Немецкая классическая философия (Г.В. Ф. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс)
hegel

Описание периода

По мере перехода от мануфактурного типа производства к крупной фабрично-заводской промышленности в колониальной политике происходят существенные изменения. Колонии экономически теснее связываются с метрополиями, превращаются в их аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Из колоний вывозились огромные богатства. Использование их привело к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Франция, 1789 г.). В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. В начале XVIII века братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. Эпоха Просвещения становится неразрывно связана с индустриальной революцией, становлением капитализма и идеей прогресса.

В начале 19 века на территории Германии существовали сотни независимых княжеств и десятки имперских городов. Представительная власть в этих княжествах принадлежала ландтагам, основной задачей которых было утверждение бюджета. Крупнейшим государством на территории Германии была Пруссия.

В ходе наполеоновских войн в 1803-1804 гг. в Германии была проведена «медиатизация» (ликвидация мелких государств и присоединение их территорий к более крупным, которые должны были стать противовесом Австрии и Пруссии). В 1806 г. Наполеон образовал под своим протекторатом Рейнский союз, объединявший (первоначально) 16 немецких государств, что явилось концом Священной Римской империи.

Осенью 1806 г. Пруссия вступила в войну с Францией, закончившуюся поражением Пруссии (разгром прусской армии при Йене и Ауэрштедте 14 октября 1806 г.) и потерей около половины ее территории. После разгрома, постигшего Пруссию в 1806 г., в стране были проведены реформы Штейна-Гарденберга (1807-1811 гг.). Раздробленность страны мешала складыванию внутреннего рынка и развитию капитализма. В промышленности продолжало господствовать ремесленное производство. Вытеснение барщины наемным трудом затянулось на десятилетия. Вместе с тем в 1830-е гг. начался промышленный переворот. Главными очагами капиталистического фабричного производства были Рейнская область и Саксония. Попытка преодоления политической раздробленности была предпринята в Германии в ходе буржуазной революции 1848-1849 гг., однако она закончилась неудачей. Начало 1850-х гг. ознаменовалось наступлением реакции. Вместе с тем в стране вплоть до 1880-х гг. продолжался промышленный переворот, в ходе которого крупное машинное производство стало господствующим во всех отраслях промышленности. Продолжало расширяться внедрение машин в сельское хозяйство, росли посевные площади.

В 1850-1860-е годы главным политическим вопросом оставался вопрос объединения страны. В 1862 г. король Пруссии Вильгельм I назначил министром-президентом Пруссии Отто Бисмарка, который возглавил объединение Германии по «малогерманскому пути», т. е. во главе с Пруссией и без участия Австрии. Сразу же после вступления в должность Бисмарк вступил в конфликт с прусским ландтагом. В ответ на отказ парламента вотировать военный бюджет министр-президент заявил, что он будет управлять страной и без одобрения его действий ландтагом. Разразился конституционный конфликт, победителем из которого вышел Бисмарк. Через несколько лет убежденные внешнеполитическими успехами прусской армии депутаты одобрили задним числом все расходы. Конституционный конфликт во многом предопределил будущую внутреннюю политическую структуру страны — сильную исполнительную власть при относительной слабости парламента и входящих в нее партий.

В результате Франко-прусской войны (1870—1871) 15 ноября 1870 года в Северогерманский союз были приняты Баден и Гессен, из названия союза был убран корень «Северный» (см. Объединение Германии (1871)). Германская империя была федеративным государством, объединявшим 22 монархии, 3 вольных города и землю Эльзас-Лотарингия.

Несмотря на революции XVIII-XIX вв. в Европе оставалось много пережитков прошлого. Поэтому во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Старая аристократия продолжала играть ведущую роль в политической жизни. Но завершение формирования индустриального общества в развитых государствах обусловило появление на политической арене рабочего класса как новой политической силы.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 г. и 1834 г., подъём движения английских чартистов в середине 30-х-начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году). Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX – нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871-1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.

Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В немецкой классической философии происходит радикальный поворот в понимании движения, оно начинает рассматриваться как способ существования материи. В отличие от Нового времени, движение мыслится не как механическое перемещение, а как разрешение противоречия, что и составляет суть диалектического подхода. В немецкой натурфилософии 19 в. движение трактуется расширительно и отождествляется не с перемещением в пространстве и времени, а с изменениями и с процессами. Движение, предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифференцирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и соответственно снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) - с другой.

В конце 19 в. утверждается феноменалистская трактовка движения, согласно которой движение является чувственно воспринимаемым фактом, обусловленным последовательностью восприятия отдельных мест и состояний (И. Ремке, В. Шуппе, программа описательной физики Г. Герца, У. Клиффорда). Появляются представления о том, что движение – это фикция, с помощью которой мы пытаемся привести в систему представления об объективных изменениях, сводящихся к изменениям чувственно данного (Г. Файхингер).

Ключевые авторы

Г.В.Ф. Гегель

Огромное значение для дальнейшего развития учения о движения имели идеи Гегеля. Впервые в истории новой философии, в противоположность метафизикам и механистам, он на идеалистической основе рассматривал действительность в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, развитии.

Гегель, подчеркивая единство материи и движения, определяет движение как «исчезновение и новое самопорождение пространства и времени» (Гегель. Энциклопедия философских наук, 261, т. 2. M., 1975, с. 60). Движение для Гегеля – это уже не только пространств. перемещение, механическое движение. Это – и развитие, и "жизненность", и "деятельность", и "импульс" и т. д.

Хотя Гегель и отказывал природе в развитии, считая, что она лишь разнообразится в пространстве, вместе с тем он высказал глубокие мысли о противоречии как источнике движения и развития всех явлений. "... Противоречие есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, обладает импульсом и деятельностью"; "...противоречие не следует принимать только за какую-то аномалию, встречающуюся лишь кое-где: оно есть... принцип всякого самодвижения..." (Соч., т. 5, М., 1937, с. 520–21).

Гегель открыл наиболее общие законы движения, известные как три закона диалектики.

  • Закон единства и борьбы противоположностей.
    Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Противоречие – это взаимодействие противоположностей. В материалистической диалектике противоречие представляет собой динамический процесс, который в своем развитии проходит три этапа: возникновение, собственно развитие и разрешение.
  • Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
    Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью следующих категорий: качество, количество, свойство, мера, скачок.
  • Закон отрицания отрицания.
    Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона – отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.

Ф. Энгельс

Ф. Энгельс в «Диалектике природы» утверждает связь материи и движения, подчеркнув противоречивость движения как единства устойчивости и изменчивости, его относительность и многообразие его форм – движение в неорганической и органической природе, в обществе. Высшие формы движения не сводимы к низшим, включая их в преобразованном виде в соответствии со структурой и законами функционирования и развития более сложной системы.

Энгельс, основываясь на понимании движения как способа существования материи и представлении о системности и взаимосвязанности бытия, создает учение о формах движения, выделяя пять его видов.

  1. механическое – перемещение макротел в пространстве;
  2. физическое – тепловые, электрич., магнитные и др. процессы;
  3. химическое – взаимодействие атомов и молекул;
  4. биологическое – развитие и функционирование живых организмов;
  5. социальное – развитие и функционирование общества.

Источник: Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // Маркс К., Ф. Энгельс. Сочинения. Т. 20. – С. 339-626.

Связь с другими объектами-идеями

Наиболее тесно на данном этапе идея движения связывается с диалектическими концептами –  идеями противоречия, отрицания, развития, прогресса и регресса,