Назад

Картина мира

Современное определение

Картина мира – в широком смысле глобальный, всеохватывающий образ мира или представление о нем, присущее определенной исторической эпохе

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философский энциклопедический словарь

Картина мира – в отличие от мировоззрения совокупность мировоззренческих знаний о мире, "совокупность предметного содержания, которым обладает человек" (Ясперс).

Новейший философский словарь

Картина мира – особая форма теоретического знания, репрезентирующая предмет исследования науки соответственно определенному этапу ее исторического развития, посредством которой интегрируются и систематизируются конкретные знания, полученные в различных областях научного поиска

Новая философская энциклопедия в 4-х т.

Картина мира – целостный образ предмета научного исследования в его главных системно-структурных характеристиках, формируемый посредством фундаментальных понятий, представлений и принципов науки на каждом этапе ее исторического развития

Философия науки: Словарь основных терминов

Картина мира – общие представления о мире, его устройстве, типах объектов и их взаимосвязях.

XX в
fellowship-robert-bud-edited

Описание периода

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945). Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеиды. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Изменения в ХХ веке произошли в науке. Изобретение машины Тьюринга позволило заложить основы создания и применения вычислительной техники, что изменило характер математических вычислений, заставив математиков отказаться от методов классического математического анализа и перейти к методам дискретной прикладной математики. Соревнование за космос между Соединёнными Штатами и Советским Союзом привело к первым полётам человека в космос и высадке человека на Луну. Против таких инфекционных заболеваний как: оспа, грипп, тиф, холера, чума было создано лекарство. В 1960 году был изобретён метод компьютерной томографии. Медицина и развитие науки в сельском хозяйстве увеличили мирового населения Земли. Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Современная научная картина мира определяется синтезом разнообразных областей знания, прежде всего за счет выработки общенаучных эволюционистских концепций, распространяемых и на неживую природу. Эта тенденция уже привела к формированию идей синергетики и глобального эволюционизма. Ныне происходит переход к научной картине мира, отражающей существенную нелинейность мира, расширение представлений о взаимоотношении энергетических и информационных воздействий. Важную роль в формировании современной картины мира в социально-историческом плане играет новое политическое мышление, представление о взаимосвязи и взаимозависимости, известной целостности мира (холизм).

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Какой же образ наиболее адекватно отражает современное состояние науки?  По утверждению Г. Малинецкого,  научная картина мира – это некий замок,  из одной части которого можно перейти в другую. Другой образ современной картины мира предложил Ф. Капра – образ сети объемной, динамической. Он рассматривает мир  не как собрание изолированных объектов, но как сеть феноменов, которые «фундаментально взаимосвязаны и взаимозависимы» (40. Капра Ф. Паутина жизни – К.: София; М.: ИД «Гелиос», – 2003.– С. 23). Капра пишет, что  «в природе существуют лишь сети, вложенные в другие сети, причем каждый узел, будучи визуально увеличенным, сам окажется сетью» (там же, с.50). В результате, познание мира из процесса отражения, как снятия «отпечатков» реальности, превращается в процесс интерпретации, реконструирования и репрезентации мира.

Почему же эта «мозаика отдельных дисциплин» не превратилась в единую картину мира? С одной стороны, на данный момент нет удовлетворительной объединяющей теории, претендующей на статус когнитивной идеологии. Если в античности человек изначально не отделял себя от природы, в средние века – от Божественного Слова, в Новое время основанием всеединства было наличие объединяющей и объясняющей все науки – механики, то сейчас такой признанной «теории всего» нет, неясно, не является ли создание такой теории еще одной «когнитивной иллюзией». Отсюда характерное для современного этапа познания стремление к интеграции наук, развитию междисциплинарных, конвергентных исследований. Большие надежды ученые возлагают на универсальный эволюционизм как принцип построения современной общенаучной картины мира.

Стремлению человека к целостному, адекватному восприятию мира препятствуют и некоторые особенности познавательной практики нашего времени. Картина мира по своей природе представляет собой образование, несомненно, виртуальное и, как таковое, обладает свойственными виртуальной реальности характеристиками – порожденностью, актуальностью, интерактивностью, автономностью. Кроме того, все чаще в качестве порождающей реальности выступает не физический мир, бытие, а виртуальность, создаваемая средствами массовой информации. В таких условиях возникает сомнение по поводу адекватности создаваемой картины мира самому этому миру. Укоренившееся в классической картине мира противопоставление человека и Природы, потребительское, завоевательное к ней отношение должно смениться отказом от антропоцентричности, пониманием зависимости человека от природного окружения. Современный человек сознает себя субъектом, но это не повод для противопоставления себя природе, миру.

