Назад

Аполлоновское и дионисийское

Современное определение

Аполлоновское и дионисийское  - идея существования двух типов культуры и одновременно - двух начал бытия, олицетворяемых образами Аполлона и Диониса. Аполлоновское - это светлое, рациональное начало, дионисийское - темное, экстатически-страстное, хаотическое, иррациональное.

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философский энциклопедический словарь

Аполлоновское и дионисийское - философско-эстетические понятия, использованные Шеллингом для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса.

Художественно-эстетическая культура XX века

Аполлоновское и дионисийское - диалектически взаимосвязанная пара понятий, специально введенная в эстетику Ф.Ницше для обозначения основных глубинных принципов искусства и культуры.

Большой толковый словарь по культурологии

Аполлоновское и дионисийское - философско-эстетические понятия, введенные Ф. Ницше для характеристики двух типов культуры и двух начал бытия, олицетворение которых он видел в образах античных богов – Аполлона и Диониса. Аполлоновское символизировало собой светлое, рациональное начало, а дионисийское – темное, страстное, хаотическое.

XX в. Постмодернизм
p-1932-sc-57-tif-150911527x1230acfcropped-1024x825

Описание периода

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг).

Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945).

Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

Историки характеризуют XX век как жестокий этап развития человечества, поскольку он отмечен локальными, гражданскими и двумя мировыми войнами. Между многими мировыми странами долгое время сохранялись разногласия самого разного порядка: идеологического, национального, религиозного, что обусловлено скачкообразностью в социальном, экономическом и историческом развитии стран.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В XX в. идея аполлоновского и дионисийского начал вновь активно реализуется в сфере эстетики, ее содержание определяется революциями в искусстве, науке, государственном устройстве, радикальными поворотами истории, которые продемонстрировали одновременно ограниченность возможностей разума справляться с последствиями собственной деятельности и претензий на тотальную организованность и упорядоченность, а также ограниченность радикальных иррационалистических подходов, которые так же не способны решить экзистенциальные проблемы современного человека.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В XX в. антиномия аполлоновского и дионисийского оказалась созвучной глобальной культурно-духовной ситуации. Применительно к искусству концепцию Ницше активно использует О.Шпенглер, заменяя дионисийское термином «фаустовское». При этом в его интерпретации «аполлонический язык форм вскрывает ставшее, фаустовский — прежде всего становление». Отсюда далеко идущие последствия в культуре, философии, эстетике, искусстве XX в., особенно в новаторских («продвинутых») художественных потоках — авангарде, модернизме, постмодернизме, ПОСТ-культуре  в целом. Здесь на первый план выдвигается иррациональное дионисийское начало. Оно преобладает в таких направлениях, как дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, алеаторика, конкретная музыка, театр абсурда, литература потока сознания, во многих перформансах и хэппенингах и в ряде других самых современных арт-проектов и практик. Фактически глобальное новаторское направление в художественной культуре XX в. может быть без преувеличения охарактеризовано как проходящее под знаменем дионисийского. Этим в какой-то мере объясняется и пристальный интерес современной художественной культуры, начиная со времен импрессионизма и постимпрессионизма, к восточным культурам и культам, во многих из которых дионисийское начало было преобладающим.

Таким образом, на современном этапе аполлоновское и дионисийское начала рассматриваются как фундаментальные основания содержания искусства, бытия и культуры, фиксирующие направленность и характер последних.

Ключевые авторы

О. Шпенглер

Шпенглер сравнивал дионисийское с фаустовским началом в содержании художественного  произведения и усматривал динамику проникновения аполлоновского и дионисийского: “Все фаустовское стремится к исключительному господству. Для аполлонического мирочувствования — ... терпимость подразумевается сама собой. Она принадлежит к стилю воленепроницаемой атараксии...

