Назад

Детерминизм

Современное определение

Детерминизм – (лат. determine определяю) идея обязательной определяемости всех вещей и явлений в мире другими вещами и явлениями

Наиболее часто идею детерминизма связывают с принципом причинности, однако сама идея детерминизма шире и включает в себя функциональную связь, связь состояний, целевую детерминацию и т.д.

В истории философии сложились три концепции детерминизма:

  • объективно-идеалистическая (Платон, Аристотель, Плотин, Гегель и др.);
  • субъективно-идеалистическая (Протагор, Беркли, Фихте, Кант и др.);
  • материалистическая (Демокрит, Гоббс, Гольбах, Фейербах, Энгельс и др.).

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Новейший философский словарь

Детерминизм – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций (с. 310).

Новая философская энциклопедия в 4-х т.

Детерминизм – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. Представления о детерминизме входят в структуру научного метода – они нацеливают исследование на анализ и раскрытие условий, причин и закономерностей, любых изменений в природе, обществе и мышлении (Т. 1, с. 631-632).

Вторая половина XX в.
p7

Описание периода

Вторая половина XX в. – период «холодной войны». Основной чертой, которой были непредсказуемое развитие международных отношений, гонка вооружений, биполярность мира («капиталистический мир» и «социалистический лагерь»), создание  противостоящих военно-политических блоков (ОВД, НАТО, СЕНТО, СЕАТО, АЗПАК, АНЗЮС) и угроза новой мировой войны. Благодаря миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций и осознанию политической элитой того, что «в ядерной войне нет победителей», позволило постепенно отказаться от догм «холодной войны» и перейти на путь «мирного сосуществования». В 1963 году в условиях стратегического паритета и на фоне Карибского кризиса США – СССР подписали Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в атмосфере, в космосе и под водой, что впервые с 1946 года привело к ослаблению международной напряженности. Постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству государств с различным социальным строем завершился и организационно оформился на Совещании по вопросам безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 33 европейских держав, США и Канады, проходившем в г. Хельсинки (Финляндия) в 1975 г. Заключительный Акт Хельсинского Совещания ввел в международные отношения новые нормы государственных контактов и закрепил нерушимость государственных границ в Европе, сложившихся после Второй мировой войны. Ситуация изменилась в 1979 году, когда Советский Союз вторгся на территорию Афганистана, что спровоцировало возвращение к «холодной войне». В 1985 году после прихода к власти М.С. Горбачева произошла переориентация внешнеполитического курса («новое мышление») на международное сотрудничество. К нач. 90-х гг. XX в. путем демократических революций в Восточной Европе и распада СССР исчезли лагеря социалистических государств, что заложило основу для новой мировой политики.

Крупносерийное машинное производство товаров на продажу распространилось на все сферы, включая сельское хозяйство, банковское дело, здравоохранение, образование, науку. НТР положила начало превращению индустриального общества в постиндустриальное, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Основная масса населения была сосредоточена в промышленных городах, происходит урбанизация культурной сферы, в этих условиях расширяются социальные контакты, меняется ритм жизни, содержание и формы образования. Информатизация культуры, придание духовному производству информативного характера, что делает его продукцию обычным товаром, ведет к формированию информационного общества. Космизация и нацеленность на охрану окружающей среды способствовали усилению, актуализации гуманистических аспектов в культуре, философии. Проблемы антропологии (науки о человеке) становятся центральными во всех науках об обществе – истории, психологии, социологии, политологии, экономике и др.

Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.

Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Во второй половине XX в. происходит становление и развитие наук о сложном. В рамках неравновесной термодинамики, теории катастроф, системных исследований формируется новое понимание причинности, основанное на идеях самоорганизации, детерминированного хаоса, статистической природы ряда закономерностей. Кроме того, в рамках развития гуманитарной парадигмы научного знания переосмысливаются понятия причинности и закономерности. Развитие информационных технологий потребовало введения и осмысления понятия информационной причинности. Нейронауки, получившие мощный инструментарий для эмпирического исследования когнитивной деятельности, вывели на первый план проблему возможности свободы воли человека в условиях детерминированности нейрофизиологических процессов.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Детерминация понимается как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных (многих) порядков, как системная взаимосвязь объектов и процессов. В качестве причины того или иного поведенческого акта выступает не отдельное событие, а система событий, или ситуация.