Таким образом, в XX в. в идею картины мира возвращается антропоцентризм в виде антропного принципа и понимания субъекта как человека во всей его сложности, определяющим содержанием картины мира становятся эволюционные представления и учение о сложных самоорганизующихся системах.

Ключевые авторы

М. Хайдеггер

Какие именно представления человека о мире складываются в картину мира,  когда впервые это происходит,  подробно было рассмотрены  М. Хайдеггером   в работе «Время картины мира», в которой он показал, что не всякое представление о мире является картиной,  критерием «картинности» выступает отношение человека к сущему, бытию, поэтому «составить себе картину чего-то, значит, поставить перед собой само сущее» (Хайдеггер М. Время картины мира // Новая технократическая волна на Западе. – М., 1986. – С.101). Мир становится картиной только  там, где к сущему  в целом приступают как к тому, «на что человек нацелен и что он поэтому хочет соответственно преподнести себе, иметь перед собой и тем самым в решительном смысле поставить перед собой» (там же, с.102).

Связь с другими объектами-идеями

Идея картины мира на данном этапе, как и в античности, определяется содержанием всех базовых идей – концептов, описывающих реальность, однако наиболее существенное влияние на ее содержание оказывает ее связь с идеями эколюционизма, холизма, сложности (сложностности).

Новое время
slide8

Описание периода

Новое время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Белой и Алой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы – мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Достижения в науке, особенно в механике, дали уверенность в том, что процессы, происходящие в мире, могут быть рассчитаны и управляемы, подобно механическому устройству. Классическая механика, которую можно разделить на три области – статику, кинематику и динамику – стала основанием мировоззрения Нового времени. В рамках механистической концепции материя отождествляется с веществом, а все явления природы объясняются механическим перемещением тел. Объектами изучения выступают физические тела и материальные частицы. Такого рода детерминизм имел религиозную основу: Бог – создатель Вселенной, благодаря чему, в мире все предопределено, а в рамках религиозно-философского направления – деизма, получившего распространение в XVII в., – мир представляется как огромный часовой механизм. Основоположником экспериментального естествознания считается Г. Галилей, утверждавший, что «законы природы написаны на языке математики». Заслугой Г. Галилея является формулировка принципа относительности, который стал центральным постулатом классической физики. Опираясь на идеи Г. Галилея и философию Р. Декарта, И. Ньютон разработал теорию, господствовавшую в науке с XVII до нач. XX в.

И. Ньютон попытался сформулировать элементарные законы, объясняющие широкий круг природных процессов с высокой степенью точности и полноты. Основу методологии И. Ньютона составляют индуктивный метод и экспериментальное определение количественных отношений между явлениями действительности. Основу классической механики составляют три закона, названные «законами Ньютона». И. Ньютону принадлежит теория тяготения, дающая ответ на вопрос о силе, заставляющей двигаться небесные тела. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература («Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшиена формирование данного узла описания объекта-идеи

В Новое время метафизика превращается в науку, сущность которой   заключена в исследовании, научном методе, а познание учреждает само себя в определенной области сущего, природы или истории как предприятие. Исследование превращает мир в предмет изучения, опредмечивает мир, сущее, тем самым фиксируется в качестве предмета. Превращение мира в картину становится тем же самым процессом, что и превращение человека внутри сущего в субъект. С переходом к Новому времени не картина мира превращается из прежней средневековой в новоевропейскую, а мир вообще становится картиной. Идеологической основой такой картины является наука, и впервые представление о мире называется «научной картиной мира». Измерение, как основной метод научной рациональности, формирует чисто количественное «калькуляторское» видение сущего, так как то, чего нельзя измерить, взвесить, – не существует. Поэтому книга природы «пишется» языком математики, а сама природа подобна свидетелю, допрашиваемому на судебном заседании именем «априорных принципов».

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Важная тенденция в развитии идеи картины мира  в Новое время связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой).

В Новое время сформировалась достаточно целостная, связная картина мира, основанная на идеологии научного познания, где, прежде всего,  лидировали математика и физика. Эту картину мира называют классической, так как  фундаментом ее была механика Ньютона. Считалось, что можно и нужно сводить к законам механики все явления и процессы, включая биологические и социальные. Эту позицию ясно сформулировал выдающийся физик XIX века У.Томсон (Кельвин), который писал, что вопрос о том, понимаем ли мы  природный процесс, сводится к другому вопросу – способны ли мы построить механическую модель, которая воспроизводила бы процесс во всех его частях?. Поэтому, образ мира в европейской культуре формируется в качестве механистической модели, при этом образ природы как часового механизма сменяется образом паровой машины, а позднее - кибернетической машины.