Фаустовский инстинкт, деятельный, волевой, наделенный вертикальной тенденцией готич. соборов... требует терпения, т.е. пространства для собственной активности”. Дионисийский элемент в искусстве связан с мужским активным началом. Аполлонический, созерцательный аспект имеет отношение к женской, умиротворенной природе, где сильнее преобладает “аполлоническое жизнечувствование”.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. том 2. Всемирно-исторические перспективы Закат Европы / Авт. вступит, статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. - Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.

Связь с другими объектами-идеями

Аполлоновское и дионисийское начала в XX в. вновь, как и в античной трагедии, начинают рассматриваться в связи с идеей гармонии, так как ориентация на любое из начал в отдельности приводит к негативным последствиям для человека, культуры и цивилизации.

XIX в. Иррационализм. Ф. Ницше
nietzsche-274x300

Описание периода

XIX век в мировой истории можно охарактеризовать такими явлениями, как индустриализация, урбанизация, протекционная политика, расцвет колониализма, небывалые достижениями культуры и искусства, науки и техники. Открытия в области естествознания (физике, математике, биологии, химии) создали основу для технического прогресса в промышленности.

Конец XIX–начало XX в. – наиболее динамичный период в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезные изменения в мировоззрении в результате преобразований в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. С кон. XVIII века начинает терять свой статус «науки наук» философия. Со временем общество становиться сложно структурированным объектом для изучения, что привело к формированию отдельных областей науки как: экономика, историография, политология, правоведение. В этот период зарождается социология, в отличие от философии, которая изучает общие мировоззренческие вопросы бытия, социология, опирающаяся на экспериментальные методы, изучает общество в его конкретных проявлениях. Основателем социологической науки считается О. Конт (1798-1857), который первым предложил использовать научные методы в изучении общества. Английский биолог-натуралист Ч. Дарвин (1809-1882) первым обосновал теорию о том, что все виды животных эволюционируют во времени и происходят от общих предков, основным механизмов эволюции у Ч. Дарвина выступает естественный отбор. Немецкий физик, лауреат Нобелевской премии М. Планк (1858-1947) является основоположником квантовой физики. Его научные труды посвящены термодинамике, квантовой теории, оптике. М. Планк открыл закон распространения энергии, введя представление о квантах. Открытия в области физики, математики, биологии, химии создали основу для технического прогресса и позволили сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии.

В конце XIX века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873, «Тройственный союз» 1882). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам за передел уже поделенного мира. Первые войны начались в конце XIX века: испано-американская (1898), англо-бурская (1899-1902), русско-японская (1904-1905), итало-турецкая (1911-1912). Во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX–нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, от его собственной сущности и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871–1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов. К концу XIX в. сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923). В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеида. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В XIX в. в философии начинается иррационалистический поворот, связанный с именами С. Кьеркегора, А. Шопенгауэра и особенно Ф. Ницше. Именно Ницше дает концептуальное обоснование иррационализма, связав его необходимость с античными идеями аполлоновского и дионисийского начал. У Ницше они перестают быть просто эстетическими категориями и становятся неотъемлемыми свойствами мира и человека. Рассмотрение идеи аполлоновского и дионисийского начинает происходить в контексте гармоничности самой философии, трансформируется в обоснование иррационалистических подходов, уравновешивающих явно аполлоническую классическую философию с ее строгостью и рационализмом. В связи с этим, именно идея аполлоновского и дионисийского становится краеугольной как для новой философии, так и для иррационалистических направлений в науке (психоанализ) и искусстве к. XIX – н. XX в.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Ф. Шеллинг вводит аполлоновское и дионисийское начала как философско-эстетические понятия для описания формы и порядка как олицетворения сущности бога Аполлона в отличие от разрушающих все формы творческих порывов бога Диониса. Согласно Шеллингу, "в человеке... мы находим слепую по своей природе неограниченную производительную силу, которой в том же самом субъекте противостоит осмысленная, себя ограничивающая и формирующая, таким образом, собственно управляющая сила... Быть в одно и то же время опьяненным и трезвым — в этом заключается тайна истинной поэзии. Этим и отличается аполлоновское воодушевление от просто дионисийского".