Ключевые авторы

Марио Бунге

М. Бунге предложил известную классификацию видов причинности, в которой он выделяет

  • причинную детерминацию, или причинение, под которым понимается детерминация действия посредством действующей (внешней) причины;
  • взаимодействие (взаимная причинность или функциональная взаимозависимость);
  • механическую детерминацию последующего предшествующим, обычно с прибавлением действующих причин и взаимных действий;
  • статистическую детерминацию конечного результата объединенным действием независимых или почти независимых сущностей;
  • структурную (или холистскую) детерминацию частей целым;
  • телеологическую детерминацию средств целями или задачами;
  • диалектическую детерминацию (или качественную самодетерминацию) всего процесса борьбой и последующим конечным синтезом его существенных внутренних противоположных компонентов.

Обобщая эту классификацию. М. Бунге подчеркивает, что причинность является лишь одной из разновидностей детерминизма и вместе с другими типами детерминизма составляет в итоге общий детерминизм (Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. М.: Изд-во иностр. лит., 1962).

И. Пригожин

Важный вклад в преодоление механистического детерминизма и становление новой картины мира внесли уже упомянутые выше исследования в области самоорганизации открытых неравновесных систем. Один из создателей теории таких систем И. Пригожин в работе, написанной в соавторстве с философом И. Стенгерс, отмечает: "В традиционном понимании законы природы были законами, описывающими замкнутую детерминистическую Вселенную, прошлое и будущее которой считались эквивалентными. Такое положение рассматривалось как триумф человеческого разума, проникшего за кажимость изменения... Теперь мы понимаем, что детерминистические симметричные по времени законы соответствуют только весьма частным случаям. Они верны только для устойчивых классических и квантовых систем, т.е. для весьма ограниченного класса физических систем. Что же касается несводимых вероятностных законов, то они приводят к картине "открытого" мира, в котором в каждый момент времени в игру вступают все новые возможности" (Пригожин И. Стенгерс И. Время, хаос, квант. М., 1994. С. 11.)

Конец XIX – первая четверть XX в.
p5

Описание периода

Конец XIX–начало XX в. – наиболее динамичный период в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезные изменения в мировоззрении в результате преобразований в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. С кон. XVIII века начинает терять свой статус «науки наук» философия. Со временем общество становиться сложно структурированным объектом для изучения, что привело к формированию отдельных областей науки как: экономика, историография, политология, правоведение. В этот период зарождается социология, в отличие от философии, которая изучает общие мировоззренческие вопросы бытия, социология, опирающаяся на экспериментальные методы, изучает общество в его конкретных проявлениях. Основателем социологической науки считается О. Конт (1798-1857), который первым предложил использовать научные методы в изучении общества. Английский биолог-натуралист Ч. Дарвин (1809-1882) первым обосновал теорию о том, что все виды животных эволюционируют во времени и происходят от общих предков, основным механизмов эволюции у Ч. Дарвина выступает естественный отбор. Немецкий физик, лауреат Нобелевской премии М. Планк (1858-1947) является основоположником квантовой физики. Его научные труды посвящены термодинамике, квантовой теории, оптике. М. Планк открыл закон распространения энергии, введя представление о квантах. Открытия в области физики, математики, биологии, химии создали основу для технического прогресса и позволили сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии. Миграционные потоки населения Европы, направлявшиеся в Америку, Австралию, Новую Зеландию заставляли конструкторов создавать новые суда. В 1864 г. в России построен первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта стало толчком в 1859 году для строительства Суэцкого канала. Появлялись новые средства связи. В 1876 г. А. Белл создал телефон. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, революция в промышленности, охватившая в первой половине XIX в. страны Европы и Северную Америку, создали условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Активно шло строительство фабрик и заводов. Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся экономическим спадом, сокращением производства и ростом безработицы. В условиях развития промышленности и экономических подъемов развиваются акционерные общества, контролирующие целые отрасли экономики (Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат).

В конце XIX века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873, «Тройственный союз» 1882). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам за передел уже поделенного мира. Первые войны начались в конце XIX века: испано-американская (1898), англо-бурская (1899-1902), русско-японская (1904-1905), итало-турецкая (1911-1912). Во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX–нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, от его собственной сущности и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871–1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов. К концу XIX в. сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923). В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеида. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

Развитие эволюционной теории привело к важнейшему повороту в содержании идеи детерминизма – оформлению концепции биологического детерминизма, объясняющего поведение живых существ не только причинно-следственными связями, но и целями (детерминация будущим).

