ATOM (от греч. άτομος — неделимый), понятие др.-греч. философии, введённое Леекиппом для обозначения мельчайших, далее уже неделимых единиц бытия, из к-рых состоят все вещи (лат. пер.— Individuum). Согласно Левкиппу и Демокриту, А. не обладают к.-л. качествами, отличаясь друг от друга лишь фигурой, величиной и расположением в пространстве, и находятся в непрерывном движении (уподоблявшемся Демокритом движению пылинок в воздухе). Понятие А. было заимствовано у Демокрита Эпикуром и его школой, а позднее вошло в арсенал науки нового времени. (с. 41).
АТОМИСТИКА, атомизм, учение о дискретном -(прерывистом) строении материи. В более широком смысле атомизм обозначает дискретность объекта, процесса, свойства (социальный атомизм, логич. атомизм и др.) (с. 41 – 42).
Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.
АТОМИЗМ, термин, принятый для обозначения совокупности натурфилософских учений о дискретной структуре материи, времени или пространства. Традиционно применим к учению о телесных атомах (греч. ατομος, «неделимый») Демокрита и Эпикура; однако в широком смысле атомистической именуется всякая теория дискретного бытия. В таком случае допустимо говорить об атомизме применительно к тем философам, которые не употребляли термин «атом» и даже не были сторонниками материалистических взглядов (с. 196).
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+», «Реабилитация», 2009.
АТОМИЗМ (от греч. atomos — неделимый) — учение о дискретном строении материи. В более широком смысле термином « А. » обозначается также дискретный подход в исследованиях различного рода (логический А., социальный А. и др.) (с. 78).
Древнегреческий атомизм Левкиппа и Демокрита
Описание периода
Античность (от лат. antiquitas – древность, старина) – цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (5 – 4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.– политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500 –449 гг. до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни, подъёма национального самосознания и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443 – 429 гг. до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431– 404 гг. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
Характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – Космоса, природы, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа была в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей?
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Появление первых философских школ, становление античной традиции мышления, обсуждение проблемы первоначала как главной проблемы философии.
В концептуальном плане идея атомизма – результат отрицания возможности существования актуальной бесконечности.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Представим себе два кувшина. Один наполнен водой, в второй – пустой. Перельем половину воды в пустой кувшин и выльем ее. Затем снова перельем половину оставшейся вод и выльем и т.д. Наступит ли такой момент, когда останется частичка воды, которую поделить надвое уже будет нельзя? Поскольку бесконечность не существует, Демокрит сделал вывод о том, что все тела делимы не до бесконечности, а до предела, т.е. состоят из неделимых частиц, или атомов.
Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.
Учение А. повлияло на формирование атомизма, возникшего несколько позднее (по Диогену Лаэртию, Демокрит «был молод, когда Анаксагор был стар» - А 5). Атомизм оказался полной альтернативой Анаксагоровой теории: атомы по определению неделимы, гомеомерии А. бесконечно делимы; атомам присуще движение от века, гомеомериям — нет; атомы обладают формально-количественными характеристиками, у А. вещи - качественными; космогенез мыслится в атомистической версии как процесс соединения атомов в разнообразные сочетания, у А. - как процесс разделения первичной смеси Умом, однако дальнейшее описание формирования космической системы и образования земли в обеих системах весьма сходно. По мнению Аристотеля, в сравнительной оценке Анаксагорово учение уступает демокритовскому как менее продуманное и тонкое (с. 114).
Атомарную природу, по Демокриту, имеет также и пространство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи представляют собой предел её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.
Применял математический атомизм при решении задач по нахождению площадей, поверхностей и объемов различных фигур и геометрических тел.
Связь с другими объектами-идеями
История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура соотносится с учением о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движения (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же причин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и делятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (континуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.
