Назад

Хаос

Современное определение

Важнейшая категория синергетики, отражающая независимость элементов мира, степень их свободы, стохастичность. Хаос в синергетике выступает в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, средства объединения, усложнения и гармонизации развития сложной структуры.

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философский энциклопедический словарь

Хаос - открытая, зияющая пропасть; беспорядочное, бесформенное, неопределенное состояние вещей; в древнегреческой космогонии - первобытное состояние или первовещество, из которого возник или был создан рукой Творца мир как упорядоченный космос.

Современный философский словарь

Хаос - а) в переносном смысле: беспорядок, неразбериха; б) в греч. мифологии - беспредельная первобытная масса, из которой образовалось все сушее; в) в античной философии - всеуничтожающее начало, бесконечная протяженность, беспорядочное состояние материи, принцип разъединения и становления.

История философии. Энциклопедия

в современной культуре понятие, связанное с оформлением в неклассической европейской культуре парадигмальной матрицы исследования нелинейных процессов.

Философия науки и техники: словарь

Хаос - неупорядоченное,  бесформенное состояние мира до образования упорядоченного космоса.

Философия науки: словарь основных терминов.

Хаос - модель реальности, в соответствии с которой реальность представляет собой множество событий и процессов, ведущих себя случайным образом, то есть реализующих одну из бесконечного множества своих потенциальных возможностей, имеющих различную вероятность своих реализаций при различных условиях, внешнем окружении, обстоятельствах.

XX в. Современность
diracpaul

Описание периода

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг).

Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945).

Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

Историки характеризуют XX век как жестокий этап развития человечества, поскольку он отмечен локальными, гражданскими и двумя мировыми войнами. Между многими мировыми странами долгое время сохранялись разногласия самого разного порядка: идеологического, национального, религиозного, что обусловлено скачкообразностью в социальном, экономическом и историческом развитии стран.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В XX в. развитие неравновесной термодинамики, теории лазеров, эволюционной теории, фрактальной геометрии, теории катастроф, синергетики и наук о сложном в целом производит радикальный поворот в понимании хаоса.

Классическая термодинамика утверждала, что космос стремится к состоянию равновесного теплового хаоса. Все попытки дать чисто механическую трактовку необратимости оказались безрезультатны, была выявлена ограниченность механической исследовательской программы, и на смену ей пришла статистическая физика.

Современная термодинамика стала функционировать в ранге фундаментальной теории в рамках новой исследовательской программы, в рамках статистической физики, потребовавшей серьезного физического и математического обоснования, во многом ставшего возможным благодаря развитию компьютерных технологий. Переосмысление понятий порядка и хаоса стало основой для формирования нового направления – наук о сложном.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Современная наука синергетика понимает хаос как творческое начало, условие самоорганизации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию.

В науках о сложном под хаосом понимается состояние системы с максимально возможным количеством степеней свободы.

В синергетике значение хаоса определяется двумя аспектами:

  1. он является источником самоорганизации материи;
  2. хаос позволяет «склеивать», объединять отдельные элементы в систему.

И. Р. Пригожин акцентирует внимание на проблеме необратимости, на возможности в рамках синергетики рассмотреть, как организуется порядок из хаоса. Хаос в синергетике рассматривается в эволюционном ключе: не как последняя стадия в развитии систем, а как источник нового порядка. Осмысление того, что хаос может быть источником порядка, что случайность - не только следствие простого непонимания, а может быть имманентным свойством развивающейся структуры, имело самые существенные следствия.

Случайность выступает как самостоятельное начало, как имманентное свойство нелинейного мира. Диссипативные процессы, рассеяние есть проявление хаоса, существующего на микроуровне. Поэтому хаос может быть воспринят не как разрушающая сила, а как сила, "выводящая на аттрактор", как фактор самоструктурирования нового порядка.

Современные эволюционные взгляды исходят из признания сильнейшей неравновесности в развитии материального мира, начиная от Большого взрыва и кончая процессами социально-экономическими и духовно-нравственными.

В гуманитарной сфере установка на восприятие хаоса как креативной среды, актуализировавшаяся в свое время в эстетике модернизма, развивается в философии постмодернизма в фундаментальную парадигму отношения к тексту (миру), мыслимому как плюральная и подвижная семантическая среда, открытая для бесконечного числа интерпретаций.

Связь с другими объектами-идеями

На современном этапе идея хаоса связана с идеями порядка, самоорганизации, эволюции, открытости и сложности (сложностности).