Ф.Ницше в работе «Рождение трагедии из духа музыки. Предисловие к Рихарду Вагнеру» вводит аполлоновское и дионисийское как пару взаимосвязанных понятий для обозначения основных глубинных принципов искусства и культуры.

Аполлон и Дионис – это разные миры: мир сновидения и мир опьянения. Аполлоническое начало – это чувство меры, самоограничение, свобода от диких порывов, мудрый покой бога — творца образов; дионисийское – первобытный хаос и ужас, вакхический восторг, трепет опьянения и экстаза. Дионисийское начало — это содержание, из которого черпает творец, глубинные интуитивные прозрения бездн бытия, Аполлоновское – это форма, в которую художник облекает свои видения и прозрения. Если Аполлон – это разумное начало, то Дионис — начало инстинктивное. Любая культура – это органический синтез аполлоновского и дионисийского начал.

Таким образом, на этапе иррационалистического поворота аполлоновское и дионисийское перестают быть эстетическими концептами, радикально расширяются и начинают рассматриваться как фундаментальные начала в мире, человеке, психике, искусстве и обществе.

Ключевые авторы

Ф. Ницше

В соответствии с мифологическими характеристиками античных богов Диониса (бога виноделия, земных плодов) и Аполлона (водителя муз) Ницше видел в дионисийском стихийное иррациональное природное начало, которое вызывает в человеке состояние животного ужаса и блаженного восторга одновременно, близкое к состояниям алкогольного опьянения или наркотической эйфории. В искусстве оно выражается наиболее полно в музыке, танце, вакхических оргиастических плясках.

Аполлоновское Ницше связывал с пластическими искусствами и поэзией и усматривал его суть в упорядоченности, гармоничности, миметичности (см.: Мимесис), иллюзорности, восходящим к особого рода сновидениям, в которых, согласно древним легендам, людям являлись образы богов, а художникам и поэтам являются прообразы их творений.

В античных искусствах эти принципы, согласно Ницше, фактически противоположны и ведут постоянный диалог, а нередко и борьбу друг с другом. Однако они тяготеют друг к другу и достигают своего гармонизирующего единства только в аттической трагедии. Аполлоновское находит свое наиболее полное выражение в произведении художника (словесном, в картине, в скульптуре), напротив, дионисийское наиболее полно выражается в самом художнике, который фактически в экстатическом танце или при исполнении музыки перестает быть художником, а превращается в свое собственное произведение.

В новоевропейской культуре со времен Возрождения Ницше видел опасное преобладание аполлоновского начала и сознательное вытеснение дионисийского. Поэтому в своем радикальном требовании «переоценки всех ценностей» он стоит за восстановление прав дионисийского в культуре и искусстве, как важнейшего жизненного творческого принципа. Ницше связывал дионисийское также с глубинными восточными влияниями на греческую культуру. Если в классической античности он усматривал преобладание аполлоновского или некую гармонию аполлоновского и дионисийского, то эллинизм для него пронизан духом дионисийского.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч. Т. 1. М., 1990.

Связь с другими объектами-идеями

Наиболее тесно на данном этапе идея аполлоновского и дионисийского связана с идеями рационализма и иррационализма, через диалектику которых и определяется ее содержание.

Античность
antic

Описание периода

Древняя Греция – группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н.э. до I века до н.э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии. Возникшая Древняя Греция была создана одним этносом – греками или эллинами. Этнос включал в себя четыре племенные группы индоевропейского происхождения – ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра, Олимпийских игр и т. д.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса (архаический) и начинается период расцвета (классический). Победа греков, окончательное формирование классического рабовладения, развитие полисной демократической системы способствовало подъему социально-экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры с центром в Афинах во времена правления Перикла (461-429 до н.э.). В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию. В классический период науке, культуре и искусству придавалось большое значение в воспитании и образовании полноценного гражданина. В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда — физический и умственный, первый из которых считался уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным для гражданина полиса. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она присутствовала во всех ее сферах, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу, — научному и рациональному, — так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство.

