Описание объекта-идеи в контексте данного периода
С возникновением постиндустриального, информационного общества понимание гуманизма трансформируется. Актуализируется проблема «человеческого фактора» в социальной жизни. Особым аспектом в понимании гуманизма остается проблема свободы, обреченности человека на свободу и связанной с ней проблемой ответственности. Принципы гуманистической этики основываются на том, что человек ответственен за свои поступки; каждый признает право другого на самостоятельное творение собственной жизни и ценит его внутренний субъективный мир. В гуманистической психологии за основную модель представлений о человеке принимается ответственный человек, свободно делающий выбор среди представленных возможностей; человек всегда находится в процессе становления; отказ от личностного роста является человеческой трагедией.
Гуманизм в духе французского экзистенциализма является разновидностью прагматизма, согласно которому этические ценности и ценности блага существуют только в рамках человеческой деятельности и допущения, но не существуют независимо от этого и не являются абсолютными.
Трагическая судьба гуманизма в современном мире – центральная тема экзистенциализма. Согласно М Хайдеггеру, несостоятельность новоевропейского гуманизма заключена в абсолютизации им человеческой субъективности как условия познания и покорения внешнего мира посредством науки и техники, в забвении человеком «истины бытия», только и придающей смысл его существованию (см. «Письмо о гуманизме»). Задача человека—не навязывать свою волю сущему, а лишь вслушиваться в голос «бытия», как он звучит в языке, приобщаясь к сакральности действительного мира. Этой в целом антигуманистической позиции Хайдеггера противостоит точка зрения Ж.-П. Сартра, трактующего экзистенциализм как гуманизм, понимая под этим свободу каждого в решении своей судьбы: экзистенциальный гуманизм в отличие от классического апеллирует к человеку не как к родовому существу (трансцендентальному или абсолютному субъекту), а как к конкретному индивиду в уникальности и неповторимости его личного существования.
В других вариантах социально-философской мысли гуманизм сохраняет значение основополагающей культурной ценности, с позиции которой ведется критика капитализма как общества, исключающего подлинную свободу и автономию человека, подчиняющего его власти рационально организованных сил в лице финансово-промышленных корпораций, политической бюрократии и электронных средств массовой информации. Критика эта характерна для многих направлений левого толка и различных представителей неомарксизма, в частности Франкфуртской школы (М. Хоркхаимер. Т. Адорно, Г. Маркузе), неофрейдизма (Э. Фромм) и др.
Особая форма гуманизма – марксистский гуманизм. Отказавшись от антропологической трактовки человека, марксисты франкфуртской школы утверждали потенциальную универсальность человека, рассматривал «перспективы человека» в горизонте свободы. Представители так называемой экологической этики считают, что подлинный гуманизм возможен только при рассмотрении человечества как органического элемента природного и космического целого. В религиозной христианской философии гуманизм подвергается критике, рассматривается в качестве одного из самых больших заблуждений человечества (Н. Бердяев, Ю. Бохеньский, А. де Любак). Гуманизм как поклонение человека самому себе оказывается в рамках этой традиции формой идолопоклонничества, несвободы человека.
Глубокие катаклизмы XX в. (истребительные войны, тирания тоталитарных режимов, обострение глобальных проблем) поставили под сомнение ключевые установки европейской цивилизации, показав, что сам по себе научно-технический прогресс не только не обеспечивает гуманистического хода истории, но и неизбежно покушается на будущее, поскольку человек все более отчуждается от общества, превращается в “одномерное существо”, в легко манипулируемого робота, в “винтик” огромной социальной машины. Происходит как бы возврат к ситуации эпохи Возрождения. В русле гуманистического движения возникают различные программы “человеческих отношений” (human relations), “генома человека”, все активнее заявляют о себе движения “зеленых”, требования гуманизировать культуру, науку, образование, политику, повысить качество жизни, дополнить научно-техническую революцию революцией моральной, яснее ставить и решать смысложизненные, экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Все эти сдвиги наглядно проявляются в возрастающем влиянии на все сферы культуры антисциентистских, иррационалистических и даже мистических концепций, включая и философские системы, ориентирующиеся на вненаучное знание, на воспроизведение внутреннего личностного мира человека (экзистенциализм, персонализм, философия жизни, сюрреализм, дадаизм, “театр абсурда” и т.п.). Поскольку глобальные проблемы носят универсальный характер, то успешная реализация идеалов гуманизма невозможна без международного сотрудничества различных регионов, стран и сообществ.