Античный стоицизм и эпикуреизм
Описание периода
Эллино-римский период античной философии длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. Его принято делить на эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.) этапы. Одной из характерных особенностей элинно-римского периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского в 323 году до н.э., в результате долгих войн между преемниками Александра Великого. Эпоха диадохов характеризовалась переходом от полисной политической системы к наследственным монархиям на завоеванных территориях, во главе которых стоял цари, опиравшиеся на мощный бюрократический аппарат. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что подтверждается наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира. Также в это время зародилось классическое рабство. Греческая общественная структура представляла собой смесь из традиционных греческих и восточных элементов, с распространенными политическими и экономическими вертикальными связями. Несмотря на упадок полисной системы, полис как самостоятельная община сохраняет свою социально-политическую независимость в рамках эллинистических монархий. Такие города, как Александрия пользуются автономными правами, а их граждане – особыми привилегиями. Это отражается в философии, которая уходит от познания объективного мира и политики и фокусируется на индивидуализме, этике и морализировании либо скептицизме и агностицизме. В эллино-римский период возникают такие философские учения, как эпикуреизм и стоицизм. Оба эти учения были призваны обеспечить человеку душевный покой и счастье, которые виделись в самодостаточности (автаркии), безразличии (апатии) и невозмутимости (атараксии). Позже интерес к философии вовсе падает, и на смену ей приходят мистические и религиозно-философские учения.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Эпикур воспринял учение Левкиппа И Демокрита об атомах и выстроил свою концепцию, дополнив атомизм этическим и эпистемологическим содержанием, связав его со свободой воли и познаваемостью объектов.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Атомы – неделимые частицы материи, имеющие вес и движущиеся хаотически (обладающие свободой); существуют в огромном количестве, достаточном для образования нескольких миров.
К свойствам атома, обрисованным Демокритом, Эпикур прибавил вес атома. Он подчеркнул, что атомы имеют не только величину, фигуру, размеры, но и, будучи "тельцами", имеют определенную тяжесть. Также и под действием того или иного своего веса различные атомы образуют тела; вес тел, таким образом, связан с весом атомов. Эпикур стремился обосновать атомистическую концепцию и уделяет центральное внимание логике атомистического рассуждения
Если у Демокрита подход был натурфилософским, то Эпикур старается основательно разработать именно внутреннюю логику атомистической концепции (Мотрошилова Н.В. Внутренняя логика атомизма и позиция Эпикура./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.90).
Он пытается осмыслить, почему стал необходим атомизм. Почему стала необходимой идея о плюральном, неделимом начале? Эпикур отчетливее высветил внутреннюю логику атомизма.
«Письме к Геродоту»: "...вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природе, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются... В числе тел одни суть соединения, а другие — то, из чего образованы соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы, если не должно все уничтожиться в несуществующее, а что-то должно оставаться сильным при разложениях соединений... Таким образом, необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями)..."(Антология мировой философии: В 4 т. М., Т. 1, ч. 1. С. 348.
Атомов настолько много, что они могут образовывать несколько миров.
Но главное отличие атомизма Эпикура – это идея свободы атомов, т.е. возможности случайности их движения. Атомы движутся в каких-то строго предопределенных направлениях, а случайным образом. Их движение беспорядочное, обладает множеством степеней свободы, и потому в сочетаниях, которые из атомов возникают, заключено немало элементов случайности, возможны отклонения от жесткого порядка.
АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ (Άσκληπιάδης 6 Βιθυνός) (120-56 до н. э.), греческий ученый, врач, сторонник атомизма, работал в Риме. Был современником Антиоха Аскалонского, который отзывается о нем в своей книге «Правил» (Κανονικά) как о знаменитом враче, успешно обратившемся к занятиям философией (ар. Sext. Adv. math. VII 202) (с. 190).
А. воспринял атомистическую теорию Гераклида Понтийского о «несопряженных телах» (αναρμοι όγκοι), которую соединил с гипотезой о мельчайших «порах» (πόροι). Наличием в телах пор А. объяснял всякого рода взаимодействия, в частности, веществ в растворах, а также функционирование живого организма; эти идеи А. восходят к учению о порах Стратона из Лампсака. Учение А. имеет черты, родственные атомизму Демокрита-Эпикура: в одном случае первоосновами объявляются атомы и пустота, в другом - «тела»-оу/<:о1 и поры. В отличие от Демокрита, А. признает за первичными телами способность испытывать воздействие, не считая их άπαθζίς. Существенное отличие состояло и в том, что у А. «элементы» могли расчленяться на фрагменты и обладали качеством (Sext. Pyrrh. Ill 33: θραυστακαϊποια; Cael. Aur. De morb. acut. I, 14: «тельца, corpuscula, распадающиеся на бесконечные части»).
Связь с другими объектами-идеями
История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура соотносится с учением о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движения (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же причин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и делятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (континуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.
Средние века. Фома Аквинский
Описание периода
Средневековье (Средние века) – это период, занявший свое время в человеческой истории, который является следующим после времен античности (древнего мира), а также предшествующий периоду времени, которое называется Новой историей или же Новым временем.
Промежуток времени, когда существовало средневековье, взял свое начало в конце 5 века, и закончился во второй половине 15 века. Также, событие, когда Рим был взят Одоакром, в 476 году, принято считать началом средневековья, что правда условно. События, с которыми принято считать окончание средневековья, это всем известное открытие Америки в 1492 году, или крах Константинополя в 1453 году.
