Назад

Гуманизм

Современное определение

Гуманизм – философская идея, в основе которой лежит убеждение в безграничной возможности человека и его способности к совершенству, требование защиты достоинства личности, ее свободы, идея о праве человека на счастье и в том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философия науки: Словарь основных терминов

Гуманизм - направление в философии, идеологии и социальном познании, считающее главной ценностью человеческого существования его реальную, земную жизнь, создание в обществе условий, обеспечивающих достойную человека материальную и духовную жизнь, максимальное раскрытие творческого потенциала каждой личности.

Философский энциклопедический словарь

Гуманизм - рефлектированный антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека, за исключением того, что отчуждает человека от самого себя, подчиняя его сверхчеловеческим силам и истинам или используя его для недостойных человека целей.

Новейший философский словарь

Гуманизм - мировоззрение антропоцентризма, которое постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека; провозглашает вне - и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира.

Новая философская энциклопедия в 4-х т.

Гуманизм:

  1. Cложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы;
  2. особый тип философского мировоззрения, в центре которого—человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями. В широком смысле слова гуманизм—доброжелательное отношение к человеку, утверждающее его свободу и достоинство независимо от каких-либо исполняемых им социальных функций и ролей, усматривающее в нем самостоятельный источник творческих сил.

Современный философский словарь

Гуманизм - в широком философском смысле концепция человеческого бытия и основанная на ней система мировоззрения, утверждающая ценность человеческого существования, достоинства, права и свободы каждого человеческого индивида, обосновывающая воз-" можности развития человека как рода и как индивида.

История и философия науки

мировоззрение и принцип, в соответствии с к-рым человек признается высшей ценностью, т.е. критерием всякой ценности, «мерой всех вещей»

XX в (экзистенциализм, франкфуртская школа).
c6aaa8fd6163b4e02ac7a0675370d95b

Описание периода

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945). Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеиды. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Изменения в ХХ веке произошли в науке. Изобретение машины Тьюринга позволило заложить основы создания и применения вычислительной техники, что изменило характер математических вычислений, заставив математиков отказаться от методов классического математического анализа и перейти к методам дискретной прикладной математики. Соревнование за космос между Соединёнными Штатами и Советским Союзом привело к первым полётам человека в космос и высадке человека на Луну. Против таких инфекционных заболеваний как: оспа, грипп, тиф, холера, чума было создано лекарство. В 1960 году был изобретён метод компьютерной томографии. Медицина и развитие науки в сельском хозяйстве увеличили мирового населения Земли. Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

biofile.ru

www.countries.ru

ru.science.wikia.com

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В XX веке гуманизм приобретает общечеловеческий характер. Он включает в себя как гуманистические идеи Ренессанса, эпохи буржуазных революций, так и современные идеи - ценности и уникальности каждой человеческой личности, культуры, приверженность к общечеловеческим традициям и нормам.

Серьезным испытанием идей гуманизма стали Первая и Вторая мировые войны, становление тоталитарных режимов и идеологий, технический прогресс и создание оружия массового поражения. Гуманизм, исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса общества в контексте линейных представлений о развитии и истории. Кризис этой разновидности гуманизма, связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма и фашизма в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Фромм и др.).

История XX столетия казалось бы показала несостоятельность просветительского гуманизма. Сотни миллионов жизней людей, унесенных войнами, концлагерями, межнациональными конфликтами, массированное использование изощренных средств уничтожения для реализации военных, политических и пр. проектов "развития" - все это свидетельствовало об отсутствии связи между прогрессом промышленности, техники, науки и утверждением гуманистических ценностей. Политические, индустриальные, культурные структуры тоталитарных обществ (а также развитие индустриальных структур в обществах, впрямую с тоталитаризмом, фашизмом и большевизмом не связанных) превращали человеческих индивидов в "зубчики" и "винтики" огромной социальной машины. "Девятнадцатое столетие сказало: "Бог умер", двадцатое может сказать: "Умер человек"", - писал Эрих Фромм.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

С возникновением постиндустриального, информационного общества понимание гуманизма трансформируется. Актуализируется проблема «человеческого фактора» в социальной жизни. Особым аспектом в понимании гуманизма остается проблема свободы, обреченности человека на свободу и связанной с ней проблемой ответственности. Принципы гуманистической этики основываются на том, что человек ответственен за свои поступки; каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни и ценит его внутренний субъективный мир. В гуманистической психологии за основную модель представлений о человеке принимается ответственный человек, свободно делающий выбор среди представленных возможностей; человек всегда находится в процессе становления; отказ от личностного роста является человеческой трагедией.