Поиски новых форм гуманизма, соответствующих духу времени, ведутся в современной западной философии как в т. н. неоязычестве «новых правых», так и в христианской — католической и протестантской — мысли (К. Барт, Ричард Нибур, П. Тиллих), неотомистский проект «интегрального гуманизма» Ж. Маритена. Дискуссия вокруг гуманизма и его судьбы в современном мире указывает не только на глубокий кризис, переживаемый этим мировоззрением, но и на его непреходящее значение для всей истории человечества.
Таким образом, в XX в. мировые войны и другие глобальные катастрофы привели к трансформации идеи гуманизма, которая в целом стала рассматриваться как идея ответственности человека за свои поступки; признание права другого на самостоятельное творение собственной жизни и ценности его внутреннего субъективного мира.
Ключевые авторы
Ж.-П. Сартр.
Ж.-П. Сартр, предельно заостряя гуманистические мотивы в работах своих предшественников, рассматривает гумнизм как абсолютную творческую самодетерминированность человека, не стесненного внешними социальными условиями и внутренними самоограничениями. В концепции экзистенциализма Сартра гуманизм трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности гуманизма, по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и, тем самым, воссоздание самого себя.
Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. – М., 1989.
М. Хайдеггер.
Хайдеггер писал о том, что нет надобности возрождать старый гуманизм. Античный, ренессансный, постхристианский этический гуманизмы замыкает человека в рамках выстроенной им системы. Они упускают, что человек — не сумма животного и разумного начал и не метафизический конструкт, именуемый личностью (индивидом). Он впервые осуществляется в экзистенции, выступании в истину бытия, которая требует от человека, чтобы он хранил ее, чтобы в ее свете сущее явилось как оно есть. Бытие расположено к человеку, вызывает его своей открытостью и так или иначе получает ответ. В нем поэтому начало речи. Язык — дом бытия и жилище человека. Человечность коренится не в нашем телесно-душевном устройстве, а в принятии нами дара бытия. Его событие — начало истории. Близость бытия приоткрывается как та родина, на чьем просторе присутствует или отказывает в своем присутствии Бог. Бездомность современного человека создана его блужданием вокруг метафизических представлений о самом себе. Человек в своей истине не господин сущего, покоритель планеты, а сосед и пастух бытия. Мир — не объект глобального планирования, а чистая трансценденция. Наше неотъемлемое бытие-в-мире означает, что горизонтом нашей деятельности в конечном счете оказывается истина бытия, и только она. Поэтому самое действенное дело — мысль, помнящая о мире как исходном измерении бытия. Этика и онтология, практика и теория оказываются в свете бытийной мысли поздним различением. От биологизма, прагматизма, от ценностно-этического гуманизма мысль должна возвратиться к простейшему и ближайшему. Такое возвращение опаснее, чем метафизические воспарения; не будучи сущим, бытие с точки зрения последнего неотличимо от ничто. Вместе с целительным в его просвете сразу появляется злое. Для стояния в истине нет правил, опыт приходит только в самом риске (авантюре) мысли, захваченной бытием, дающей ему слово и участвующей так в событии истины. Мыслители и поэты, принадлежа истине бытия и оберегая ее, оставляют неприметный, но нестираемый след в языке.
Heidegger M. Platons Lehre von der Wahrheit. Mit einem Brief uber den Humanismus. Bern, 1947, S. 53—119. Русский перевод В. В. Бибихина.— В кн.: Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Связь с другими объектами-идеями
Содержание идеи гуманизма в XX в. тесно связано с развитием идей ненасилия (М. Ганди), свободы и ответственности (экзистенциализм), переосмыслением антропоцентризма (современная космология), а также критикой идеи прогресса.