Древнегреческий атомизм Левкиппа и Демокрита
p1

Описание периода

Античность (от лат. antiquitas – древность, старина) – цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (5 – 4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.– политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания такого коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500 –449 гг. до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни, подъёма национального самосознания и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443 – 429 гг. до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431– 404 гг. до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

Характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – Космоса, природы, мира в целом. Главная заслуга философов раннего этапа была в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей?

Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Появление первых философских школ, становление античной традиции мышления, обсуждение проблемы первоначала как главной проблемы философии.

В концептуальном плане идея атомизма – результат отрицания возможности существования актуальной бесконечности.

 

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Представим себе два кувшина. Один наполнен водой, в второй – пустой. Перельем половину воды в пустой кувшин и выльем ее. Затем снова перельем половину оставшейся вод и выльем и т.д. Наступит ли такой момент, когда останется частичка воды, которую поделить надвое уже будет нельзя? Поскольку бесконечность не существует, Демокрит сделал вывод о том, что все тела делимы не до бесконечности, а до предела, т.е. состоят из неделимых частиц, или атомов.

Ключевые авторы

Анаксагор

Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - 896 с.

Учение А. повлияло на формирование атомизма, возникшего несколько позднее (по Диогену Лаэртию, Демокрит «был молод, когда Анаксагор был стар» - А 5). Атомизм оказался полной альтернативой Анаксагоровой теории: атомы по определению неделимы, гомеомерии А. бесконечно делимы; атомам присуще движение от века, гомеомериям — нет; атомы обладают формально-количественными характеристиками, у А. вещи - качественными; космогенез мыслится в атомистической версии как процесс соединения атомов в разнообразные сочетания, у А. - как процесс разделения первичной смеси Умом, однако дальнейшее описание формирования космической системы и образования земли в обеих системах весьма сходно. По мнению Аристотеля, в сравнительной оценке Анаксагорово учение уступает демокритовскому как менее продуманное и тонкое (с. 114).

Демокрит

Атомарную природу, по Демокриту, имеет также и пространство, состоящее из особого рода атомов — амер; если атомы материи представляют собой предел её физич. делимости, то амеры — предел математич. делимости пространства.

Архимед

Применял математический атомизм при решении задач по нахождению площадей, поверхностей и объемов различных фигур и геометрических тел.

Связь с другими объектами-идеями

История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура соотносится с учением о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движения (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же причин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и делятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (континуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.