Гуманизм в духе французского экзистенциализма является разновидностью прагматизма, согласно которому этические ценности и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными.

Трагическая судьба гуманизма в современном мире – центральная тема экзистенциализма. Согласно М Хайдеггеру, несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию (см. «Письмо о гуманизме»). Задача человека—не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», как он звучит в языке, приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой в целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения Ж.-П. Сартра, трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.

В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (М. Хоркхаимер. Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.

Особая форма гуманизма – марксистский гуманизм. Отказавшись от антропологической трактовки человека, марксисты франкфуртской школы утверждали потенциальную универсальность человека, рассматривал «перспективы человека» в горизонте свободы. Представители так называемой экологической этики считают, что подлинный гуманизм возможен только при рассмотрении человечества как органического элемента природного и космического целого. В религиозной христианской философии гуманизм подвергается критике, рассматривается в качестве одного из самых больших заблуждений человечества (Н. Бердяев, Ю. Бохеньский, А. де Любак). Гуманизм как поклонение человека самому себе оказывается в рамках этой традиции формой идолопоклонничества, несвободы человека.

Глубокие катаклизмы XX в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в “одномерное существо”, в легко манипулируемого робота, в “винтик” огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы “человеческих отношений” (human relations), “генома человека”, все активнее заявляют о себе движения “зеленых”, требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философские системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни, сюрреализм, дадаизм, “театр абсурда” и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов гуманизма невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.

Поиски новых форм гуманизма, соответствующих духу времени, ведутся в современной западной философии как в т. н. неоязычестве «новых правых», так и в христианской — католической и протестантской — мысли (К. Барт, Ричард Нибур, П. Тиллих), неотомистский проект «интегрального гуманизма» Ж. Маритена. Дискуссия вокруг гуманизма и его судьбы в современном мире указывает не только на глубокий кризис, переживаемый этим мировоззрением, но и на его непреходящее значение для всей истории человечества.

Таким образом, в XX в. мировые войны и другие глобальные катастрофы привели к трансформации идеи гуманизма, которая в целом стала рассматриваться как идея ответственности человека за свои поступки; признание права другого на самостоятельное творение собственной жизни и ценности его внутреннего субъективного мира.

Ключевые авторы

Ж.-П. Сартр.

Ж.-П. Сартр, предельно заостряя гуманистические мотивы в работах своих предшественников, рассматривает гумнизм как абсолютную творческую самодетерминированность человека, не стесненного внешними социальными условиями и внутренними самоограничениями. В концепции экзистенциализма Сартра гуманизм трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности гуманизма, по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.

М. Хайдеггер.