Центром атомистических исследования становится основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта – Александрия. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей. В арабских странах алхимия развивалась достаточно активно, в Европе, в связи с сильным давлением со стороны церкви, развитие шло медленнее и осторожнее.
Философия средневековья характеризуется доминированием тесной связью с религией, доминированием идей теоцентризма, креационизма и провиденциализма. Принято выделять три ветви средневековой философии: западноевропейскую, византийскую (православную) и арабо-мусульманскую.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
В средневековье идея атомизма оказалась востребованной в рамках зарождающейся химии (позднее появится термин «алхимия»), центром возникновения которой принято считать Александрийскую академию. В Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia. Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". Впервые слово "химия" встречается в книге сицилийского астронома и математика Юлиуса Матерна Фирмика (336 г. н. э.).
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Атомы – неделимые частицы материи, движущиеся в пустоте, воздействуя на которые, можно превращать один химический элемент в другой.
Возрождение. Джордано Бруно
Метафизический материализм Нового времени
Описание периода
Новое время, или эпоха Просвещения – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Начало Нового времени, в западной и советской историографии, принято связывать с событиями Реформации 1517 года, английской революцией 1640 года. Окончанием данного периода принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Это эпоха освобождения от доминирования религиозного мировоззрения, время становления классического естествознания и науки в целом, эмпиризма и рационализма в философии. Благодаря Великим географическим открытиям Западная Европа в Новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран Азии и Африки. Для народов этих стран Новое время стало периодом жестокой европейской колонизации. Отличительной особенностью мировоззрения Нового времени является вера в разум, науку, прогресс и распространение гуманистических ценностей. Новое время привело к изменениям политического строя во многих европейских странах. Бурное развитие торговли, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали противоречить традиционному экономическому и политическому строю. С развитием мануфактур появился новый слой населения – буржуазия, численность которой в 18 веке сильно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Англия, Франция). С развитием науки и техники начинается промышленный переворот, и устаревшее мануфактурное производство вытесняется фабриками. В 18 веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. Европейцы научились в начале 18 века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В начале 19 века была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход. В результате социально-экономических изменений, большинство стран Европы переживают кризис абсолютной власти, в ряде стран возникают парламентские демократии. В Новое время начинает складываться современная система международных отношений. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.
Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм. Центром развития материализма в целом и атомистических представлений в частности становится Франция.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Определяющим фактором возрождения идеи атомизма стало возникновение классической науки и, прежде всего, классической механики Ньютона-Галилея, в рамках которой сформировалась механистическая научная картина мира.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Атомы – неделимые частицы материи, движущиеся в пустоте по законам классической механики и взаимодействующие друг с другом при помощи гравитационных сил.
В Новое время идея атомизма возрождается как общеметодологический принцип, отвечающий требованиям математизации знания в рамках зарождающегося естественнонаучного материализма. В 16 в. он приводит к пересмотру континуального представления о материи, формируются основы метафизического материализма, а 17 в. атомизм становится ведущим принципом естествознания (Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Б. Паскаль, Р. Бойль, О. Герике и др.). В рамках атомистической исследовательской программы субстрат мира («материя») представала разделенной на бескачественные, непроницаемые и неделимые части (атомы), которые, будучи наделены массой, могли служить мерой количества материи. С разработкой аналитической геометрии и исчисления бесконечно малых атом признается реально существующим физическим объектом, материя отождествляется с множеством атомов, элементарных носителей ее свойств. В области химии атом трактуется как наименьшая часть химического элемента, носителя его химических свойств.
