Назад

Движение

Современное определение

Движение - идея изменчивости бытия вследствие взаимодействия объектов.

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философия науки: Словарь основных терминов

Движение - любое изменение, связанное с перемещением в пространстве.

Философский энциклопедический словарь

Движение - важнейший атрибут, способ существования материи. Движение включает в себя все происходящие в природе и обществе процессы. В самом общем виде движение – это изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов и смена их состояний.

Новейший философский словарь

Движение - понятие процессуального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий

Новая философская энциклопедия в 4-х т.

Движение - понятие философского дискурса, направленное на описание и объяснение онтологических характеристик природы и предполагающее определенную концептуальную схему или научно-исследовательскую программу, в которых по-разному интерпретируется связь движения с пространством, временем, материей.

Современный философский словарь

Движение - общее понятие, объединяющее характеристики перемещений, совершаемых объектами, взаимодействий между ними, изменений, с ними происходящих, превращений одних объектов в другие.

XX век (релятивизм, квантовая теория, синергетика)
640px-solvayconference1927

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945). Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеиды. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Изменения в ХХ веке произошли в науке. Изобретение машины Тьюринга позволило заложить основы создания и применения вычислительной техники, что изменило характер математических вычислений, заставив математиков отказаться от методов классического математического анализа и перейти к методам дискретной прикладной математики. Соревнование за космос между Соединёнными Штатами и Советским Союзом привело к первым полётам человека в космос и высадке человека на Луну. Против таких инфекционных заболеваний как: оспа, грипп, тиф, холера, чума было создано лекарство. В 1960 году был изобретён метод компьютерной томографии. Медицина и развитие науки в сельском хозяйстве увеличили мирового населения Земли. Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Развитие специальной и общей теории относительности А. Эйнштейном привело к утверждению относительности движения, идей инвариантности физических законов во всех системах отсчета и эквивалентности материи и энергии. Материя стала мыслиться как активный процесс, а не как инертное, косное вещество. В физике 20 в. утвердилась идея связи пространства-времени с материей и движением, а вместе с квантовой механикой – идея квантования энергии. Новые открытия и теории в физике требовали философского осмысления. В концепции «эмерджентной эволюции» (С. Александер, К. Л. Морган) проводилась мысль о различных уровнях существования, которые определяются характером движения, отождествляемого с изменением, и степенью идеальности движущих сил.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В содержании идеи движения в XX в. доминируют естественнонаучные концепции, основанные на квантовой теории, теории относительности, неравновесной термодинамике и теории самоорганизации.

Онтологическая сущность движения связывается с физическими свойствами пространства, времени и материи. Поскольку один и тот же параметр материального тела не может одномоментно иметь два и более значений, то в процессе движения материи одни значения параметров и определяемые этими значениями состояния материальных тел и систем исчезают и на их месте возникают новые значения параметров и соответствующие им новые состояния материальных тел и систем. Причина движения скрывается в самой материи. Об этом свидетельствует то, что масса (m), представляющая собой один из физических параметров, определяющих количество материи, по известной формуле E = m c2 эквивалентна энергии (E), характеризующей величину движения, которую способно произвести данное количество материи. Причиной возникновения движения является существование материи в двух взаимосвязанных субстанциальных формах, а именно: в виде дискретных материальных образований (элементарных частиц, атомов, молекул и более крупных материальных тел и систем разных иерархических уровней организации материального мира) и в виде физических полей, связывающих между собой пространственно удаленные друг от друга материальные образования и обеспечивающих дистантное взаимодействие между ними. Возникновению движения способствует и принципиальная невозможность абсолютной однородности в пространственном распределении массы и энергии. И хотя термодинамика утверждает, что любые флуктуации в мире постепенно рассасываются, поскольку материальные процессы в целом идут в сторону восстановления дофлуктуационной однородности, исследования открытых систем показали, что в ходе движения материи появляются такие материальные системы, которые начинают двигаться в обратном направлении, т.е. в направлении повышения неоднородности в мире. Даже если представить себе изначальное состояние Вселенной достаточно однородным, тем не менее при сколь-либо значительных флуктуациях могут возникать такие открытые динамические системы, которые начнут повышать неоднородность в мире и тем самым сделают невозможным возврат системы в исходное однородное состояние. И, наконец, усложнение и распад материальных образований на разных иерархических уровнях материального мира, сопровождающиеся изменением форм движения материи и видов энергии, подчиняются закону сохранения энергии, т.е. способности материи к самодвижению.