Хайдеггер писал о том, что нет надобности возрождать старый гуманизм. Античный, ренессансный, постхристианский этический гуманизмы замыкает человека в рамках выстроенной им системы. Они упускают, что человек — не сумма животного и разумного начал и не метафизический конструкт, именуемый личностью (индивидом). Он впервые осуществляется в экзистенции, выступании в истину бытия, которая требует от человека, чтобы он хранил ее, чтобы в ее свете сущее явилось как оно есть. Бытие расположено к человеку, вызывает его своей открытостью и так или иначе получает ответ. В нем поэтому начало речи. Язык — дом бытия и жилище человека. Человечность коренится не в нашем телесно-душевном устройстве, а в принятии нами дара бытия. Его событие — начало истории. Близость бытия приоткрывается как та родина, на чьем просторе присутствует или отказывает в своем присутствии Бог. Бездомность современного человека создана его блужданием вокруг метафизических представлений о самом себе. Человек в своей истине не господин сущего, покоритель планеты, а сосед и пастух бытия. Мир — не объект глобального планирования, а чистая трансценденция. Наше неотъемлемое бытие-в-мире означает, что горизонтом нашей деятельности в конечном счете оказывается истина бытия, и только она. Поэтому самое действенное дело — мысль, помнящая о мире как исходном измерении бытия. Этика и онтология, практика и теория оказываются в свете бытийной мысли поздним различением. От биологизма, прагматизма, от ценностно-этического гуманизма мысль должна возвратиться к простейшему и ближайшему. Такое возвращение опаснее, чем метафизические воспарения; не будучи сущим, бытие с точки зрения последнего неотличимо от ничто. Вместе с целительным в его просвете сразу появляется злое. Для стояния в истине нет правил, опыт приходит только в самом риске (авантюре) мысли, захваченной бытием, дающей ему слово и участвующей так в событии истины. Мыслители и поэты, принадлежа истине бытия и оберегая ее, оставляют неприметный, но нестираемый след в языке.

Heidegger M. Platons Lehre von der Wahrheit. Mit einem Brief uber den Humanismus. Bern, 1947, S. 53—119. Русский перевод В. В. Бибихина.— В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Связь с другими объектами-идеями

Содержание идеи гуманизма в XX в. тесно связано с развитием идей ненасилия (М. Ганди), свободы и ответственности (экзистенциализм), переосмыслением антропоцентризма (современная космология), а также критикой идеи прогресса.

XIX в. Кризис гуманизма
robert-koehler-painting-the-strike-workers-employer-labours-people-childs-plant-factory-1880-xix-pattern-strike-proletariat-marx-and-engels-capital-workers-owner-of-the-factories-and-steamers-the-peop

Описание периода

По мере перехода от мануфактурного типа производства к крупной фабрично-заводской промышленности в колониальной политике происходят существенные изменения. Колонии экономически теснее связываются с метрополиями, превращаются в их аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Из колоний вывозились огромные богатства. Использование их привело к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Франция, 1789 г.). В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. В начале XVIII века братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. Эпоха Просвещения становится неразрывно связана с индустриальной революцией, становлением капитализма и идеей прогресса.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 г. и 1834 г., подъём движения английских чартистов в середине 30-х-начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году). Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX – нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871-1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.

Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

http://www.istmira.com/novoevremyahronologiya.html

http://worldhis.ru/germaniya

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Церковная реформация в Западной Европе положила конец гуманизму (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции. Кроме того, идеи гуманизма неоднократно извращались и использовались в идеологических, политических и экономических целях. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.).

В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Шиллер, Гете, Лессинг, Гердер - гуманизм был вновь легитимизирован в контексте реконструкции идеалов античного миропредставления.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В середине XIX в. в связи с нарастающими кризисами (прежде всего экономическими) в индустриально ориентированных обществах просвещенческий гуманизм подвергается критике с различных позиций.

В противовес ему начинают формироваться направления мысли (в том числе и философские), определяющие сферу реализации гуманизма как чуждую экономическому и промышленному росту, официальному образованию и культуре, науке и рациональности, стандартизирующим человеческое бытие, выхолащивающим в общественной жизни ее индивидуальные, конкретные, духовные формы и черты. Кризис просветительского гуманизма переживается как крушение ценностей европейской культуры, вступившей к тому же в резонанс с разрушением традиционной европейской религиозности.

В кон. 18 - нач. 19 в. вновь пробуждается интерес к античности и возникает неогуманизм. Неогуманизм представлен прежде всего Вильгельмом фон Гумбольдтом, далее - Лессингом, Гердером, Гете, Шиллером. Гуманизм как разновидность прагматизма есть также одно из направлений теории познания, согласно которому все наше познание по своим мотивам, так же как по своему объему и целям, является всегда только человеческим, не может выйти за пределы человека, порождено и обусловлено человеческими потребностями. Главный представитель этого гуманизма - нем. философ Ф. К. Шиллер.

