрения Для современного естественнонаучного образования характерны фрагментарность видения реальности, ее деформация, что не способ¬ствует адекватному пониманию мира, обостряющихся глобальных проблем, приводит к девальвации нравственных норм и духовных ценностей, калейдоскопичности смены технологий, нестабильности экономической ситуации и т. д. Новое видение мира, понимание ответственности за его судьбы становится условием выживания человечества в целом и каждого индивидуума в отдельности. Поэтому реформа высшей школы связана с кардинальным расширением понятия фундаментальности образования, дающего ...
|
|
Название: Идея искусственного как объект философии техники Методология истории идей, разработанная А. Лавджоем, является уникальной для философского и научного исследования. Рассматривая идеи как базовые концептуальные единицы знания в их эволюции, диалектике, историческом и теоретическом развитии, исследователь может открывать уникальные аспекты привычных понятий и концептов. В ходе прояснения, анализа первоначальных значений и трансформации смыслов идей в истории философии и науки, можно прослеживать развитие мировоззренческих, культурных, методологических, когнитивных установок. Амбивалентность, избыточность, трансдисциплинарность идей обеспечивают их универсальность и применимость в самых разнообразных концепциях ...
|
|
Название: Метафизические архетипы лингвистического и литературоведческого познания Актуальность обращения к истории идей как междисциплинарной методологии гуманитарных наук обусловлена интересом современной эпистемологии к их познавательным приемам. Если с развитием аналитической философии можно было говорить о лингвистическом повороте философии ХХ века, то с распространением истории идей интерес возрос к литературоведческим приемам и методам, что вполне объяснимо в рамках постнеклассического этапа развития науки. История идей предполагает наличие мыслительных единиц, бессознательных интеллектуальных привычек, методологических предпочтений, которые оказывают воздействие на интеллектуальные ...
|
|
Название: Философия и литература в контексте метафизики идей Одной из актуальных проблем философии науки является вопрос о конвергентной взаимосвязи философии и художественного творчества, суть которой состоит в том, что не только философия является основой в постановке глобальных мировоззренческих проблем, но и художественное творчество стимулирует развитие философского знания. Если философия представляет собой «осмысление предельных вопросов человеческого бытия в мире» (7, с.56), то литература в понимании жизненных смыслов обладает перед философией тем преимуществом, что «является уникальным способом приобщения к чужому опыту на основе воображения и вчувствования, эмпатии» (там же, с. 57) ...
|
|
Название: История идей как сравнительное литературоведение Проблема философского осмысления филологических наук является одной из актуальных в методологии истории идей. Соприкасаясь со многими научными областями, историк идей своей главной задачей считает поиск первоначальных элементов различных мировоззренческих концепций. Применяемый им метод исследования философских систем подчеркивает не столько оригинальность состава исходных идей-единиц, сколько их различное сочетание. Поэтому попытки выявления фундаментальных начал философских доктрин приводят к анализу мотивов и причин, благодаря которым произошло их утверждение. Согласно А. Лавджою, чтобы объяснить, почему в разные эпохи одни ...
|
|
Название: Идея «игры» как познавательная модель философии языка Актуальность применения идеи «игры» для философского и конкретно-научного познания, философии языка состоит в том, что «периферийное некогда для философии понятие игры становится важнейшим её современным инструментом, средством понимания фундаментальных отношений между людьми, между человеком и естественными и искусственными системами» (5, с. 245). Преимущество методологического применения любой метафорической идеи, по справедливому утверждению Х.-Г. Гадамера, состоит в том, что первоначальное её значение оказывается снятым, и язык «предлагает нам абстракцию, которая сама по себе подлежит понятийному анализу» (2, с. 149) ...
|
|
Название: Метафизические темы и идеи творчества У.Фолкнера Среди американских писателей У.Фолкнер занимает особое положение. Его произведения характеризуются не только своеобразным стилем, манерой письма, но и тем, что среди неудержимого напора и безоглядности они отстаивают такие метафизические идеи , как честь, смысл и мораль, «на мировом форуме мысли он представляет свой народ, это заставляет к нему прислушаться» (2, с. 5). Однако, Фолкнер добился такого признания не сразу. Его юность прошла в Оксфорде, маленьком городке штата Миссисипи, где он долго вел жизнь человека без определенных занятий, усваивая далеко не лучшие черты литературной богемы ...
|
|
Название: Концептуальные идеи социальной трансформации общества в контексте глобализации Постановка проблемы социальной трансформации общества в контексте глобализации предполагает изучение вопросов гражданской инновационной модернизации с позиции их архитепичности, причинности и фундаментальности. Системообразующей задачей методологии истории идей является попытка применить её собственный аналитический метод для понимания того, как рождаются и распространяются новые векторы и тенденции в международной социально-экономической сфере. Исходя из концепции истории идей, понимание аспектов современного этапа модернизации общества «невозможно без изучения множества событий, тенденций» (1, с. 23) и трансформационных процессов, вовлекающих на ...
|
|
Название: Идеалы хозяйствования в современных течениях экономической мысли Философия экономики имеет широкое проблемное поле, в рамках которого вопросы экономической онтологии и гносеологии, структуры экономической сферы, классификации типов хозяйства, сущности экономических учений, специфика экономического знания органично связаны с антропологическим подходом. В ее фокусе находятся категории, выходящие за пределы чисто экономического значения. При этом, философия экономики представляет собой не монолитную теорию, а множество соперничающих парадигм, каждая из которых может доминировать, пока не исчерпает возможности адекватно объяснять происходящие процессы и прогнозировать будущее ...
|
|
Название: Идея коммуникации как архетипическая единица философского и научного познания История идей как методология гуманитарного познания получила мировое признание в связи с работой А. Лавджоя «Великая цепь бытия: История идеи», в которой интеллектуальная история рассматривается как явление и «более специфическое и менее узкое, чем история философии» (2, с.10). Различные сочетания основных идей философских систем придают им оригинальность и неповторимость, а, казалось бы, абсолютно самостоятельные концепции отличаются друг от друга лишь конфигурацией идентичных идей, кажущаяся новизна которых возникает в результате применения их в новой сфере познания и «новой аранжировки составляющих их элементов» (там же). Методология, предложенная Лавджоем, указывает на ...
|
|
Название: Идея компромисса в истории философии и права Первая попытка философского анализа связи между проблематикой коллективной жизни людей и формами общественного согласия («дружбы») была предпринята Аристотелем. Его «Никомахова этика» в самом общем виде содержит идею компромисса. Выделяя и исследуя «три вида дружбы» («по добродетели», из «удовольствия», на основе «пользы»), Аристотель констатирует, что «всякая дружба существует при наличии взаимоотношения» (1, с.237), т.е. взаимодействия сторон. Он отделяет первый вид дружбы («по добродетели»), где основу составляет желание человека делать добро другому без какой-либо видимой мотивации («желать благ вообще ради него самого»), от двух других, которые «основаны на ...
|