Источник: Хасанов А. Движение / А. Хасанов // Время как объективно-субъективный феномен: Словарь. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. - 328 с.

Учение о формах движения изменяется в XX в. в результате выявления качественной специфики физических свойств объектов разных масштабов. В современной науке выделяют 3 основных группы форм движения материи.

  1. В неорганической природе: пространственные перемещения; движение элементарных частиц и полей (электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия), процессы превращения элементарных частиц и др.; квантовомеханическое движение объектов в микромире; движение и превращения атомов и молекул, включая хим. процессы; изменения в структуре макрообъектов, включая их пространственные механические перемещения (тепловые процессы, изменения агрегатных состояний, звуковые колебания и т.д.); геол. процессы на Земле и других планетах; изменения космических систем различных. размеров, включая механические и иные движения в мегамире (планетных системах, звездах, галактиках и их скоплениях, Метагалактике).
  2. В живой природе: движение и изменения биомолекулярного уровня, включая мех. движение биомолекул (белков, РНК, ДНК и т.п.); совокупность жизненных процессов в организмах и надорганизменных системах (обмен веществ; процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства; процессы в биоценозах и др. экосистемах); взаимодействие биосферы с природными системами Земли и обществом и т.д.
  3. В обществе: различные виды материальной и духовной деятельности людей, исторический процесс, а также процессы в сферах общественной жизни, включая мышление.

Источник: Бурханов Р.А. Движение / Р.А. Бурханов // История и философия науки [Текст] : энциклопедический словарь / [Бурханов, Р. А. и др. ; редкол.: Е. В. Гутов (отв. ред.) и др.]. - Нижневартовск : Изд-во Нижневартовского гос. гуманитарного ун-та, 2010. - 341 с.

Таким образом, в философских интерпретациях понятия движения в наши дни можно выявить две линии, одна из которых, отождествляя движение с перемещением в пространстве-времени, продолжает сохранять трактовку движения как неотъемлемого свойства материи, а другая – все более отдаляется от отождествления его с перемещением в пространстве и времени и с неотъемлемым свойством материи, сосредотачиваясь на многообразии форм движений и возвращаясь к трактовке движения как превращения потенции в акт, как проявления динамически-живых сил и энергии природных процессов.

Связь с другими объектами-идеями

На содержание идеи движения в XX веке наибольшее влияние оказали естественнонаучные открытия и теории, она развивается под влиянием идей относительности, квантования (как  новой реализации принципа атомизма), эволюции и самоорганизации.

 

Немецкая классическая философия (Г.В. Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс)
hegel

Описание периода

По мере перехода от мануфактурного типа производства к крупной фабрично-заводской промышленности в колониальной политике происходят существенные изменения. Колонии экономически теснее связываются с метрополиями, превращаются в их аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Из колоний вывозились огромные богатства. Использование их привело к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Франция, 1789 г.). В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. В начале XVIII века братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. Эпоха Просвещения становится неразрывно связана с индустриальной революцией, становлением капитализма и идеей прогресса.

В начале 19 века на территории Германии существовали сотни независимых княжеств и десятки имперских городов. Представительная власть в этих княжествах принадлежала ландтагам, основной задачей которых было утверждение бюджета. Крупнейшим государством на территории Германии была Пруссия.

