Новое время
slide8

Описание периода

Новое время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Белой и Алой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы – мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Достижения в науке, особенно в механике, дали уверенность в том, что процессы, происходящие в мире, могут быть рассчитаны и управляемы, подобно механическому устройству. Классическая механика, которую можно разделить на три области – статику, кинематику и динамику – стала основанием мировоззрения Нового времени. В рамках механистической концепции материя отождествляется с веществом, а все явления природы объясняются механическим перемещением тел. Объектами изучения выступают физические тела и материальные частицы. Такого рода детерминизм имел религиозную основу: Бог – создатель Вселенной, благодаря чему, в мире все предопределено, а в рамках религиозно-философского направления – деизма, получившего распространение в XVII в., – мир представляется как огромный часовой механизм. Основоположником экспериментального естествознания считается Г. Галилей, утверждавший, что «законы природы написаны на языке математики». Заслугой Г. Галилея является формулировка принципа относительности, который стал центральным постулатом классической физики. Опираясь на идеи Г. Галилея и философию Р. Декарта, И. Ньютон разработал теорию, господствовавшую в науке с XVII до нач. XX в.

И. Ньютон попытался сформулировать элементарные законы, объясняющие широкий круг природных процессов с высокой степенью точности и полноты. Основу методологии И. Ньютона составляют индуктивный метод и экспериментальное определение количественных отношений между явлениями действительности. Основу классической механики составляют три закона, названные «законами Ньютона». И. Ньютону принадлежит теория тяготения, дающая ответ на вопрос о силе, заставляющей двигаться небесные тела. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература («Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшиена формирование данного узла описания объекта-идеи

В Новое время метафизика превращается в науку, сущность которой   заключена в исследовании, научном методе, а познание учреждает само себя в определенной области сущего, природы или истории как предприятие. Исследование превращает мир в предмет изучения, опредмечивает мир, сущее, тем самым фиксируется в качестве предмета. Превращение мира в картину становится тем же самым процессом, что и превращение человека внутри сущего в субъект. С переходом к Новому времени не картина мира превращается из прежней средневековой в новоевропейскую, а мир вообще становится картиной. Идеологической основой такой картины является наука, и впервые представление о мире называется «научной картиной мира». Измерение, как основной метод научной рациональности, формирует чисто количественное «калькуляторское» видение сущего, так как то, чего нельзя измерить, взвесить, – не существует. Поэтому книга природы «пишется» языком математики, а сама природа подобна свидетелю, допрашиваемому на судебном заседании именем «априорных принципов».

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Важная тенденция в развитии идеи картины мира  в Новое время связана с преодолением исходного антропоцентризма в видении мира за счет качественных преобразований взглядов на мир в трудах Коперника (преодоление геоцентризма), Дарвина (наведение мостов между живой и неживой природой).

В Новое время сформировалась достаточно целостная, связная картина мира, основанная на идеологии научного познания, где, прежде всего,  лидировали математика и физика. Эту картину мира называют классической, так как  фундаментом ее была механика Ньютона. Считалось, что можно и нужно сводить к законам механики все явления и процессы, включая биологические и социальные. Эту позицию ясно сформулировал выдающийся физик XIX века У.Томсон (Кельвин), который писал, что вопрос о том, понимаем ли мы  природный процесс, сводится к другому вопросу – способны ли мы построить механическую модель, которая воспроизводила бы процесс во всех его частях?. Поэтому, образ мира в европейской культуре формируется в качестве механистической модели, при этом образ природы как часового механизма сменяется образом паровой машины, а позднее - кибернетической машины.

Таким образом, в Новое время формируется первая научная картина мира – механистическая, в основе которой лежат представления об атомарном строении мира и законы классической механики. Формируется образ часового механизма как метафоры закономерного, предсказуемого мира, подчиненного всеобщим законам движения.

Связь с другими объектами-идеями

В основе содержания идеи картины мира в Новое время лежат переосмысленные идеи атомизма, движения и развития (в механистическом их понимании) и формирующаяся в конце данного периода идея эволюционизма, которая, однако, начнет доминировать только на следующем этапе.