Культура Древней Эллады, в отличие от предшествующих, приобретала гражданский характер. Доминанта сознания грека - гражданина полиса - ощущение свободы. Оно нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и постепенно угасает в эпоху эллинизма. Именно свобода является основной несущей конструкцией здания уникальной древнегреческой культуры. Демократия порождала и укрепляла в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношениях с богами. Мир богов был подобен миру людей, мотивы их поступков - подобны человеческим. Сверхчеловечность для греков - это красота и абсолютная гармония, причем божественную "идеальность" они считали достижимой и для человека, по крайней мере, для героев. Древний грек принимает природу такой, какой она видится ему - с тайнами и опасностями. Жизнь для него - борьба, но в ней есть и упоение победой. И хоть за жизнью следует смерть, главное в жизни - радость. Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, - красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцом для европейской культуры Нового времени. Агонистика - состязательность - ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно - в спортивных играх.

Таким образом, наиболее характерные особенности древнегреческой культуры - высокая степень развития художественного творчества: мифологии, философии, скульптуры, архитектуры, лирики, театра.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В XIX веке сложилась теория «греческого чуда» — абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.

Античная литература занимает в мировом наследии особое место. Наследуя идеи античной мифологии, она демонстрирует тесную связь с мифом, магией, религиозным культом, ритуалом, при этом ей были присущи публичные формы существования, в том числе в форме театра. Она была тесно связана с музыкой, философией, риторикой, моралью, политикой и использовала все доступные эстетические приемы для донесения своих идей. Именно в античной литературе появляется дихотомия аполлоновского и дионисийского, которая в дальнейшем станет важнейшей идеей европейской философии и культуры.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Дионис в древнегреческой мифологии — бог вина (сын Семелы и Зевса), отождествлялся с римским божеством — Вакхом, в честь которого совершались оргии — вакханалии. Бог  Аполлон –  “самый греческий” из всех греческих богов, в нем видели средоточие света и умеренности. Аполлон — воплощение духа Эллады, греческой классики, в противоположность дионисийским течениям в эллинизме. Он олицетворяет разум, гармонию, совершенство. Поэзия как вид искусства, как одухотворение самой жизни являет собой бытие Аполлона. Она близка к духовному воплощению реальности в ее полифонии.

Дионисийское: находило воплощение в языческой стихии танца. Дионисийская сила язычества (в противовес христианству) актуализируется в теле как необходимом “материале” хореографии. Дионисийская, опьяненная пляска черпает выразительную силу в жестовой природе танца. Такой танец спонтанен, стихиен, олицетворяет жизненную сторону бытия.

Лосев определяет аполлоновское и дионисийское как стихии античного духа. Синтез этих начал заключается в их борьбе и соединении. Наивысший синтез аполлоновского и дионисийского происходит в античной трагедии. Драма есть аполлоническое воплощение дионисийских познаний и влияний и тем отделена от эпоса пропастью.

В литературе аполлоническое сознание воплощено прежде всего в гомеровском эпосе, в частности, в ярких и светлых образах Олимпийского пантеона. Дионисийское начало, постепенно переходившее из внелитературных форм во вполне канонические, в т. ч. в некоторые виды архаической греческой лирики, окончательно раскрывается в аттической трагедии, где устанавливается идеальный баланс между ним и аполлоническим началом, чем и объясняется уникальная художественная сила этого жанра классической литературы.

Лосев А.Ф., Философия. Мифология. Культура, М., 1991.

Таким образом, идея аполлоновского и дионисийского  берет свое начало в античной мифологии, на основе которой формируется специфика античной эстетики, имеющей две тенденции: рациональную, организованную и иррациональную, неупорядоченную, соединяющихся в уникальном феномене античной трагедии.

Связь с другими объектами-идеями

Аполлоновское и дионисийское являются уникальными феноменами античной культуры, соединяя в себе противоречивые идеи рационального и иррационального, антропоцентризма и космоцентризма, гармонии и хаоса.