Старый светский гуманизм теоретически был похоронен К.Марксом, Ф.Ницше и З. Фрейдом. Маркс писал о ложных формах сознания, заполонивших сознание человека как социально деформированного существа и о вредности т.н. "абстрактного гуманизма". Ницше - о духовном убожестве и никчемности морали европейского культурного человека и звал к преодолению всего "человеческого, слишком человеческого" в "сверхчеловеке". Фрейд показал, сколь сильно порабощена психика обычных людей бессознательным.

Таким образом, в период кризиса гуманистических настроений и активной критики принципа гуманизма, идея гуманизма отдаляется от идей гармонии, ненасилия и рассматривается как практический принцип, который должен стать руководством к деятельности по устранению недостатков европейской цивилизации.

Ключевые авторы

К. Маркс

Роль Маркса в развитии идеи гуманизма оценивается противоречиво. Вне всякого сомнения, он осуществил поворот в определении содержания данной идеи, однако суть этого поворота является предметом противоположных оценок.

В марксизме гуманистические принципы были выведены из объективной закономерности исторического развития и соединены с материалистическим пониманием истории. Будучи в своей основе пролетарским, гуманизм стал рассматриваться как знамя борьбы против эксплуатации, социального и классового неравенства и предрассудков. Жестко критиковались метафизические подходы к пониманию гуманизма, прежде всего за абстрактность и отвлеченность от повседневной борьбы против социальной несправедливости. Конкретность — важнейшая черта социалистического гуманизма, с точки зрения которого практическое участие в осуществлении назревших задач общественного прогресса определяет меру гуманности человеческих поступков. Социалистический гуманизм предстает как гуманизм реальный, практический. Он переносит центр тяжести с абстрактных рассуждений по поводу того, что такое личность вообще и в чем ее неизменная природа, на научную разработку путей освобождения трудящейся личности, на практическую борьбу по созданию социалистического и коммунистического общества.

Такой вариант гуманизма не только не связан, но и противоречит идее ненасилия. Социалистический гуманизм — это гуманизм действия и борьбы, гуманизм сражающийся, воинственный, и возможные жертвы не противоречат его сущности.

Другой отличительной чертой марксистского гуманизма является отрицание индивидуализма и определяющей значимости личности, на первом плане находится идея неразрывности связей личностей с коллективом. Маркс назвал коммунизм реальным, практическим гуманизмом.

Главная цель практического гуманизма состоит не в индивидуальной самореализации личности, а в уничтожении нужды и безработицы, ликвидации противоположностей между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, освобождении от бесправия женщин и т.д.

Маркс, К., Энгельс, Ф. Cочинения в 39 томах. Издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1955-1974 г.г.

Связь с другими объектами-идеями

В эпоху кризиса гуманизма обострилась связь идеи гуманизма с идеями свободы, равенства, рациональности и иррациональности человека. В то же время, ослабляется или полностью исчезает связь гуманизма с идеей ненасилия.

Новое время. Просвещение
1-humanist-scholars-in-debate-16th-century-middle-temple-library