Таким образом, в Новое время формируется первая научная картина мира – механистическая, в основе которой лежат представления об атомарном строении мира и законы классической механики. Формируется образ часового механизма как метафоры закономерного, предсказуемого мира, подчиненного всеобщим законам движения.

Связь с другими объектами-идеями

В основе содержания идеи картины мира в Новое время лежат переосмысленные идеи атомизма, движения и развития (в механистическом их понимании) и формирующаяся в конце данного периода идея эволюционизма, которая, однако, начнет доминировать только на следующем этапе.

Средние века
84686

Описание данного периода

Средневековье – эпоха в истории человечества с V в. до конца XV– нач. XVI вв. Средневековье разделяют на три этапа: раннее (конец V-середина XI века); высокое или классическое (середина XI-конец XIV века); позднее или Раннее Новое время (XIV-XV- нач. XVI вв. века). Такая хронология Средних веков, применима только для Европы. На Востоке Средневековье началось раньше и закончилось позже (II в. – XIV в.).

В эпоху Средневековья на смену мировых античных империй, основанных в результате военных завоеваний, заняли империи политические, поддерживаемые религией и торгово-промышленными союзами. Идеологической основой Византийской империи стало православное христианство, на Западе – католицизм. Но наиболее крупные средневековые империи возникали на Востоке: Арабский халифат, Монгольская империя, империя Великих Моголов в Индии, Османская империя. Западноевропейская средневековая цивилизация формировалась в условиях политической неустойчивости, в результате военных столкновений государственные границы постоянно перекраивались. Феодальной раздробленности противостояла централизация государственной власти. Она способствовала ослаблению распрей и войн, разорявших целые страны, благоприятствовала росту городов и вела к территориальной государственной централизации в Европе. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств раннего Средневековья по праву считается Франкское государство, которое сформировалось под властью Хлодвига и стало влиятельным с правлением Карла Великого. Период примерно с 750 по 850 год – кратковременное объединение западной Европы под династией Каролингов. Карл Великий впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников. Параллельно становлению государственности шло образование народностей, формирование различных языков, сохранившихся до наших дней.

В господствовавшем феодальном укладе основу экономики Средневековья составляло сельское хозяйство, где было занято основное население – крестьяне, находившиеся в личной зависимости от феодала. Создавалась «лестница» феодальной иерархии, где основными владельцами земель были короли – верховные сюзерены, им подчинялись крупные феодалы: графы, герцоги, аббаты, у которых были свои вассалы – бароны и рыцари. Опиралась такая «лестница» на крестьян и ремесленников, которые за службу получали участок земли – феод. Для европейского феодализма характерной особенностью была политическая раздробленность, корпоративность и сословная замкнутость.

Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. Главный постулат христианства, привлекавший наибольшее число сторонников особенно во время становления веры в Европе, – это равенство всех людей перед Богом, несмотря на сословную принадлежность, богатство и власть. Главным в человеке провозглашалась душа, так как именно она в человеке бессмертна и способна наиболее полно познать Бога. К телу относились как к временной земной оболочке, которая нужна как сосуд для души, но каждому человеку предначертано однажды покинуть ее, чтобы воссоединиться с Богом.

Духовная жизнь средневекового человека не сводилась только к одним религиозным чувствам и представлениям, хотя церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Однако именно в эпоху Средневековья в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской. В «Темные века» основными центрами культуры были монастыри и церкви, где переписывались Священные Писания, труды отцов церкви, реже – труды античных философов и литераторов. В период раннего Средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры Нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы «семи свободных искусств» легли дисциплины: грамматика, риторика и диалектика образовывавшие «тривиум», арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав «квадривиума». Аскетизм, чтение религиозной литературы, самоконтроль желаний и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания. На протяжении V-XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными заведениями в Европе. Основными предметами изучения были: богословская литература, Библия. Церковные школы были трех видов: монастырские, приходские, епископальные (кафедральные). Основная цель таких школ была подготовить молодое духовенство. Появление университетов в Средневековье связано с развитием городов. Первые университеты возникли в Италии (Болонский университет, 1088) На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет. В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. К концу XV века в Европе было около 100 университетов.

Философия и науки не стояли на месте, а продолжали развиваться, отталкиваясь от опыта предыдущей эпохи. Одной из интересных черт, формирующих своеобразие культуры Средневековья, является применение для упрощения повседневной работы крестьян, ремесленников и торговцев технических изобретений: тех, которые достались в наследство от Античности, и тех, что разработала уже средневековая мысль (водяная и ветряная мельница, колесный плуг, насос, компас и т.д.). Важным слоем городского населения были торговцы, которые играли значимую роль в развитии внутренней и внешней торговли, последняя была развита лучше. Как правило, данная группа населения была грамотна, зачастую купец мог объясниться на нескольких языках. Центрами внешней торговли в Западной Европе были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Европейские купцы торговали сукном, винами, металлическими изделиями, медом, строевым лесом, мехом, а с Востока привозили в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, пряности.