Конец XIX – начало XX в. Планк, Эйнштейн
Описание периода
Конец 19 - начало 20 вв. характеризовались дальнейшим развитием индустриального общества в ведущих странах мира. За это время промышленное производство увеличилось почти втрое. Особенно быстрыми темпами развивалась Германия, которая составила конкуренцию мировому лидеру Англии. Между этими европейскими странами разгорелось соперничество в экономической и политической сферах. Процесс индустриализации требовал новых форм организации производства и больших капиталов. Финансовые и материальные ресурсы сосредоточились в руках узкого слоя банкиров и промышленников, получивших название «финансовая олигархия». Монополизировав промышленность финансовая элита играла не последнюю роль в политической жизни. Монополизация стала серьезным испытанием принципа рыночной экономики – свободной конкуренции. Рост промышленности обусловило, с одной стороны, расширение внутреннего рынка, а с другой – способствовало росту внешней торговли, которая, опираясь на совершенствование транспорта, стала весомым фактором экономической жизни. Национальные производители стремились завоевать новые рынки сбыта. Это приводило к обострению межгосударственных отношений. Ограничения в торговле, стремление товаропроизводителей уменьшить себестоимость обусловили появление нового явления – вывоз капитала, что способствовало формированию мирового рынка, главную роль в котором заняли европейские страны: Англия, Франция, Бельгия, Германия. Формирование мировой системы хозяйствования на основе экспансии европейского капитала нередко осуществлялось насильственными методами. На рубеже 19 – 20 вв. завершился процесс создания колониальных империй. Самой большой и богатой была британская. Таким образом, в конце 19 века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873 г., «Тройственный союз» 1882 г.). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам за передел уже поделенного мира. Первые такие войны начались в конце 19 века: испано-американская (1898 г.), англо-бурская (1899-1902 гг.), русско-японская (1904-1905 гг.), итало-турецкая (1911-1912 гг.). Несмотря на революции 18–19 вв. в Европе оставалось много пережитков прошлого. Поэтому во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Старая аристократия продолжала играть ведущую роль в политической жизни. Но завершение формирования индустриального общества в развитых государствах обусловило появление на политической арене рабочего класса как новой политической силы. Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине 19 – нач. 20 вв. стал марксизм. К началу 20 в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.) Благодаря реформам в 1871–1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.
Конец 19 — начало 20 вв. — это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. В конце 19 в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген — икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896—1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в 18 в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома. В начале 20 в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Во второй половине XIX в. был открыт еще один вид материи, помимо вещества, электромагнитное поле (М. Фарадей, Г. Герц). В конце XIX в, после открытия радиоактивности А. Беккерелем в 1896г., электрона Дж.Дж. Томсоном в 1897 г и последующей череды открытий делимости материи атомизм, основанный на идее неделимости «кирпичиков» мироздания, казалось бы, показывает свою несостоятельность. «Материя исчезает», элементарные частицы демонстрируют непривычные и даже абсурдные свойства (например, дифракция электронов ссылка).
Вместе с тем, идея атомизма становится необходимой для преодоления кризиса классической физики, связанного с ее неспособностью объяснить излучение абсолютно черного тела. Для решения этой проблемы Макс Планк в 1900 году выдвигает гипотезу о том, что энергия излучается и поглощается отдельными порциями-квантами. Гипотеза Планка стала основой квантовой теории и неклассического понимания атомизма.
В 1905 А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только электромагнитное, но и любое физическое поле имеет дискретную природу.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Мир состоит из квантов материи, времени и пространства.
Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи.
В XX в. происходит плюрализация философии и науки. Идея об истинности или ложности, как об основании принятия или непринятия идеи уходит в прошлое. Идея начинает рассматриваться как то, сквозь призму чего можно прояснить тот или иной аспект реальности и как то, что определяет деятельность человека. Многие классические философские идеи, отвергнутые наукой, так же как атомизм, на каком-либо этапе развития, показали глубину своего содержания и возможность неклассической интерпретации. Атомизм применяется в различных сферах – от физики струн до социальных систем и информационных технологий.
Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи.
В XX в. происходит плюрализация философии и науки. Идея об истинности или ложности, как об основании принятия или непринятия идеи уходит в прошлое. Идея начинает рассматриваться как то, сквозь призму чего можно прояснить тот или иной аспект реальности и как то, что определяет деятельность человека. Многие классические философские идеи, отвергнутые наукой, так же как атомизм, на каком-либо этапе развития, показали глубину своего содержания и возможность неклассической интерпретации. Атомизм применяется в различных сферах – от физики струн до социальных систем и информационных технологий.
Cовременный этап: теория струн, темная материя и темная энергия, квалиа, социальный атомизм, цифровой атомизм
Развернутое и краткое описание данного периода.
к. XX – н. XXI в.
Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях.
Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи.
В XX в. происходит плюрализация философии и науки. Идея об истинности или ложности, как об основании принятия или непринятия идеи уходит в прошлое. Идея начинает рассматриваться как то, сквозь призму чего можно прояснить тот или иной аспект реальности и как то, что определяет деятельность человека. Многие классические философские идеи, отвергнутые наукой, так же как атомизм, на каком-либо этапе развития, показали глубину своего содержания и возможность неклассической интерпретации. Атомизм применяется в различных сферах – от физики струн до социальных систем и информационных технологий.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода (развернутое и краткое).
Любые объекты состоят из конечного количества элементов
Современная идея атомизма – это дискретный подход в исследованиях различного рода (логический атомизм, социальный атомизм и др.).
теория струн
темная материя
темная энергия
квалиа
социальный атомизм
логический атомизм (Б. Рассел, Л. Витгенштейн)
цифровой атомизм
Ключевые авторы (с указанием произведений и цитированием)
А. возникла в антич. философии; одним из её основоположников был Демокрит, согласно к-рому материя состоит из мельчайших частиц — атомов. Ато¬марную природу, по Демокриту, имеет также и прост-ранство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи представляют собой предел её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.