Описание периода

Новое время, или эпоха Просвещения – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Начало Нового времени, в западной и советской историографии, принято связывать  с событиями Реформации 1517 года, английской революцией 1640 года. Окончанием данного периода принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг.  Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Это эпоха освобождения от доминирования религиозного мировоззрения, время становления классического естествознания и науки в целом, эмпиризма и рационализма в философии. Благодаря Великим географическим открытиям Западная Европа в Новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран Азии и Африки. Для народов этих стран Новое время стало периодом жестокой европейской колонизации. Отличительной особенностью мировоззрения Нового времени является вера в разум, науку, прогресс и распространение гуманистических ценностей. Новое время привело к изменениям политического строя во многих европейских странах. Бурное развитие торговли, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали противоречить традиционному экономическому и политическому строю. С развитием мануфактур появился новый слой населения – буржуазия, численность которой в XVIII веке сильно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Англия, Франция). С развитием науки и техники начинается промышленный переворот, и устаревшее мануфактурное производство вытесняется фабриками. В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической отрасли. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В начале XIX века была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции – были изобретены паровоз и пароход. В результате социально-экономических изменений, большинство стран Европы переживают кризис абсолютной власти, в ряде стран возникают парламентские демократии. В Новое время начинает складываться современная система международных отношений. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира – гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили – барокко и классицизм. Центром развития материализма в целом и атомистических представлений в частности становится Франция.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Развитие гуманизма в Новое время оказалось связанным с эпохой буржуазных революций (XVII-XIX века). В это время отстаивались «естественные» нрава человека — право на собственность, свободу, отсутствие эксплуатации и т. д. XVIII в. - время атеизации гуманизма, сменившейся его обновлением через повторный возврат к античному наследию в Германии. Нередко делались и попытки достичь идеала равенства насильственным путем (гуситское движение в Чехии, Крестьянская война в Германии и т.п.).В период буржуазных революций идеи гуманизма получили дальнейшее развитие в трудах французских просветителей, утопических социалистов, в нем. классической философии и литературе (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций. Гольбах, Лессинг, Гердер, Гете, Ф. Шиллер, Кант, Фихте, Гегель. Фейербах и др.).

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В центре воззрений просветителей лежат проблемы свободы, равенства и братства людей, «естественные права» человека, его стремление к творчеству и совершенствованию.

Гуманизм этого периода формируется в рамках исследований проблем общественной жизни и природы человека. В центр своего внимания и теоретических интересов гуманисты ставили отдельную личность, считая людей от природы равными и свободными. Буржуазный гуманизм имел своей материальной основой частную собственность, нравственной основой – индивидуализм и "разумный эгоизм", идеалом – свободное развитие естественной природы человека. Центральной проблемой становится  сочетание общественных интересов и интереса "свободной личности". Так Гельвеций, констатируя противоречие между свободой индивидуальности и интересами общества, для разрешения этого противоречия выдвигал теорию правильно понятого личного интереса. Лессинг предлагал решать это противоречие с помощью таких средств, как дисциплина и самообладание, Шиллер – с помощью эстетического воспитания, Дидро – посредством подчинения страстей разуму и утверждения умеренности как важнейшей добродетели и т. д.

Таким образом, в эпоху Просвещения содержание идеи гуманизма определяется концепцией естественных прав человека и состоит в понимании значимости индивидуальной самореализации личности, наделенной неотчуждаемыми правами.

Связь с другими объектами-идеями

Наибольшее влияние на содержание идеи гуманизма в Новое время оказали идеи прогресса, естественных прав человека, индивидуализма, свободы, а также эстетические идеи.

 

Возрождение
man-in-circlesquare

Описание периода

Эпоха Возрождения – время культурного расцвета, время расцвета всех искусств, но наиболее полно выразившим дух своего времени было изобразительное искусство. Эпоха Возрождения, или имела мировое значение в истории культуры Европы. Возрождение пришло на смену Средним векам и предшествовало эпохе Просвещения.

Главные черты эпохи Возрождения – светский характер культуры, гуманизм и антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). В период эпохи Возрождения расцветает интерес к античной культуре и происходит как бы её «возрождение».

Возрождение возникло в Италии – его первые признаки появились ещё в XIII-XIV вв. (Тони Парамони, Пизано, Джотто, Орканья и др.). Но твёрдо оно установилось с 20-х годов XV в., а к концу XV в. достигло своего наивысшего расцвета. В других странах Возрождение началось значительно позже. В XVI в. начинается кризис идей Возрождения, следствие этого кризиса – возникновение маньеризма и барокко.

Эпоху Возрождения делят на 4 периода:

  1. Проторенессанс (2-я половина XIII в.-XIV в.);
  2. Раннее Возрождение (начало XV-конец XV в.);
  3. Высокое Возрождение (конец XV-первые 20 лет XVI в.);
  4. Позднее Возрождение (середина XVI-90-е годы XVI в.);

В становлении Возрождения свою роль сыграло падение Византийской империи. Перебравшиеся в Европу византийцы привезли с собой свои библиотеки и произведения искусства, не известные средневековой Европе. В Византии никогда не порывали и с античной культурой.