В ходе наполеоновских войн в 1803-1804 гг. в Германии была проведена «медиатизация» (ликвидация мелких государств и присоединение их территорий к более крупным, которые должны были стать противовесом Австрии и Пруссии). В 1806 г. Наполеон образовал под своим протекторатом Рейнский союз, объединявший (первоначально) 16 немецких государств, что явилось концом Священной Римской империи.

Осенью 1806 г. Пруссия вступила в войну с Францией, закончившуюся поражением Пруссии (разгром прусской армии при Йене и Ауэрштедте 14 октября 1806 г.) и потерей около половины ее территории. После разгрома, постигшего Пруссию в 1806 г., в стране были проведены реформы Штейна-Гарденберга (1807-1811 гг.). Раздробленность страны мешала складыванию внутреннего рынка и развитию капитализма. В промышленности продолжало господствовать ремесленное производство. Вытеснение барщины наемным трудом затянулось на десятилетия. Вместе с тем в 1830-е гг. начался промышленный переворот. Главными очагами капиталистического фабричного производства были Рейнская область и Саксония. Попытка преодоления политической раздробленности была предпринята в Германии в ходе буржуазной революции 1848-1849 гг., однако она закончилась неудачей. Начало 1850-х гг. ознаменовалось наступлением реакции. Вместе с тем в стране вплоть до 1880-х гг. продолжался промышленный переворот, в ходе которого крупное машинное производство стало господствующим во всех отраслях промышленности. Продолжало расширяться внедрение машин в сельское хозяйство, росли посевные площади.

В 1850-1860-е годы главным политическим вопросом оставался вопрос объединения страны. В 1862 г. король Пруссии Вильгельм I назначил министром-президентом Пруссии Отто Бисмарка, который возглавил объединение Германии по «малогерманскому пути», т. е. во главе с Пруссией и без участия Австрии. Сразу же после вступления в должность Бисмарк вступил в конфликт с прусским ландтагом. В ответ на отказ парламента вотировать военный бюджет министр-президент заявил, что он будет управлять страной и без одобрения его действий ландтагом. Разразился конституционный конфликт, победителем из которого вышел Бисмарк. Через несколько лет убежденные внешнеполитическими успехами прусской армии депутаты одобрили задним числом все расходы. Конституционный конфликт во многом предопределил будущую внутреннюю политическую структуру страны — сильную исполнительную власть при относительной слабости парламента и входящих в нее партий.

В результате Франко-прусской войны (1870—1871) 15 ноября 1870 года в Северогерманский союз были приняты Баден и Гессен, из названия союза был убран корень «Северный» (см. Объединение Германии (1871)). Германская империя была федеративным государством, объединявшим 22 монархии, 3 вольных города и землю Эльзас-Лотарингия.

Несмотря на революции XVIII-XIX вв. в Европе оставалось много пережитков прошлого. Поэтому во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Старая аристократия продолжала играть ведущую роль в политической жизни. Но завершение формирования индустриального общества в развитых государствах обусловило появление на политической арене рабочего класса как новой политической силы.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 г. и 1834 г., подъём движения английских чартистов в середине 30-х-начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году). Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX – нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871-1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.

Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В немецкой классической философии происходит радикальный поворот в понимании движения, оно начинает рассматриваться как способ существования материи. В отличие от Нового времени, движение мыслится не как механическое перемещение, а как разрешение противоречия, что и составляет суть диалектического подхода. В немецкой натурфилософии 19 в. движение трактуется расширительно и отождествляется не с перемещением в пространстве и времени, а с изменениями и с процессами. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой.

В конце 19 в. утверждается феноменалистская трактовка движения, согласно которой движение является чувственно воспринимаемым фактом, обусловленным последовательностью восприятия отдельных мест и состояний (И. Ремке, В. Шуппе, программа описательной физики Г. Герца, У. Клиффорда). Появляются представления о том, что движение – это фикция, с помощью которой мы пытаемся привести в систему представления об объективных изменениях, сводящихся к изменениям чувственно данного (Г. Файхингер).

