Античность (линия Парменида и линия Гераклита)
rel0027

Описание периода

Античность (от лат. antiquitas – древность, старина) – цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие, – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н.э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.–политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500 – 449 гг. до н.э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни, подъёма национального самосознания и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443 – 429 гг. до н.э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431– 404 гг. до н.э.), которая завершилась поражением Афин. Характерной чертой раннегреческой философии является ярко выраженный космоцентризм, в центре внимания первых греческих философов находились проблемы мироздания – Космоса, природы, мира. Главная заслуга философов раннего этапа была в том, что они сформулировали фундаментальный философский вопрос: что есть начало всех вещей? Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Ученых уже не удовлетворяло представление о мире и материи как о чем-то неделимом и целом. Возникают два противоположных взгляда и на изменчивость мира. Парменид и его последователи утверждают полную неподвижность мира и доказывают, что движение – лишь иллюзия, а Гераклит, наоборот, вводит принцип всеобщности движения и находит его причину в борьбе противоположных начал, однако обе эти линии оказали неоценимое влияние на формирование содержания идеи движения во все остальные периоды.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В 8-7 в. до н. э. появляется натурфилософия, как попытка рационального объяснения природных и социальных процессов. Основным вопросом ранней греческой философии стала проблема первоначала, которое могло бы объяснить все бесконечное многообразие природных явлений, т.е. поиска возможности рационально объяснить возникновение мира без привлечения сверхъестественного. Стремясь к чисто рационалистическому объяснению природных явлений, все эти философы устраняли олимпийских и прочих богов, лишая их функции управления природой. В наиболее яркой форме эта определяющая материалистическая черта была выражена Гераклитом, один из главных фрагментов которого гласит, что мир не создан никаким богом, а представляет собой вечно живой огонь, мерами возгорающийся и мерами угасающий. Представления о движении в этот период формируются под влиянием общих взглядов на мир, на бытие в целом, которое рассматривается как нечто цельное. Исходя из этого, формируются два противоположных представления: об естественной изменчивости всего существующего (Геркаклит) и о неделимости и неподвижности бытия (Парменид).

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Идея о всеобщности движения и его абсолютном характере, об изменчивости и развитии природы была выдвинута еще в древности философами Китая, Индии и Греции.

В природе происходит вечное возникновение и уничтожение, непрекращающееся изменение. Древнегреческие философы Фалес, Анаксимен, Гераклит рассматривали материальные первоначала вещей – воду, воздух, огонь – как непрерывно изменяющиеся, находящиеся в вечном движении Гераклит учил, что в мире нет ничего неподвижного ("все течет", "в одну и ту же реку нельзя войти дважды"). Ему принадлежит гениальная догадка, что источником движения, развития природы является борьба противоположностей. Демокрит и Эпикур считали движение атрибутом материи.

В античной философии существовали две линии в трактовке движения:

Гераклит: все находится в состоянии движения, а покой является видимостью, движение есть изменение, являющееся результатом борьбы противоположностей.

Парменид: бытие неподвижно, движение – это только видимость.

Таким образом, в античности идея движения включает в себя представления о его абсолютности, а также естественном характере изменчивости и развития мира.

Ключевые авторы

Гераклит Эфесский

Представления Гераклита о движении формулируются им как составная часть его учения о логосе. Великий мыслитель первым ввел в философский язык данный термин, который прошел затем через всю историю античной философии, был унаследован от нее европейско-византийской средневековой философией и живет и в наше время прежде всего в слове «логика» в ее многообразных значениях. Термин «логос» многозначен, но основное его значение — слово, речь, разум, разумное основание. В натурфилософии древних греков человек рассматривался как неотъемлемая часть природы. Поэтому и «слово», и «разум» отнюдь не были для эфесского мыслителя только субъективным достоянием человека, а выражали самое природу вещей. Термин «логос» приобретал у него значение естественной необходимости, понятие которой, с одной стороны, вырабатывалось под влиянием древней идеи судьбы, а с другой — вбирало в себя становившееся все более глубоким понимание закономерностей природы. Логос выражал у него представление о круговороте вещества в природе, вечно живого огня и о естественном, правильном характере изменений в мире. В пределах каждого цикла, продолжающегося тысячи лет, мир, возникший из огня, исчерпывал все возможности, заложенные в нем, и огнем же поглощался, после чего следовало новое рождение мира, в точности повторяющего предшествующий.