Появление гуманизма (общественно-философского движения, которое рассматривало человека как высшую ценность) было связано с отсутствием в итальянских городах-республиках феодальных отношений.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, которые не контролировала церковь. деятельность которых находилась вне контроля церкви. В середине XV в. было изобретено книгопечатание, которое сыграло важную роль в распространении новых взглядов по всей Европе.

Термин "Возрождение", означавший возврат к ценностям античного мира (хотя интерес к римской классике возник ещё в 12 веке), появился в 15 веке и получил теоретическое обоснование в 16 веке в трудах Вазари, посвящённых творчеству знаменитых художников, скульпторов и зодчих. В это время сложилось представление о царящей в природе гармонии и о человеке как венце её творения. Среди выдающихся представителей этой эпохи - художник Альберти; архитектор, художник, учёный, поэт и математик Леонардо да Винчи.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Начиная с глубокой древности они высказывались в произведениях устного народного творчества, в литературе, искусстве, в религиозных учениях различных народов. Впервые идеи гуманизма как целостная система взглядов возникли в эпоху Возрождения. В этот период произошел настоящий переворот в культуре и мировоззрении. Человек, его индивидуальность, его свобода обозначились как главная ценность общества. Гуманизм в этот период выступает как широкое течение общественной мысли, стремившееся к восстановлению античного идеала человечности и красоты.

Принцип гуманизма формируется в эпоху Возрождения в результате борьбы "третьего сословия" (буржуазии, ремесленников и крестьянства) против господства феодальной аристократии, духовенства, средневеково-религиозной идеологии, проповедовавшей аскетизм.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Гуманизм в эпоху Возрождения рассматривается как этическая доктрина, считающая человека высшей ценностью (противостоит как религиозному фанатизму, так и политическому этатизму, согласному пожертвовать индивидом ради интересов государства): его моральный принцип — толерантность, а его философия в собственном смысле слова защищает идею прогресса культуры, ведущего к идеальной форме человечества, когда человек будет свободным, благодаря техническому прогрессу, как от превратностей природы (от голода, холода, болезней), так и в отношении других людей. Гуманизм может быть понят как светское свободомыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству католической церкви, связанное с идеалами, обнаруженными в произв. классич. древности. Идеи гуманизма были выражены в творчестве Данте, Ф.Петрарки, Дж.Боккаччо, Ф.Вийона, Дж.Пико Делла Мирандолы и др. мыслителей Возрождения.

Гуманисты (Ф.Петрарка, Ф. Бекон, Монтень, Леонардо да Винчи) провозгласили человека венцом природы, центром мироздания. В человеке, с их точки зрения, должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его "естественное стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности".

В человеке, с их точки зрения, должны гармонически сочетаться естественное и духовное начала; он имеет право на счастье в земной жизни, и его «естественное» стремление к наслаждению и счастью должно стать основой нравственности. В противовес религиозному толкованию мораль понимается ими как осуществление мирских целей -освобождения человека от всякого социального и духовного гнета, избавления его от несправедливости, пороков и невежества, совершенствования человеческой личности, достижения людьми полного благополучия в материальном и духовном отношении. Гуманисты придают большое значение разуму человека » требуют подчинить чувственные побуждения его контролю.

Таким образом, в эпоху Возрождения идея гуманизма определяется культурными и эстетическими тенденциями (возврат к идеалам античного искусства) и состоит в признании человека высшей ценностью, венцом природы, в котором гармонически должны сочетаться естественное и духовное начала.

Связь с другими объектами-идеями

Идея гуманизма в эпоху Возрождения формируется как возврат к антропоцентризму и одновременно как реализация античного идеала гармонии применительно к человеку. Здесь же происходит соединение идеи гуманизма с идеей свободы, которое в дальнейшем окажет серьезное влияние на развитие гуманистических концепций.