Описание объекта-идеи в контексте данного периода
В XX в. антиномия аполлоновского и дионисийского оказалась созвучной глобальной культурно-духовной ситуации. Применительно к искусству концепцию Ницше активно использует О.Шпенглер, заменяя дионисийское термином «фаустовское». При этом в его интерпретации «аполлонический язык форм вскрывает ставшее, фаустовский — прежде всего становление». Отсюда далеко идущие последствия в культуре, философии, эстетике, искусстве XX в., особенно в новаторских («продвинутых») художественных потоках — авангарде, модернизме, постмодернизме, ПОСТ-культуре в целом. Здесь на первый план выдвигается иррациональное дионисийское начало. Оно преобладает в таких направлениях, как дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, алеаторика, конкретная музыка, театр абсурда, литература потока сознания, во многих перформансах и хэппенингах и в ряде других самых современных арт-проектов и практик. Фактически глобальное новаторское направление в художественной культуре XX в. может быть без преувеличения охарактеризовано как проходящее под знаменем дионисийского. Этим в какой-то мере объясняется и пристальный интерес современной художественной культуры, начиная со времен импрессионизма и постимпрессионизма, к восточным культурам и культам, во многих из которых дионисийское начало было преобладающим.
Таким образом, на современном этапе аполлоновское и дионисийское начала рассматриваются как фундаментальные основания содержания искусства, бытия и культуры, фиксирующие направленность и характер последних.
Ключевые авторы
О. Шпенглер
Шпенглер сравнивал дионисийское с фаустовским началом в содержании художественного произведения и усматривал динамику проникновения аполлоновского и дионисийского: “Все фаустовское стремится к исключительному господству. Для аполлонического мирочувствования — ... терпимость подразумевается сама собой. Она принадлежит к стилю воленепроницаемой атараксии...
Фаустовский инстинкт, деятельный, волевой, наделенный вертикальной тенденцией готич. соборов... требует терпения, т.е. пространства для собственной активности”. Дионисийский элемент в искусстве связан с мужским активным началом. Аполлонический, созерцательный аспект имеет отношение к женской, умиротворенной природе, где сильнее преобладает “аполлоническое жизнечувствование”.
Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. том 2. Всемирно-исторические перспективы Закат Европы / Авт. вступит, статьи А.П. Дубнов, авт. комментариев Ю.П. Бубенков и А.П. Дубнов. - Новосибирск: ВО "Наука". Сибирская издательская фирма, 1993. - 592 с.
Связь с другими объектами-идеями
Аполлоновское и дионисийское начала в XX в. вновь, как и в античной трагедии, начинают рассматриваться в связи с идеей гармонии, так как ориентация на любое из начал в отдельности приводит к негативным последствиям для человека, культуры и цивилизации.