Новое время
0001

Описание данного периода

Новое время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Белой и Алой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы – мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Достижения в науке, особенно в механике, дали уверенность в том, что процессы, происходящие в мире, могут быть рассчитаны и управляемы, подобно механическому устройству. Классическая механика, которую можно разделить на три области – статику, кинематику и динамику – стала основанием мировоззрения Нового времени. В рамках механистической концепции материя отождествляется с веществом, а все явления природы объясняются механическим перемещением тел. Объектами изучения выступают физические тела и материальные частицы. Такого рода детерминизм имел религиозную основу: Бог – создатель Вселенной, благодаря чему, в мире все предопределено, а в рамках религиозно-философского направления – деизма, получившего распространение в XVII в., – мир представляется как огромный часовой механизм. Основоположником экспериментального естествознания считается Г. Галилей, утверждавший, что «законы природы написаны на языке математики». Заслугой Г. Галилея является формулировка принципа относительности, который стал центральным постулатом классической физики. Опираясь на идеи Г. Галилея и философию Р. Декарта, И. Ньютон разработал теорию, господствовавшую в науке с XVII до нач. XX в.

И. Ньютон попытался сформулировать элементарные законы, объясняющие широкий круг природных процессов с высокой степенью точности и полноты. Основу методологии И. Ньютона составляют индуктивный метод и экспериментальное определение количественных отношений между явлениями действительности. Основу классической механики составляют три закона, названные «законами Ньютона». И. Ньютону принадлежит теория тяготения, дающая ответ на вопрос о силе, заставляющей двигаться небесные тела. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература («Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В Новое время в связи с великими астрономическими открытиями, разработкой методологии научного познания, возникает классическая механика. Г. Галилей и И. Ньютон освобождают ставят задачу выявления универсальных объективных законов движения и создают строгое учение о движении – классическую механику. Введение понятий абсолютного пространства и времени и создание интегрального и дифференциального счисления позволило создать первую целостную научную теорию движения. Сформировавшийся классический детерминизм не оставляет миру шанса на случайность, неупорядоченность. Мир начинает рассматриваться как совершенный часовой механизм, в котором хаос – это не случайное, а не познанное.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве первопотенции мира. Хаос начинает рассматриваться в контексте теории познания, как несовершенство, неупорядоченность, затрудняющая процесс познания. Классический детерминизм не признавал случайности, в связи с этим хаотическое понималось не как случайное, а как непознанное, подлежащее объяснению или устранению.

Связь с другими объектами-идеями

В Новое время наибольшее влияние на изменение идеи хаоса оказывает идея детерминизма, строгой причинной обусловленности мира, в котором нет места случайности.

Средневековье
bruegel-12a

Описание периода

Средневековье – эпоха в истории человечества с V в. до конца XV– нач. XVI вв. Средневековье разделяют на три этапа: раннее (конец V-середина XI века); высокое или классическое (середина XI-конец XIV века); позднее или Раннее Новое время (XIV-XV- нач. XVI вв. века). Такая хронология Средних веков, применима только для Европы. На Востоке Средневековье началось раньше и закончилось позже (II в. – XIV в.).

В эпоху Средневековья на смену мировых античных империй, основанных в результате военных завоеваний, заняли империи политические, поддерживаемые религией и торгово-промышленными союзами. Идеологической основой Византийской империи стало православное христианство, на Западе – католицизм. Но наиболее крупные средневековые империи возникали на Востоке: Арабский халифат, Монгольская империя, империя Великих Моголов в Индии, Османская империя. Западноевропейская средневековая цивилизация формировалась в условиях политической неустойчивости, в результате военных столкновений государственные границы постоянно перекраивались. Феодальной раздробленности противостояла централизация государственной власти. Она способствовала ослаблению распрей и войн, разорявших целые страны, благоприятствовала росту городов и вела к территориальной государственной централизации в Европе. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств раннего Средневековья по праву считается Франкское государство, которое сформировалось под властью Хлодвига и стало влиятельным с правлением Карла Великого. Период примерно с 750 по 850 год – кратковременное объединение западной Европы под династией Каролингов. Карл Великий впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников. Параллельно становлению государственности шло образование народностей, формирование различных языков, сохранившихся до наших дней.

В господствовавшем феодальном укладе основу экономики Средневековья составляло сельское хозяйство, где было занято основное население – крестьяне, находившиеся в личной зависимости от феодала. Создавалась «лестница» феодальной иерархии, где основными владельцами земель были короли – верховные сюзерены, им подчинялись крупные феодалы: графы, герцоги, аббаты, у которых были свои вассалы – бароны и рыцари. Опиралась такая «лестница» на крестьян и ремесленников, которые за службу получали участок земли – феод. Для европейского феодализма характерной особенностью была политическая раздробленность, корпоративность и сословная замкнутость.

Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. Главный постулат христианства, привлекавший наибольшее число сторонников особенно во время становления веры в Европе, – это равенство всех людей перед Богом, несмотря на сословную принадлежность, богатство и власть. Главным в человеке провозглашалась душа, так как именно она в человеке бессмертна и способна наиболее полно познать Бога. К телу относились как к временной земной оболочке, которая нужна как сосуд для души, но каждому человеку предначертано однажды покинуть ее, чтобы воссоединиться с Богом.