Первоначально А. была натурфилос. гипотезой; с по¬явлением химии и физики она стала естественнонауч. учением. В рамках естествознания произошло уточне¬ние её осн. понятий: атом стал рассматриваться как наименьшая часть химич. элемента, являющегося но¬сителем его химич. свойств. Наряду с понятием атома было введено представление о молекуле: в отличие от атома, молекула представляет собой наименьшее коли¬чество вещества, вступающее в химич. реакцию, и со¬стоит из атомных ядер и электронной оболочки, обра¬зованной внеш. валентными электронами атомов. При¬менение А. в химии и физике позволило решить ряд фундаментальных проблем этих наук — объяснить ме¬ханизм химич. реакций, понять природу тепловых процессов (молекулярно-кинетич. теория теплоты), вы¬явить статистич. характер ряда законов (напр., закона возрастания энтропии).
Своё дальнейшее развитие А. получила в 20 в. В 1900 М. Планк показал, что процессы излучения и погло¬щения энергии носят дискретный характер. В 1905 А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только электромагнитное, но и любое физич. поле имеет дискретную природу.
Адекватное филос. понимание А. развивает диалектич. материализм, согласно к-рому А. не сводится к утверждению абс. дискретности материи. Материя включает в себя не только элемент дискретности, но и непрерывности. При определ. условиях различие между дискретностью и непрерывностью оказывается относительным. А. может быть правильно понята только в свете учения о неисчерпаемости материального мира, к-рое отрицает существование абсолютно простых ато¬мов, лежащих в фундаменте материи. Как отмечал Ф. Энгельс, «...дискретные части различных ступеней... являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качественные формы существования всеобщей материи...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с. 608—09) (с. 41 – 42). � неклассической интерпретации. Атомизм применяется в различных сферах – от физики струн до социальных систем и информационных технологий.
Конец XIX – начало XX в. Планк, Эйнштейн
Описание периода
Конец 19 - начало 20 вв. характеризовались дальнейшим развитием индустриального общества в ведущих странах мира. За это время промышленное производство увеличилось почти втрое. Особенно быстрыми темпами развивалась Германия, которая составила конкуренцию мировому лидеру Англии. Между этими европейскими странами разгорелось соперничество в экономической и политической сферах. Процесс индустриализации требовал новых форм организации производства и больших капиталов. Финансовые и материальные ресурсы сосредоточились в руках узкого слоя банкиров и промышленников, получивших название «финансовая олигархия». Монополизировав промышленность финансовая элита играла не последнюю роль в политической жизни. Монополизация стала серьезным испытанием принципа рыночной экономики – свободной конкуренции. Рост промышленности обусловило, с одной стороны, расширение внутреннего рынка, а с другой – способствовало росту внешней торговли, которая, опираясь на совершенствование транспорта, стала весомым фактором экономической жизни. Национальные производители стремились завоевать новые рынки сбыта. Это приводило к обострению межгосударственных отношений. Ограничения в торговле, стремление товаропроизводителей уменьшить себестоимость обусловили появление нового явления – вывоз капитала, что способствовало формированию мирового рынка, главную роль в котором заняли европейские страны: Англия, Франция, Бельгия, Германия. Формирование мировой системы хозяйствования на основе экспансии европейского капитала нередко осуществлялось насильственными методами. На рубеже 19 – 20 вв. завершился процесс создания колониальных империй. Самой большой и богатой была британская. Таким образом, в конце 19 века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873 г., «Тройственный союз» 1882 г.). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам за передел уже поделенного мира. Первые такие войны начались в конце 19 века: испано-американская (1898 г.), англо-бурская (1899-1902 гг.), русско-японская (1904-1905 гг.), итало-турецкая (1911-1912 гг.). Несмотря на революции 18–19 вв. в Европе оставалось много пережитков прошлого. Поэтому во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Старая аристократия продолжала играть ведущую роль в политической жизни. Но завершение формирования индустриального общества в развитых государствах обусловило появление на политической арене рабочего класса как новой политической силы. Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине 19 – нач. 20 вв. стал марксизм. К началу 20 в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.) Благодаря реформам в 1871–1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.