Именно западноевропейское Средневековье было той эпохой, когда результатом больших усилий и труда стал взлет человеческого духа и сформировался тот духовно-нравственный потенциал, который ярко раскрылся в Раннее Новое время.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В средневековье картина мира определяется религиозными убеждениями. Образность христианского вероучения поддерживается средневековым искусством. По сути, фресковая роспись и иконопись реализуют функцию синтеза представлений о мире посредством визуальных образов.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В средневековом мировоззрении отношение к природе меняется, так как весь внешний мир есть знак или символ внутреннего мира. В центре мировосприятия оказался Бог-создатель всего сущего, а природа заняла нижнюю ступень. Обладание истиной становится возможным только опираясь на веру, почитание истинности «Писания» и церковного учения. Познание становится не исследованием, а правильным пониманием законодательного слова и возвещающих его авторитетов, доказательством от слова божьего. Образом природы становится древнейшее божественное «Писание», текст, а познание представляет собой  расшифровку этого текста.

Таким образом, в средневековье в центре картины мира находится Бог (теоцентризм) и душа человека, а природа и тело отходят на второй план. Мир разделяется на две части – божественный и земной. Постижение мира есть понимание божественного замысла.

Связь с другими объектами-идеями

Определяющее влияние на содержание идеи картины мира в средневековье оказывают религиозные идеи и религиозное содержание философских идей.

Античность
6fc1705bad7e1b8205290dc9ffe66ef1-greek-gods-greek-islands

Описание периода

Под «античностью» принято понимать (VIII в. до н. э. – V вв. н. э.) – цивилизации и культуры Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н. э.), как эпоха классической Греции или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.– политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными. Залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву.

Периодом расцвета греческой (эллинской) культуры принято считать V–IV до н.э., в котором отразились традиции, обычаи, взгляды свободных эллинов. Центрами древнегреческой науки располагались в Ионии – области, расположенной на восточном побережье Эгейского моря. Формируются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, Академия Платона, ликей Аристотеля, сады и др. Главной наукой считалась натурфилософия, поскольку она давала представление обо всех человеческих знаниях, окружающем мире. Это период развития науки можно охарактеризовать созданием теоретических конструкций в попытке объяснить состояние действительности, отсутствием  разделения на отдельные области наук. В своем развитии натурфилософия прошла несколько этапов: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Античная наука, как отдельная сфера духовной античной культуры развивалась благодаря людям, специализирующимся и заинтересованным в получении новых знаний. На данном этапе развития науки знания носят рациональный и теоретических характер, практически отсутствует экспериментальная база наук. Появление дедуктивного («Логика» Аристотель) и аксиоматического («Начала» Эвклид) методов изложения научных теорий и гипотез позволило заложить методологическую базу. С развитием письменности и усовершенствовании писчего материала (пергамент) появляются библиотеки (Александрийская библиотека). Постепенно письменность проникает в повседневный быт. В отличие от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии знания разрабатываются и хранятся не жрецами, а мыслителями, поэтому они не сакрализируют информацию, а готовы передавать их всем желающим. Научные труды и философские трактаты античности оформляются в литературные произведения. С развитием культуры возникает потребность в благоустройстве городов, что подталкивает на создание систем водоснабжения и канализации, развитие строительного ремесла, механики, химии.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В античности формирование идеи картины мира происходит в связи с развитием натурфилософии как целостного учения о природе, включающего философские и преднаучные представления, постановкой проблемы первоначала (архэ), становлением стихийного материализма. В целом синкретизм античного мировоззрения определил образ шара в качестве картины мира, как гармоничного, целостного, единого образования.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Античное восприятие природы основано на изначальном, ничем не нарушаемом единстве сущего, где люди, вещи, боги – все едино, гармонично и естественно. Мир в античности как единый и неделимый космос, не противостоит человеку, и, следовательно, не может быть представлен как некое произведение, полотно, картина. Античные философы понимали природу не как род бытия, но бытие как природу. Поэтому природа античного человека нашла свое выражение в образе совершенного, гармоничного тела, скульптурных изображениях прекрасных людей, идеальных геометрических фигурах.

Таким образом, в античности, идея картины мира состоит в понимании мира как целостного, гармоничного и неразделенного макрокосма и человека как микрокосма, стремящегося к такому же совершенству.

Связь с другими объектами-идеями

Идея картины мира связана практически со всеми ключевыми античными концептами, которые и составили ее наполнение, это прежде всего идеи движения, развития, первоначала, антропоцентризма и космоцентризма.