В к. XIX – н. XX в. радикальные изменения, произошедшие в физике, обострили проблему понимания сущности детерминизма и его сводимости или несводимости к причинности. Поведение микрообъектов, подчиняющееся вероятностным закономерностям и описываемое статистическими методами, поставило в тупик классическую науку. Известная фраза А. Эйнштейна «господь Бог не играет в кости» демонстрирует непринятие квантового объяснения мира, где  в уравнениях используются не значения параметров или переменных, а вероятности того или иного их значения. Парадоксальность следствий квантовой теории и ее несовместимость с привычным пониманием мира потребовала пересмотра не только идеи причинности или детерминации, но и закономерности. С этого времени статистические закономерности приобретают статус полноценных законов.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Детерминизм на этом этапе не сводится к понятию «причинность», так как в него включаются непричинные типы обусловливания: функциональная, системная, целевая детерминация. Формируются представления о биологической и социальной детерминации, в которых целевая детерминация играет важнейшую роль. Причинно-следственные связи рассматриваются как нелинейные и имеющие вероятностный характер.

Ключевые авторы

Ч. Дарвин.

В эволюционной теории Ч. Дарвина и учении К. Бернара формируется идея биологического детерминизма.

Жизни присуща целесообразность, неистребимая устремленность отдельных целостных организмов к самосохранению и выживанию, вопреки разрушающим воздействиям среды. Дарвин объяснил эту телеологичность (целесообразность) естественными причинами. Нельзя понять поведение организма вне его наследственности, изменчивости и естественного отбора, вне приспособления к среде, в которой он должен выжить. Это создало еще одну форму объяснения психики с позиций детерминизма. Сознание стало рассматриваться как важный инструмент управления поведением, инструмент, благодаря которому происходит адаптация организма к среде.

Особенность биологического детерминизма, в отличие от механического, не знающего других причин, кроме предшествующих и актуально действующих, состоит в детерминации будущим, то есть событиями, которые, еще не наступив, определяют происходящее с организмом в данный момент При этом, как показал Дарвин, детерминация будущим применительно к поведению индивида обусловлена историей вида.

С этим была связана радикальная инновация в понимании детерминизма, который отныне означал не жесткую однозначную зависимость следствия от причины, а вероятностную детерминацию.

Новое время (Галилей, Ньютон, Лаплас)
p4

Описание периода

Новое время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Белой и Алой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы – мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Достижения в науке, особенно в механике, дали уверенность в том, что процессы, происходящие в мире, могут быть рассчитаны и управляемы, подобно механическому устройству. Классическая механика, которую можно разделить на три области – статику, кинематику и динамику – стала основанием мировоззрения Нового времени. В рамках механистической концепции материя отождествляется с веществом, а все явления природы объясняются механическим перемещением тел. Объектами изучения выступают физические тела и материальные частицы. Такого рода детерминизм имел религиозную основу: Бог – создатель Вселенной, благодаря чему, в мире все предопределено, а в рамках религиозно-философского направления – деизма, получившего распространение в XVII в., – мир представляется как огромный часовой механизм. Основоположником экспериментального естествознания считается Г. Галилей, утверждавший, что «законы природы написаны на языке математики». Заслугой Г. Галилея является формулировка принципа относительности, который стал центральным постулатом классической физики. Опираясь на идеи Г. Галилея и философию Р. Декарта, И. Ньютон разработал теорию, господствовавшую в науке с XVII до нач. XX в.
И. Ньютон попытался сформулировать элементарные законы, объясняющие широкий круг природных процессов с высокой степенью точности и полноты. Основу методологии И. Ньютона составляют индуктивный метод и экспериментальное определение количественных отношений между явлениями действительности. Основу классической механики составляют три закона, названные «законами Ньютона». И. Ньютону принадлежит теория тяготения, дающая ответ на вопрос о силе, заставляющей двигаться небесные тела. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература («Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность.

Ссылки на описание периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

На понимание детерминизма в данный период решающее влияние оказывали фундаментальные науки и прежде всего физико-математическое естествознание, изучающее наиболее глубинные уровни строения материи. В период становления и развития опытной науки в качестве базовых выступали модели детерминации, олицетворением которых явилась классическая механика. Основной особенностью этих моделей является строго однозначный характер всех связей и зависимостей, характеризующих исследуемые явления, системы и процессы , в связи с чем они называются моделями жесткой детерминации. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В 16-17 вв. понятие детерминизма начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия детерминации и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического детерминизма.

Детерминизм понимается как принцип, согласно которому весь мир подчинен строгим причинно-следственным связям и может быть однозначно описан законами классической механики. Если знать начальные условия состояния всех объектов во Вселенной и законы, по которым они взаимодействуют, то можно однозначно вычислить состояние любого объекта и мира в целом в любой момент в прошлом или будущем (лапласовский детерминизм).