Ключевые авторы

Г.В.Ф. Гегель

Огромное значение для дальнейшего развития учения о движения имели идеи Гегеля. Впервые в истории новой философии, в противоположность метафизикам и механистам, он на идеалистической основе рассматривал действительность в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, развитии.

Гегель, подчеркивая единство материи и движения, определяет движение как «исчезновение и новое самопорождение пространства и времени» (Гегель. Энциклопедия философских наук, 261, т. 2. M., 1975, с. 60). Движение для Гегеля – это уже не только пространств. перемещение, механическое движение. Это – и развитие, и "жизненность", и "деятельность", и "импульс" и т. д.

Хотя Гегель и отказывал природе в развитии, считая, что она лишь разнообразится в пространстве, вместе с тем он высказал глубокие мысли о противоречии как источнике движения и развития всех явлений. "... Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью"; "...противоречие не следует принимать только за какую-то аномалию, встречающуюся лишь кое-где: оно есть... принцип всякого самодвижения..." (Соч., т. 5, М., 1937, с. 520–21).

Гегель открыл наиболее общие законы движения, известные как три закона диалектики.

  • Закон единства и борьбы противоположностей.
    Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.
  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
    Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий: качество, количество, свойство, мера, скачок.
  • Закон отрицания отрицания.
    Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Ф. Энгельс

Ф. Энгельс в «Диалектике природы» утверждает связь материи и движения, подчеркнув противоречивость движения как единства устойчивости и изменчивости, его относительность и многообразие его форм – движение в неорганической и органической природе, в обществе. Высшие формы движения не сводимы к низшим, включая их в преобразованном виде в соответствии со структурой и законами функционирования и развития более сложной системы.

Энгельс, основываясь на понимании движения как способа существования материи и представлении о системности и взаимосвязанности бытия, создает учение о формах движения, выделяя пять его видов.

  1. механическое – перемещение макротел в пространстве;
  2. физическое – тепловые, электрич., магнитные и др. процессы;
  3. химическое – взаимодействие атомов и молекул;
  4. биологическое – развитие и функционирование живых организмов;
  5. социальное – развитие и функционирование общества.

Источник: Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // Маркс К., Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 20. – С. 339-626.

Связь с другими объектами-идеями

Наиболее тесно на данном этапе идея движения связывается с диалектическими концептами –  идеями противоречия, отрицания, развития, прогресса и регресса,

 

Новое время (возникновение классической механики)
reform

 

Описание периода

 

Новое время, или эпоха Просвещения – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Начало Нового времени, в западной и советской историографии, принято связывать  с событиями Реформации 1517 года, английской революцией 1640 года. Окончанием данного периода принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг.  Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Это эпоха освобождения от доминирования религиозного мировоззрения, время становления классического естествознания и науки в целом, эмпиризма и рационализма в философии. Благодаря Великим географическим открытиям Западная Европа в Новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран Азии и Африки. Для народов этих стран Новое время стало периодом жестокой европейской колонизации. Отличительной особенностью мировоззрения Нового времени является вера в разум, науку, прогресс и распространение гуманистических ценностей. Новое время привело к изменениям политического строя во многих европейских странах. Бурное развитие торговли, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали противоречить традиционному экономическому и политическому строю. С развитием мануфактур появился новый слой населения – буржуазия, численность которой в XVIII веке сильно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Англия, Франция). С развитием науки и техники начинается промышленный переворот, и устаревшее мануфактурное производство вытесняется фабриками. В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической отрасли. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В начале XIX века была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход. В результате социально-экономических изменений, большинство стран Европы переживают кризис абсолютной власти, в ряде стран возникают парламентские демократии. В Новое время начинает складываться современная система международных отношений. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.

Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм. Центром развития материализма в целом и атомистических представлений в частности становится Франция.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях.