Парменид

Зенон Элейский: оспаривал реальность движения. Апории движения, выявленные им, приводили к отрицанию движения:

«Зенон же отрицает движение, говоря: «Движущийся [предмет] не движется ни в том месте, где он находится, ни в том, где его нет» .

«Движущееся тело не движется ни в том месте, где оно есть, ни в том месте, где его нет» (Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.M., 1979, с. 382, IX 72).

Апории Зенона:

Ахиллес и черепаха

Допустим, Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

Дихотомия

Чтобы преодолеть путь, нужно сначала преодолеть половину пути, а чтобы преодолеть половину пути, нужно сначала преодолеть половину половины, и так до бесконечности. Поэтому движение никогда не начнётся.

Летящая стрела

Летящая стрела неподвижна, так как в каждый момент времени она покоится, а поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится всегда

Демокрит: движение – неотъемлемое свойство атомов, которые движутся прямолинейно.

Платон: проводил различие между качественным изменением и движением относительно определенного места : «Я утверждаю, что видов движения два: изменение и перемещение» (Платон. Теэтет 181.—Он же. Соч., т. 2. M., 1970, с. 277).

В «Тимее» (43Ь) вычленяются шесть видов движения: вперед, назад, направо, налево, вверх и вниз, которые присущи живым существам. Космос же вращается в одном и том же месте, ему присуще круговое движение, не предполагающее ни перемещения, ни изменения, поскольку он вечен и находится в состоянии покоя.

К этим видам движения в «Законах» (894) добавляются еще три, среди которых главным оказывается самодвижение, которое «движет и само себя, и другие предметы» и которое «неизмеримо выше других» (Платон. Законы 894—895.—Там же, т. 3(2). M., 1972, с. 388). Именно душа является сущностью, способной к самодвижению: «Она — причина изменения и всяческого движения всех вещей» (там же, с. 391). И в этом исток ее бессмертия («Федр» 245 с-е). Самодвижущаяся мировая душа является принципом движения космоса.

Аристотель: отождествляет движение с изменением и насчитывает четыре («О душе», I 3, 406 а12) или шесть видов («Категории», 15): возникновение, уничтожение, увеличение, уменьшение, превращение и перемещение.

Движение есть актуализация потенциальной возможности, переход из возможного в действительное («Физика» III, 1 201 b 4) и из актуального в возможное, который совершается не мгновенно, а во времени, которое вторично по отношению к движению, являясь его мерой. Поэтому возникновение и уничтожение происходят мгновенно, будучи видами процесса (mutatio).

Движение в собственном смысле рассматривается в соответствии с категорией качества (качественное изменение), с категорией количества (увеличение и уменьшение (auxesis kai phtisis), с категорией места (перемещение — phora).

Фундаментальный принцип «Физики» Аристотеля: «Все движущееся необходимо приводится в движение чем-нибудь» (Аристотель. Физика, 242 а), при этом движитель неподвижен, неделим и вечен. Любым телам присуще движение («О небе», I 1, 274 b4). Существуют прямолинейное, круговое и смешанное движения (там же, 1,1, 268 Ы7) Наиболее совершенным является круговое движение, которое присуще эфиру и звездному небу. Аристотель. проводил различие между небесными и земными движениями, если первые являются круговыми, то земные—прямолинейными.

Связь с другими объектами-идеями

Представления о движении формировались в данный период в тесной связи с решением проблемы первоначала, идеями логоса, наличия и борьбы противоположностей, а также изменения и качества.