Кратко суть классической идеи детерминизма выразил И. Пригожин: «Все задано».

Ключевые авторы

Пьер Симон Лаплас

Лаплас обосновал идею абсолютного детерминизма, т.е. того, что все происходящее имеет причину, а случайность существует только в человеческом понятии и представляет собой непознанную разумом необходимость. Он пытался объяснить весь мир, в том числе физиологические, психологические, социальные явления с точки зрения механистического детерминизма, который он рассматривал как методологический принцип построения всякой науки. Образец формы научного познания Лаплас видел в небесной механике. Таким образом, лапласовский детерминизм отрицает объективную природу случайности, понятие вероятности события.

Суть классического детерминизма демонстрирует высказывание Лапласа: «Современные события имеют с событиями предшествующими связь, основанную на очевидном принципе, что никакой предмет не может начать быть без причины, которая его произвела... Воля, сколь угодно свободная, не может без определенного мотива породить действия, даже такие, которые считаются нейтральными... Мы должны рассматривать современное состояние Вселенной как результат ее предшествующего состояния и причину последующего. Разум, который для какого-нибудь данного момента знал бы все силы, действующие в природе, и относительное расположение ее составных частей, если бы он, кроме того, был достаточно обширен, чтобы подвергнуть эти данные анализу, обнял бы в единой формуле движения самых огромных тел во Вселенной и самого легкого атома; для него не было бы ничего неясного, и будущее, как и прошлое, было бы у него перед глазами... Кривая, описываемая молекулой воздуха или пара, управляется столь же строго и определенно, как и планетные орбиты: между ними лишь та разница, что налагается нашим неведением» (Лаплас П.С. Изложение системы мира / Пер. В.М. Васильева. – Л.: «Наука», 1982. – С.  364 - 365).

«Лапласовский ум» - нарицательное именование аналитического ума.

Античность (Демокрит)
p1

Описание периода

Под «античностью» принято понимать (VIII в. до н. э. – V вв. н. э.) – цивилизации и культуры Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н. э.), как эпоха классической Греции или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.– политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными. Залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву.

Периодом расцвета греческой (эллинской) культуры принято считать V–IV до н.э., в котором отразились традиции, обычаи, взгляды свободных эллинов. Центрами древнегреческой науки располагались в Ионии – области, расположенной на восточном побережье Эгейского моря. Формируются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, Академия Платона, ликей Аристотеля, сады и др. Главной наукой считалась натурфилософия, поскольку она давала представление обо всех человеческих знаниях, окружающем мире. Это период развития науки можно охарактеризовать созданием теоретических конструкций в попытке объяснить состояние действительности, отсутствием  разделения на отдельные области наук. В своем развитии натурфилософия прошла несколько этапов: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Античная наука, как отдельная сфера духовной античной культуры развивалась благодаря людям, специализирующимся и заинтересованным в получении новых знаний. На данном этапе развития науки знания носят рациональный и теоретических характер, практически отсутствует экспериментальная база наук. Появление дедуктивного («Логика» Аристотель) и аксиоматического («Начала» Эвклид) методов изложения научных теорий и гипотез позволило заложить методологическую базу. С развитием письменности и усовершенствовании писчего материала (пергамент) появляются библиотеки (Александрийская библиотека). Постепенно письменность проникает в повседневный быт. В отличие от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии знания разрабатываются и хранятся не жрецами, а мыслителями, поэтому они не сакрализируют информацию, а готовы передавать их всем желающим. Научные труды и философские трактаты античности оформляются в литературные произведения. С развитием культуры возникает потребность в благоустройстве городов, что подталкивает на создание систем водоснабжения и канализации, развитие строительного ремесла, механики, химии.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Ученых уже не удовлетворяло представление о мире и материи как о чем-то неделимом и целом. Один из основателей материалистической философии Демокрит (ок. 470-460 до н.э.) первым вводит в науку понятие атомов – неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). По мнению Демокрита, нет явлений без причины: природа и история не имеют цели, но все события обусловлены. Материя вечна и ее возникновение не нуждается в объяснении – объяснять надо только изменения, а это возможно без привлечения веры и богов. Историческое место философии Демокрита определяется переходом древнегреческой натурфилософии к выработке понятий индивидуума и индивидуального бытия.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

Первые суждения об устройстве мира строились на основе весьма скудных знаний человека и выражались преимущественно в форме мифов. Они были нацелены на глобальное описание всей природы и протекающих в ней процессов. Для мыслителей античности были характерны представления о первоначалах и стихиях, которые обусловливали собою и объясняли разнообразные природные явления.