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В Новое время в связи с великими астрономическими открытиями, разработкой методологии научного познания, возникает классическая механика. Г. Галилей и И. Ньютон освобождают идею движения от метафизических посылок, существовавших на предыдущих этапах, и ставят задачу выявления универсальных объективных законов движения. Преимущественное развитие в тот период получили механика земных и небесных тел и математика, прогресс которых был обусловлен запросами техники мануфактурного периода. Среди ученых в силу этого сложилось убеждение, что механическое движение является единственной формой движения, составляющей основу всех процессов природы, а механика – универсальная наука, лежащая в основе всего знания. Из естествознания механистические представления о мире были перенесены в философию. Введение понятий абсолютного пространства и времени и создание интегрального и дифференциального счисления позволило создать первую целостную научную теорию движения. Механистическая трактовка идеи движения в дальнейшем была перенесена биологические и социальные процессы.

 

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В Новое время доминировали естественнонаучные, в основном механические трактовки движения, которое понималось как изменение положения, формы, перемещение тел в пространстве и времени. Вместе с тем во взглядах на характер этих изменений и сущностных причин их вызывающих существовали расхождения.

Материалисты 17 и 18 вв. рассматривали движение исключительно в его механической форме, а все изменения, происходящие в природе, независимо от их сложности и специфики, сводили к пространственному  перемещению тел или составляющих эти тела частиц.

Наибольший вклад в концепцию движения, ставшую научной программой естествознания до конца XIX века, внес И. Ньютон. Ее сердцевиной стало разделение движения на относительное, определяемое свойствами движущихся тел и абсолютное или реальное, от них не зависящее, и абсолютное. Абсолютное движение есть действие на расстоянии, сила, тяготение, подчиняющееся закономерным отношениям. Оно есть причина пополнения и сохранения движения, универсальная форма связи всего сущего в мире. Хотя в определении всемирного тяготения присутствуют религиозные термины, методологическая и мировоззренческая ценность его для развития науки не вызывает сомнений. Наиболее существенные изменения произошли в понимании причины движения. Если метафизические материалисты вслед за Аристотелем учили о том, что для всякого движения необходима причина, то Ньютон доказывает, что причина нужна для изменения состояния движения, что находит отражение в формулировке второго закона классической механики.

В концепциях материалистов этого времени четко прослеживается идея о том, что движение является неотъемлемым атрибутом материи, а его изучение привело в формулированию закона сохранения материи и перевороту в понимании причинности.

Ключевые авторы

Р. Декарт.

Декарт считал, что движение – это «перемещение одной части материи, или одного тела, из соседства тех тел, которые непосредственно его касались..., в соседство других тел» (Избр. произв., М., 1950, с. 477).  Отождествив природу с протяженной субстанцией, иди материей, он приписал ей такие характеристики, как величина, фигура, движение. Движение он отождествил с пространственным перемещением, подчеркнув, что «философы, предполагая некоторые иные движения, отличные от этого, затемнили его истинную природу» (Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 458, 199). Движение сугубо относительно, поскольку оно «есть не что иное, как действие, посредством которого данное тело переходит с одного места на другое... Оно есть перемещение одной части материи, или одного тела, из соседства тех тел, которые непосредственно его касались и которые мы рассматриваем как находящиеся в покое, в соседство других тел» (там же, с. 197). По сути дела Декарт формулирует закон самосохранения движения, который позднее стал называться законом инерции: «Тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собою не останавливается» (там же, с. 486), подводя под него онтогеологическое основание — Бога. «Бог не подвержен изменению и постоянно действует одинаковым образом» (там же, с. 197).

Принципиальное отличие новой физики от физики Аристотеля заключается, во-первых, в том, что движение перестало быть средством осуществления некоей цели, а было понято как цель сама по себе, во-вторых, наиболее совершенным и простым оказывается отныне не круговое, а прямолинейное движение (см. там же, с. 203), что имело, в-третьих, в качестве своего следствия утверждение беспредельности и бесконечности Вселенной, не имеющей единого центра. Формулируя законы движения — инерции, сохранения количества движения и соударяющихся тел, Декарт исходил из эквивалентности движения и покоя. Покой также становится относительным: «Движение и покой – лишь два различных модуса» движущегося тела (там же, с. 478).

