
Описание периода
Эллино-римский период античной философии длился с конца 4 в. до н.э. по 5 в. н.э. Его принято делить на эллинистический (конец 4-2 вв. до н.э.) и римский (1 в. до н.э.- 5 в. н.э.) этапы. Одной из характерных особенностей элинно-римского периода явилось широкое распространение греческого языка и культуры на территориях, вошедших в состав диадохов, которые образовались после смерти Александра Македонского в 323 году до н.э., в результате долгих войн между преемниками Александра Великого. Эпоха диадохов характеризовалась переходом от полисной политической системы к наследственным монархиям на завоеванных территориях, во главе которых стоял цари, опиравшиеся на мощный бюрократический аппарат. Эти государства представляли собой общее культурное и экономическое пространство, что подтверждается наличием единой финансовой системы, а также масштабностью миграционных потоков в пределах эллинистического мира. Также в это время зародилось классическое рабство. Греческая общественная структура представляла собой смесь из традиционных греческих и восточных элементов, с распространенными политическими и экономическими вертикальными связями. Несмотря на упадок полисной системы, полис как самостоятельная община сохраняет свою социально-политическую независимость в рамках эллинистических монархий. Такие города, как Александрия пользуются автономными правами, а их граждане – особыми привилегиями. Это отражается в философии, которая уходит от познания объективного мира и политики и фокусируется на индивидуализме, этике и морализировании либо скептицизме и агностицизме. В эллино-римский период возникают такие философские учения, как эпикуреизм и стоицизм. Оба эти учения были призваны обеспечить человеку душевный покой и счастье, которые виделись в самодостаточности (автаркии), безразличии (апатии) и невозмутимости (атараксии). Позже интерес к философии вовсе падает, и на смену ей приходят мистические и религиозно-философские учения.
Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Эпикур воспринял учение Левкиппа И Демокрита об атомах и выстроил свою концепцию, дополнив атомизм этическим и эпистемологическим содержанием, связав его со свободой воли и познаваемостью объектов.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Атомы – неделимые частицы материи, имеющие вес и движущиеся хаотически (обладающие свободой); существуют в огромном количестве, достаточном для образования нескольких миров.
Ключевые авторы
Эпикур (342-341 и 271-270 гг. до н.э.) «О природе»
К свойствам атома, обрисованным Демокритом, Эпикур прибавил вес атома. Он подчеркнул, что атомы имеют не только величину, фигуру, размеры, но и, будучи "тельцами", имеют определенную тяжесть. Также и под действием того или иного своего веса различные атомы образуют тела; вес тел, таким образом, связан с весом атомов. Эпикур стремился обосновать атомистическую концепцию и уделяет центральное внимание логике атомистического рассуждения
Если у Демокрита подход был натурфилософским, то Эпикур старается основательно разработать именно внутреннюю логику атомистической концепции (Мотрошилова Н.В. Внутренняя логика атомизма и позиция Эпикура./История философии. Запад-Россия-Восток. Книга первая. Философия древности и средневековья.- М.:Греко-латинский кабинет, 1995 - с.90).
Он пытается осмыслить, почему стал необходим атомизм. Почему стала необходимой идея о плюральном, неделимом начале? Эпикур отчетливее высветил внутреннюю логику атомизма.
«Письме к Геродоту»: "...вселенная состоит из тел и пространства; что тела существуют, об этом свидетельствует само ощущение у всех людей, на основании которого необходимо судить мышлением о сокровенном, как я сказал прежде. А если бы не было того, что мы называем пустотой, местом, недоступной прикосновению природе, то тела не имели бы, где им быть и через что двигаться, как они, очевидно, двигаются... В числе тел одни суть соединения, а другие — то, из чего образованы соединения. Эти последние неделимы и неизменяемы, если не должно все уничтожиться в несуществующее, а что-то должно оставаться сильным при разложениях соединений... Таким образом, необходимо, чтобы первоначала были неделимыми телесными природами (субстанциями)..."(Антология мировой философии: В 4 т. М., Т. 1, ч. 1. С. 348.
Атомов настолько много, что они могут образовывать несколько миров.
Но главное отличие атомизма Эпикура – это идея свободы атомов, т.е. возможности случайности их движения. Атомы движутся в каких-то строго предопределенных направлениях, а случайным образом. Их движение беспорядочное, обладает множеством степеней свободы, и потому в сочетаниях, которые из атомов возникают, заключено немало элементов случайности, возможны отклонения от жесткого порядка.
Тит Лукреци Кар «О природе вещей»
АСКЛЕПИАД ИЗ ВИФИНИИ (Άσκληπιάδης 6 Βιθυνός) (120-56 до н. э.), греческий ученый, врач, сторонник атомизма, работал в Риме. Был современником Антиоха Аскалонского, который отзывается о нем в своей книге «Правил» (Κανονικά) как о знаменитом враче, успешно обратившемся к занятиям философией (ар. Sext. Adv. math. VII 202) (с. 190).
А. воспринял атомистическую теорию Гераклида Понтийского о «несопряженных телах» (αναρμοι όγκοι), которую соединил с гипотезой о мельчайших «порах» (πόροι). Наличием в телах пор А. объяснял всякого рода взаимодействия, в частности, веществ в растворах, а также функционирование живого организма; эти идеи А. восходят к учению о порах Стратона из Лампсака. Учение А. имеет черты, родственные атомизму Демокрита-Эпикура: в одном случае первоосновами объявляются атомы и пустота, в другом - «тела»-оу/<:о1 и поры. В отличие от Демокрита, А. признает за первичными телами способность испытывать воздействие, не считая их άπαθζίς. Существенное отличие состояло и в том, что у А. «элементы» могли расчленяться на фрагменты и обладали качеством (Sext. Pyrrh. Ill 33: θραυστα καϊ ποια; Cael. Aur. De morb. acut. I, 14: «тельца, corpuscula, распадающиеся на бесконечные части»).
Связь с другими объектами-идеями
История античного атомизма кроме учений Демокрита и Эпикура соотносится с учением о неделимых частях пространственной величины (первичные треугольники Платона, неделимые линии Ксенократа), времени, движения (Диодор Крон). По замечанию Аристотеля, «в силу одних и тех же причин и величина, и время, и движение слагаются из неделимых частей и делятся на них или, наоборот, не слагаются и не делятся» (Phys. VI, 231b). Альтернативой принципу дискретности был принцип непрерывности (континуума), сторонники которого (Аристотель, стоики) были главными его критиками.