Становление античной философии изначально было связано с пересмотром мифологического объяснения мира и задачей выявления универсальных закономерностей, которым подчинены все происходящие в нем события, процессы или явления. Развитие астрономических и математических знаний, в том числе, воспринятых греками из ближневосточных стран, прежде всего, Египта и Вавилонии, подготовило основания для построения концепции взаимосвязанности явлений и закономерности бытия. Если в Египте и других культурах древнего мира математические истины возникали опытным путем и накапливались практически без систематизации, то в Греции изначально была предпринята попытка построения доказательной, дедуктивной теоретической математики как науки, объясняющей мироустройство и описывающей его законы.

Космос у пифагорейцев начинает трактоваться как огромное организованное и согласованное  в действиях всех частей единое целое. Появляется идея детерминизма как миропорядка, гармонии, противостоящих хаосу, беспорядку и случайности.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Сам термин «детерминизм» в античности отсутствует. Однако идея детерминизма, как определенности, обусловленности всего, происходящего в мире, возникает и развивается, прежде всего, в учении Демокрита об ананке.

Ключевые авторы

Демокрит

Демокрит придавал идее причинной обусловленности первостепенное значение и говорил, что одно причинное объяснение он предпочитает обладанию (самым могущественным в то время) персидским престолом.

В учении Демокрита об ананке идея детерминизма понимается как принцип причинности. Мир в целом — это беспредельная пустота, начиная многими отдельными мирами. Отдельные миры образоваются в результате того, что множество атомов, сталкиваясь друг с другом, образуют вихри — кругообразные движения атомов. В вихрях иные и тяжелые атомы скапливаются в центре, а более легкие и малые вытесняются к периферии. Так возникли земля и небо. Небо образует огонь, воздух, светила. Земля — центр нашего мира, на краю которого находятся звезды. Каждый мир замкнут. Число миров бесконечно.

В соответствии с принципом причинности любые события влекут за собой определенные следствия и в то же время представляют собой следствие из некоторых других событий, совершавшихся ранее. Демокрит понимал принцип детерминизма механистически, отождествляя причинность и необходимость. Все, что происходит в мире, не только причинно обусловлено, но и необходимо, неизбежно. Он отвергал объективное существование случайности, говоря, что человек называет событие случайным, когда не знает (или не хочет узнать) причины события. Мир атомистов — мир сплошной необходимости, в котором нет объективных случайностей.

События возникают и сменяют друг друга не хаотически и произвольно, а под действием факторов, которые доступны разумному объяснению и опытной проверке. Мысль является научной в тех пределах, в каких компасом для нее служит принцип детерминизма. Различия в ощущениях (например, звука, запаха) зависят от того, какие атомы попадают в органы чувств, и от того, как устроены сами эти органы, т.е. Демокрит дает детерминистское объяснение и психическим феноменам.

Несмотря на то, что Демокрит ввел идею детерминизма задолго до научного описания мира, ядро идеи дошло до нашего времени практически в неизменном мире. Можно сказать, что идея детерминизма оказалась невероятно устойчивой по отношению к любым научным открытиям и историческим процессам.

Аристотель

Причинность у Аристотеля трактуется шире и описывается в четырех видах:

  1. формальная (formalis) или сущностная (essential);
  2. материальная (то, из чего создаются объекты);
  3. движущая или «творящее» начало;
  4. целевая (то, ради чего создается объект, teleo - цель).

Аристотель распространил идею детерминизма как причинной обусловленности на психические явления.

В отличие от Демокрита, Аристотель мыслил живое существо иным, чем другие природные тела, считая психическое по своей сущности биологическим (формой жизни). Из этого следовало и новое понимание его детерминации, предполагавшее зависимость психических явлений не только от внешних воздействий, но и от ориентации на цель (телеологическая причина от греч. telos – цель и logos – слово). Поведение живых тел регулируется особой причиной. Аристотель назвал ее «конечной причиной». Под этим имелась в виду целесообразность действий души. Аристотель распространил этот объяснительный принцип на все сущее, утверждая, что «природа ничего не делает напрасно».

Аристотель также является одним из основоположников географического детерминизма. В «Политике» он писал, что «племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностями к ремеслам, но им не хватают мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии» (Аристотель. Политика. // Соч. в 4-х т. Т. 4. М., 1983. С. 601).