Т. Гоббс.

Гоббс также сводил движение к механическому перемещению: «Движение есть непрерывная перемена места, т.е. оставление одного места и достижение другого места». (Избр. соч., М.–Л., 1926, с.77).

Связь с другими объектами-идеями

Содержание идеи движения на данном этапе определяется механистическими представлениями и наиболее тесно связано с идеями причинности, абсолютности пространства и времени, однако еще слабо рассматривается в связи с идеей развития.

 

Античность (линия Парменида и линия Гераклита)
rel0027

Описание периода

Античность (от лат. antiquitas – древность, старина) – цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие, – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н.э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.–политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500 – 449 гг. до н.э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни, подъёма национального самосознания и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443 – 429 гг. до н.э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431– 404 гг. до н.э.), которая завершилась поражением Афин. Характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – Космоса, природы, мира. Главная заслуга философов раннего этапа была в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Ученых уже не удовлетворяло представление о мире и материи как о чем-то неделимом и целом. Возникают два противоположных взгляда и на изменчивость мира. Парменид и его последователи утверждают полную неподвижность мира и доказывают, что движение – лишь иллюзия, а Гераклит, наоборот, вводит принцип всеобщности движения и находит его причину в борьбе противоположных начал, однако обе эти линии оказали неоценимое влияние на формирование содержания идеи движения во все остальные периоды.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В 8-7 в. до н. э. появляется натурфилософия, как попытка рационального объяснения природных и социальных процессов. Основным вопросом ранней греческой философии стала проблема первоначала, которое могло бы объяснить все бесконечное многообразие природных явлений, т.е. поиска возможности рационально объяснить возникновение мира без привлечения сверхъестественного. Стремясь к чисто рационалистическому объяснению природных явлений, все эти философы устраняли олимпийских и прочих богов, лишая их функции управления природой. В наиболее яркой форме эта определяющая материалистическая черта была выражена Гераклитом, один из главных фрагментов которого гласит, что мир не создан никаким богом, а представляет собой вечно живой огонь, мерами возгорающийся и мерами угасающий. Представления о движении в этот период формируются под влиянием общих взглядов на мир, на бытие в целом, которое рассматривается как нечто цельное. Исходя из этого, формируются два противоположных представления: об естественной изменчивости всего существующего (Геркаклит) и о неделимости и неподвижности бытия (Парменид).

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Идея о всеобщности движения и его абсолютном характере, об изменчивости и развитии природы была выдвинута еще в древности философами Китая, Индии и Греции.

В природе происходит вечное возникновение и уничтожение, непрекращающееся изменение. Древнегреческие философы Фалес, Анаксимен, Гераклит рассматривали материальные первоначала вещей – воду, воздух, огонь – как непрерывно изменяющиеся, находящиеся в вечном движении Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного ("все течет", "в одну и ту же реку нельзя войти дважды"). Ему принадлежит гениальная догадка, что источником движения, развития природы является борьба противоположностей. Демокрит и Эпикур считали движение атрибутом материи.

В античной философии существовали две линии в трактовке движения:

Гераклит: все находится в состоянии движения, а покой является видимостью, движение есть изменение, являющееся результатом борьбы противоположностей.

Парменид: бытие неподвижно, движение – это только видимость.

Таким образом, в античности идея движения включает в себя представления о его абсолютности, а также естественном характере изменчивости и развития мира.