Конец 19 — начало 20 вв. — это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира. В конце 19 в. немецкий физик Г. Герц открыл электромагнитные волны, В. К. Рентген — икс-лучи, проникающие в материальные предметы (на основе этого был создан аппарат, позволявший видеть внутреннее строение предметов и получивший название рентгеновского). Голландец Г. А. Лоренц разработал электронную теорию строения вещества. В 1896—1898 гг. французские учёные А. Беккерель, М. Склодовская-Кюри и П. Кюри положили начало изучению радиоактивности. Эти исследования опровергли утвердившиеся в 18 в. каноны механистической физики, традиционные представления об энергии, о неделимости атома. В начале 20 в. английский физик Э. Резерфорд обосновал новую модель строения атома и теорию радиоактивности. Немецкий физик М. Планк и датчанин Н. Бор развили квантовую теорию, которая объясняла природу передачи энергии в излучениях. Немецкий физик А. Эйнштейн разработал теорию относительности. В ней, в отличие от закона всемирного тяготения И. Ньютона, механизмы взаимного притяжения материальных объектов связывались с изменением свойств пространства и времени.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Во второй половине XIX в. был открыт еще один вид материи, помимо вещества, электромагнитное поле (М. Фарадей, Г. Герц). В конце XIX в, после открытия радиоактивности А. Беккерелем в 1896г., электрона Дж.Дж. Томсоном в 1897 г и последующей череды открытий делимости материи атомизм, основанный на идее неделимости «кирпичиков» мироздания, казалось бы, показывает свою несостоятельность. «Материя исчезает», элементарные частицы демонстрируют непривычные и даже абсурдные свойства (например, дифракция электронов ссылка).
Вместе с тем, идея атомизма становится необходимой для преодоления кризиса классической физики, связанного с ее неспособностью объяснить излучение абсолютно черного тела. Для решения этой проблемы Макс Планк в 1900 году выдвигает гипотезу о том, что энергия излучается и поглощается отдельными порциями-квантами. Гипотеза Планка стала основой квантовой теории и неклассического понимания атомизма.
В 1905 А. Эйнштейн теоретически обосновал идею дискретности электромагнитного поля. Согласно квантовой теории, не только электромагнитное, но и любое физическое поле имеет дискретную природу.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Мир состоит из квантов материи, времени и пространства.
Новое время, или эпоха Просвещения – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Начало Нового времени, в западной и советской историографии, принято связывать с событиями Реформации 1517 года, английской революцией 1640 года. Окончанием данного периода принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Это эпоха освобождения от доминирования религиозного мировоззрения, время становления классического естествознания и науки в целом, эмпиризма и рационализма в философии. Благодаря Великим географическим открытиям Западная Европа в Новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран Азии и Африки. Для народов этих стран Новое время стало периодом жестокой европейской колонизации. Отличительной особенностью мировоззрения Нового времени является вера в разум, науку, прогресс и распространение гуманистических ценностей. Новое время привело к изменениям политического строя во многих европейских странах. Бурное развитие торговли, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали противоречить традиционному экономическому и политическому строю. С развитием мануфактур появился новый слой населения – буржуазия, численность которой в 18 веке сильно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Англия, Франция). С развитием науки и техники начинается промышленный переворот, и устаревшее мануфактурное производство вытесняется фабриками. В 18 веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. Европейцы научились в начале 18 века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В начале 19 века была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход. В результате социально-экономических изменений, большинство стран Европы переживают кризис абсолютной власти, в ряде стран возникают парламентские демократии. В Новое время начинает складываться современная система международных отношений. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.
Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм. Центром развития материализма в целом и атомистических представлений в частности становится Франция.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Определяющим фактором возрождения идеи атомизма стало возникновение классической науки и, прежде всего, классической механики Ньютона-Галилея, в рамках которой сформировалась механистическая научная картина мира.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Атомы – неделимые частицы материи, движущиеся в пустоте по законам классической механики и взаимодействующие друг с другом при помощи гравитационных сил.
В Новое время идея атомизма возрождается как общеметодологический принцип, отвечающий требованиям математизации знания в рамках зарождающегося естественнонаучного материализма. В 16 в. он приводит к пересмотру континуального представления о материи, формируются основы метафизического материализма, а 17 в. атомизм становится ведущим принципом естествознания (Ф. Бэкон, Г. Галилей, П. Гассенди, Б. Паскаль, Р. Бойль, О. Герике и др.). В рамках атомистической исследовательской программы субстрат мира («материя») представала разделенной на бескачественные, непроницаемые и неделимые части (атомы), которые, будучи наделены массой, могли служить мерой количества материи. С разработкой аналитической геометрии и исчисления бесконечно малых атом признается реально существующим физическим объектом, материя отождествляется с множеством атомов, элементарных носителей ее свойств. В области химии атом трактуется как наименьшая часть химического элемента, носителя его химических свойств.
