
Описание периода
Новое время, или эпоха Просвещения – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Начало Нового времени, в западной и советской историографии, принято связывать с событиями Реформации 1517 года, английской революцией 1640 года. Окончанием данного периода принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Это эпоха освобождения от доминирования религиозного мировоззрения, время становления классического естествознания и науки в целом, эмпиризма и рационализма в философии. Благодаря Великим географическим открытиям Западная Европа в Новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран Азии и Африки. Для народов этих стран Новое время стало периодом жестокой европейской колонизации. Отличительной особенностью мировоззрения Нового времени является вера в разум, науку, прогресс и распространение гуманистических ценностей. Новое время привело к изменениям политического строя во многих европейских странах. Бурное развитие торговли, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали противоречить традиционному экономическому и политическому строю. С развитием мануфактур появился новый слой населения – буржуазия, численность которой в XVIII веке сильно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Англия, Франция). С развитием науки и техники начинается промышленный переворот, и устаревшее мануфактурное производство вытесняется фабриками. В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической отрасли. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В начале XIX века была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход. В результате социально-экономических изменений, большинство стран Европы переживают кризис абсолютной власти, в ряде стран возникают парламентские демократии. В Новое время начинает складываться современная система международных отношений. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.
Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм. Центром развития материализма в целом и атомистических представлений в частности становится Франция.
Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях.
Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи
В Новое время в связи с великими астрономическими открытиями, разработкой методологии научного познания, возникает классическая механика. Г. Галилей и И. Ньютон освобождают идею движения от метафизических посылок, существовавших на предыдущих этапах, и ставят задачу выявления универсальных объективных законов движения. Преимущественное развитие в тот период получили механика земных и небесных тел и математика, прогресс которых был обусловлен запросами техники мануфактурного периода. Среди ученых в силу этого сложилось убеждение, что механическое движение является единственной формой движения, составляющей основу всех процессов природы, а механика – универсальная наука, лежащая в основе всего знания. Из естествознания механистические представления о мире были перенесены в философию. Введение понятий абсолютного пространства и времени и создание интегрального и дифференциального счисления позволило создать первую целостную научную теорию движения. Механистическая трактовка идеи движения в дальнейшем была перенесена биологические и социальные процессы.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
В Новое время доминировали естественнонаучные, в основном механические трактовки движения, которое понималось как изменение положения, формы, перемещение тел в пространстве и времени. Вместе с тем во взглядах на характер этих изменений и сущностных причин их вызывающих существовали расхождения.
Материалисты 17 и 18 вв. рассматривали движение исключительно в его механической форме, а все изменения, происходящие в природе, независимо от их сложности и специфики, сводили к пространственному перемещению тел или составляющих эти тела частиц.
Наибольший вклад в концепцию движения, ставшую научной программой естествознания до конца XIX века, внес И. Ньютон. Ее сердцевиной стало разделение движения на относительное, определяемое свойствами движущихся тел и абсолютное или реальное, от них не зависящее, и абсолютное. Абсолютное движение есть действие на расстоянии, сила, тяготение, подчиняющееся закономерным отношениям. Оно есть причина пополнения и сохранения движения, универсальная форма связи всего сущего в мире. Хотя в определении всемирного тяготения присутствуют религиозные термины, методологическая и мировоззренческая ценность его для развития науки не вызывает сомнений. Наиболее существенные изменения произошли в понимании причины движения. Если метафизические материалисты вслед за Аристотелем учили о том, что для всякого движения необходима причина, то Ньютон доказывает, что причина нужна для изменения состояния движения, что находит отражение в формулировке второго закона классической механики.
В концепциях материалистов этого времени четко прослеживается идея о том, что движение является неотъемлемым атрибутом материи, а его изучение привело в формулированию закона сохранения материи и перевороту в понимании причинности.
Ключевые авторы
Декарт считал, что движение – это «перемещение одной части материи, или одного тела, из соседства тех тел, которые непосредственно его касались..., в соседство других тел» (Избр. произв., М., 1950, с. 477). Отождествив природу с протяженной субстанцией, иди материей, он приписал ей такие характеристики, как величина, фигура, движение. Движение он отождествил с пространственным перемещением, подчеркнув, что «философы, предполагая некоторые иные движения, отличные от этого, затемнили его истинную природу» (Декарт Р. Избр. произв. М., 1950, с. 458, 199). Движение сугубо относительно, поскольку оно «есть не что иное, как действие, посредством которого данное тело переходит с одного места на другое... Оно есть перемещение одной части материи, или одного тела, из соседства тех тел, которые непосредственно его касались и которые мы рассматриваем как находящиеся в покое, в соседство других тел» (там же, с. 197). По сути дела Декарт формулирует закон самосохранения движения, который позднее стал называться законом инерции: «Тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собою не останавливается» (там же, с. 486), подводя под него онтогеологическое основание — Бога. «Бог не подвержен изменению и постоянно действует одинаковым образом» (там же, с. 197).
Принципиальное отличие новой физики от физики Аристотеля заключается, во-первых, в том, что движение перестало быть средством осуществления некоей цели, а было понято как цель сама по себе, во-вторых, наиболее совершенным и простым оказывается отныне не круговое, а прямолинейное движение (см. там же, с. 203), что имело, в-третьих, в качестве своего следствия утверждение беспредельности и бесконечности Вселенной, не имеющей единого центра. Формулируя законы движения — инерции, сохранения количества движения и соударяющихся тел, Декарт исходил из эквивалентности движения и покоя. Покой также становится относительным: «Движение и покой – лишь два различных модуса» движущегося тела (там же, с. 478).
Гоббс также сводил движение к механическому перемещению: «Движение есть непрерывная перемена места, т.е. оставление одного места и достижение другого места». (Избр. соч., М.–Л., 1926, с.77).
Связь с другими объектами-идеями
Содержание идеи движения на данном этапе определяется механистическими представлениями и наиболее тесно связано с идеями причинности, абсолютности пространства и времени, однако еще слабо рассматривается в связи с идеей развития.