Ключевые авторы

Гераклит Эфесский

Представления Гераклита о движении формулируются им как составная часть его учения о логосе. Великий мыслитель первым ввел в философский язык данный термин, который прошел затем через всю историю античной философии, был унаследован от нее европейско-византийской средневековой философией и живет и в наше время прежде всего в слове «логика» в ее многообразных значениях. Термин «логос» многозначен, но основное его значение — слово, речь, разум, разумное основание. В натурфилософии древних греков человек рассматривался как неотъемлемая часть природы. Поэтому и «слово», и «разум» отнюдь не были для эфесского мыслителя только субъективным достоянием человека, а выражали самое природу вещей. Термин «логос» приобретал у него значение естественной необходимости, понятие которой, с одной стороны, вырабатывалось под влиянием древней идеи судьбы, а с другой — вбирало в себя становившееся все более глубоким понимание закономерностей природы. Логос выражал у него представление о круговороте вещества в природе, вечно живого огня и о естественном, правильном характере изменений в мире. В пределах каждого цикла, продолжающегося тысячи лет, мир, возникший из огня, исчерпывал все возможности, заложенные в нем, и огнем же поглощался, после чего следовало новое рождение мира, в точности повторяющего предшествующий.

Парменид

Зенон Элейский: оспаривал реальность движения. Апории движения, выявленные им, приводили к отрицанию движения:

«Зенон же отрицает движение, говоря: «Движущийся [предмет] не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет» .

«Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том месте, где его нет» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.M., 1979, с. 382, IX 72).

Апории Зенона:

Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Дихотомия

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

Летящая стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда

Демокрит: движение – неотъемлемое свойство атомов, которые движутся прямолинейно.

Платон: проводил различие между качественным изменением и движением относительно определенного места : «Я утверждаю, что видов движения два: изменение и перемещение» (Платон. Теэтет 181.—Он же. Соч., т. 2. M., 1970, с. 277).

В «Тимее» (43Ь) вычленяются шесть видов движения: вперед, назад, направо, налево, вверх и вниз, которые присущи живым существам. Космос же вращается в одном и том же месте, ему присуще круговое движение, не предполагающее ни перемещения, ни изменения, поскольку он вечен и находится в состоянии покоя.

К этим видам движения в «Законах» (894) добавляются еще три, среди которых главным оказывается самодвижение, которое «движет и само себя, и другие предметы» и которое «неизмеримо выше других» (Платон. Законы 894—895.—Там же, т. 3(2). M., 1972, с. 388). Именно душа является сущностью, способной к самодвижению: «Она — причина изменения и всяческого движения всех вещей» (там же, с. 391). И в этом исток ее бессмертия («Федр» 245 с-е). Самодвижущаяся мировая душа является принципом движения космоса.

Аристотель: отождествляет движение с изменением и насчитывает четыре («О душе», I 3, 406 а12) или шесть видов («Категории», 15): возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение.

Движение есть актуализация потенциальной возможности, переход из возможного в действительное («Физика» III, 1 201 b 4) и из актуального в возможное, который совершается не мгновенно, а во времени, которое вторично по отношению к движению, являясь его мерой. Поэтому возникновение и уничтожение происходят мгновенно, будучи видами процесса (mutatio).

Движение в собственном смысле рассматривается в соответствии с категорией качества (качественное изменение), с категорией количества (увеличение и уменьшение (auxesis kai phtisis), с категорией места (перемещение — phora).

Фундаментальный принцип «Физики» Аристотеля: «Все движущееся необходимо приводится в движение чем-нибудь» (Аристотель. Физика, 242 а), при этом движитель неподвижен, неделим и вечен. Любым телам присуще движение («О небе», I 1, 274 b4). Существуют прямолинейное, круговое и смешанное движения (там же, 1,1, 268 Ы7) Наиболее совершенным является круговое движение, которое присуще эфиру и звездному небу. Аристотель. проводил различие между небесными и земными движениями, если первые являются круговыми, то земные—прямолинейными.

Связь с другими объектами-идеями

Представления о движении формировались в данный период в тесной связи с решением проблемы первоначала, идеями логоса, наличия и борьбы противоположностей, а также изменения и качества.