Средние века. Фома Аквинский
Описание периода
Средневековье (Средние века) – это период, занявший свое время в человеческой истории, который является следующим после времен античности (древнего мира), а также предшествующий периоду времени, которое называется Новой историей или же Новым временем.
Промежуток времени, когда существовало средневековье, взял свое начало в конце 5 века, и закончился во второй половине 15 века. Также, событие, когда Рим был взят Одоакром, в 476 году, принято считать началом средневековья, что правда условно. События, с которыми принято считать окончание средневековья, это всем известное открытие Америки в 1492 году, или крах Константинополя в 1453 году.
Центром атомистических исследования становится основанная Александром Македонским в 332 г до н.э. новая столица Египта – Александрия. Птолемей Сотер, соратник Александра, ставший после смерти последнего (323 до н.э.) царём Египта, основал Александрийскую академию, которая вместе с созданным при ней крупнейшим хранилищем античных рукописей – Александрийской библиотекой (около 700 000 рукописей) – просуществовала около тысячи лет (до VII в. н.э.). С академией связаны имена таких выдающихся мыслителей античности, как Евклид, Архимед, Птолемей. В арабских странах алхимия развивалась достаточно активно, в Европе, в связи с сильным давлением со стороны церкви, развитие шло медленнее и осторожнее.
Философия средневековья характеризуется доминированием тесной связью с религией, доминированием идей теоцентризма, креационизма и провиденциализма. Принято выделять три ветви средневековой философии: западноевропейскую, византийскую (православную) и арабо-мусульманскую.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
В средневековье идея атомизма оказалась востребованной в рамках зарождающейся химии (позднее появится термин «алхимия»), центром возникновения которой принято считать Александрийскую академию. В Александрийской академии произошло соединение теории (античной натурфилософии) и практических знаний о веществах, их свойствах и превращениях; из этого соединения и зародилась новая наука – khemeia. Само название химии обычно считается происходящим от древнего названия Египта – Кем или Хем – и, по-видимому, оно должно было означать нечто вроде "египетского искусства". Впервые слово "химия" встречается в книге сицилийского астронома и математика Юлиуса Матерна Фирмика (336 г. н. э.).
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Атомы – неделимые частицы материи, движущиеся в пустоте, воздействуя на которые, можно превращать один химический элемент в другой.
Античный стоицизм и эпикуреизм
Описание периода
Эллино-римский период античной философии длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. Его принято делить на эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.) этапы. Одной из характерных особенностей элинно-римского периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского в 323 году до н.э., в результате долгих войн между преемниками Александра Великого. Эпоха диадохов характеризовалась переходом от полисной политической системы к наследственным монархиям на завоеванных территориях, во главе которых стоял цари, опиравшиеся на мощный бюрократический аппарат. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что подтверждается наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира. Также в это время зародилось классическое рабство. Греческая общественная структура представляла собой смесь из традиционных греческих и восточных элементов, с распространенными политическими и экономическими вертикальными связями. Несмотря на упадок полисной системы, полис как самостоятельная община сохраняет свою социально-политическую независимость в рамках эллинистических монархий. Такие города, как Александрия пользуются автономными правами, а их граждане – особыми привилегиями. Это отражается в философии, которая уходит от познания объективного мира и политики и фокусируется на индивидуализме, этике и морализировании либо скептицизме и агностицизме. В эллино-римский период возникают такие философские учения, как эпикуреизм и стоицизм. Оба эти учения были призваны обеспечить человеку душевный покой и счастье, которые виделись в самодостаточности (автаркии), безразличии (апатии) и невозмутимости (атараксии). Позже интерес к философии вовсе падает, и на смену ей приходят мистические и религиозно-философские учения.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Эпикур воспринял учение Левкиппа И Демокрита об атомах и выстроил свою концепцию, дополнив атомизм этическим и эпистемологическим содержанием, связав его со свободой воли и познаваемостью объектов.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Атомы – неделимые частицы материи, имеющие вес и движущиеся хаотически (обладающие свободой); существуют в огромном количестве, достаточном для образования нескольких миров.
К свойствам атома, обрисованным Демокритом, Эпикур прибавил вес атома. Он подчеркнул, что атомы имеют не только величину, фигуру, размеры, но и, будучи "тельцами", имеют определенную тяжесть. Также и под действием того или иного своего веса различные атомы образуют тела; вес тел, таким образом, связан с весом атомов. Эпикур стремился обосновать атомистическую концепцию и уделяет центральное внимание логике атомистического рассуждения
Если у Демокрита подход был натурфилософским, то Эпикур старается основательно разработать именно внутреннюю логику атомистической концепции (Мотрошилова Н.В. Внутренняя логика атомизма и позиция Эпикура./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.90).
Он пытается осмыслить, почему стал необходим атомизм. Почему стала необходимой идея о плюральном, неделимом начале? Эпикур отчетливее высветил внутреннюю логику атомизма.
«Письме к Геродоту»: "...вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природе, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются... В числе тел одни суть соединения, а другие — то, из чего образованы соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы, если не должно все уничтожиться в несуществующее, а что-то должно оставаться сильным при разложениях соединений... Таким образом, необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями)..."(Антология мировой философии: В 4 т. М., Т. 1, ч. 1. С. 348.
Атомов настолько много, что они могут образовывать несколько миров.
Но главное отличие атомизма Эпикура – это идея свободы атомов, т.е. возможности случайности их движения. Атомы движутся в каких-то строго предопределенных направлениях, а случайным образом. Их движение беспорядочное, обладает множеством степеней свободы, и потому в сочетаниях, которые из атомов возникают, заключено немало элементов случайности, возможны отклонения от жесткого порядка.
АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ (Άσκληπιάδης 6 Βιθυνός) (120-56 до н. э.), греческий ученый, врач, сторонник атомизма, работал в Риме. Был современником Антиоха Аскалонского, который отзывается о нем в своей книге «Правил» (Κανονικά) как о знаменитом враче, успешно обратившемся к занятиям философией (ар. Sext. Adv. math. VII 202) (с. 190).
А. воспринял атомистическую теорию Гераклида Понтийского о «несопряженных телах» (αναρμοι όγκοι), которую соединил с гипотезой о мельчайших «порах» (πόροι). Наличием в телах пор А. объяснял всякого рода взаимодействия, в частности, веществ в растворах, а также функционирование живого организма; эти идеи А. восходят к учению о порах Стратона из Лампсака. Учение А. имеет черты, родственные атомизму Демокрита-Эпикура: в одном случае первоосновами объявляются атомы и пустота, в другом - «тела»-оу/<:о1 и поры. В отличие от Демокрита, А. признает за первичными телами способность испытывать воздействие, не считая их άπαθζίς. Существенное отличие состояло и в том, что у А. «элементы» могли расчленяться на фрагменты и обладали качеством (Sext. Pyrrh. Ill 33: θραυστακαϊποια; Cael. Aur. De morb. acut. I, 14: «тельца, corpuscula, распадающиеся на бесконечные части»).
Связь с другими объектами-идеями
История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура соотносится с учением о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движения (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же причин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и делятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (континуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.
Древнегреческий атомизм Левкиппа и Демокрита
Описание периода
Античность (от лат. antiquitas – древность, старина) – цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (5 – 4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.– политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500 –449 гг. до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни, подъёма национального самосознания и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443 – 429 гг. до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431– 404 гг. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.
Характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – Космоса, природы, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа была в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей?
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Появление первых философских школ, становление античной традиции мышления, обсуждение проблемы первоначала как главной проблемы философии.
В концептуальном плане идея атомизма – результат отрицания возможности существования актуальной бесконечности.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Представим себе два кувшина. Один наполнен водой, в второй – пустой. Перельем половину воды в пустой кувшин и выльем ее. Затем снова перельем половину оставшейся вод и выльем и т.д. Наступит ли такой момент, когда останется частичка воды, которую поделить надвое уже будет нельзя? Поскольку бесконечность не существует, Демокрит сделал вывод о том, что все тела делимы не до бесконечности, а до предела, т.е. состоят из неделимых частиц, или атомов.
Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.
Учение А. повлияло на формирование атомизма, возникшего несколько позднее (по Диогену Лаэртию, Демокрит «был молод, когда Анаксагор был стар» - А 5). Атомизм оказался полной альтернативой Анаксагоровой теории: атомы по определению неделимы, гомеомерии А. бесконечно делимы; атомам присуще движение от века, гомеомериям — нет; атомы обладают формально-количественными характеристиками, у А. вещи - качественными; космогенез мыслится в атомистической версии как процесс соединения атомов в разнообразные сочетания, у А. - как процесс разделения первичной смеси Умом, однако дальнейшее описание формирования космической системы и образования земли в обеих системах весьма сходно. По мнению Аристотеля, в сравнительной оценке Анаксагорово учение уступает демокритовскому как менее продуманное и тонкое (с. 114).
Атомарную природу, по Демокриту, имеет также и пространство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи представляют собой предел её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.
Применял математический атомизм при решении задач по нахождению площадей, поверхностей и объемов различных фигур и геометрических тел.
Связь с другими объектами-идеями
История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура соотносится с учением о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движения (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же причин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и делятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (континуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.