Духовная жизнь средневекового человека не сводилась только к одним религиозным чувствам и представлениям, хотя церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Однако именно в эпоху Средневековья в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской. В «Темные века» основными центрами культуры были монастыри и церкви, где переписывались Священные Писания, труды отцов церкви, реже – труды античных философов и литераторов. В период раннего Средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры Нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы «семи свободных искусств» легли дисциплины: грамматика, риторика и диалектика образовывавшие «тривиум», арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав «квадривиума». Аскетизм, чтение религиозной литературы, самоконтроль желаний и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания. На протяжении V-XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными заведениями в Европе. Основными предметами изучения были: богословская литература, Библия. Церковные школы были трех видов: монастырские, приходские, епископальные (кафедральные). Основная цель таких школ была подготовить молодое духовенство. Появление университетов в Средневековье связано с развитием городов. Первые университеты возникли в Италии (Болонский университет, 1088) На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет. В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. К концу XV века в Европе было около 100 университетов.

Философия и науки не стояли на месте, а продолжали развиваться, отталкиваясь от опыта предыдущей эпохи. Одной из интересных черт, формирующих своеобразие культуры Средневековья, является применение для упрощения повседневной работы крестьян, ремесленников и торговцев технических изобретений: тех, которые достались в наследство от Античности, и тех, что разработала уже средневековая мысль (водяная и ветряная мельница, колесный плуг, насос, компас и т.д.). Важным слоем городского населения были торговцы, которые играли значимую роль в развитии внутренней и внешней торговли, последняя была развита лучше. Как правило, данная группа населения была грамотна, зачастую купец мог объясниться на нескольких языках. Центрами внешней торговли в Западной Европе были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Европейские купцы торговали сукном, винами, металлическими изделиями, медом, строевым лесом, мехом, а с Востока привозили в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, пряности.

Именно западноевропейское Средневековье было той эпохой, когда результатом больших усилий и труда стал взлет человеческого духа и сформировался тот духовно-нравственный потенциал, который ярко раскрылся в Раннее Новое время.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В средневековье понятие хаоса изменяется под воздействием христианского вероучения. В христианской литературе понимание хаоса опосредовано библейской экзегезой. В Книге Бытия 1,2 говорится о «тьме над бездною», бывшей до сотворения мира. Эта «бездна» по своему значению (темная, бездонная, страшная пустота) исключительно близка к греческому понятию хаоса и отождествляется с ним (по крайней мере со времен Августина, «Комментарий на Бытие» 34, 224; «Исповедь» 12,21). Однако учение о творении из ничего лишает ее всякой космогонической значимости как в качестве места мира, так и в качестве его первоматерии. Эта бездна не исчезла и по сотворении мира, продолжая существовать в виде ада. Кроме того, хаос приобретает у христианских экзегетов и эсхатологическое значение, поскольку в «Апокалипсисе» (17,8) говорится, что в конце времен «зверь выйдет из бездны».

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В средневековой философии и космологии (Калкидий, Василий Великий, Беда Достопочтенный, Фома Аквинский) распространено учение о двух материях — первичная materia, невещественная, пустое пространство, или чистая потенция, в которой творится мир и существование которой опровергают большинство христианских учителей, и suva — вторичная материя, разреженная и беспорядочно движущаяся масса первоэлементов вещества, результат первого акта творения, хаотическое состояние, предшествующее появлению оформленных тел. Средневековые мыслители отождествляют ее с хаосом древних («беспорядочное смешение телесной твари, которое древние звали Хаосом» и которое, по убеждению Фомы, действительно было первым состоянием вселенной, но первым не по времени, а только по порядку, логически, «Сумма теологии» XI, 8). Очевидна связь первого понятия, materia, с гесиодовско-аристотелевским хаосом и понятием материи в платонизме, а второго, silva, с хаосом стоиков. Именно от последнего ведет свою историю современное понимание хаоса как первобытного беспорядка.

Таким образом, в средневековье античное понимание хаоса как пра-бездны, из которой возникает мир, сменяется библейским учением о сотворении мира богом, а сам хаос приобретает значение беспорядка, смешения, смерти.

Связь с другими объектами-идеями

В средневековье идея хаоса связывается с идеей пространства, конечности существования мира, смерти.

Античность
602chaosmagno

Описание периода

Древняя Греция – группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н.э. до I века до н.э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии. Возникшая Древняя Греция была создана одним этносом – греками или эллинами. Этнос включал в себя четыре племенные группы индоевропейского происхождения – ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра, Олимпийских игр и т. д.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса (архаический) и начинается период расцвета (классический). Победа греков, окончательное формирование классического рабовладения, развитие полисной демократической системы способствовало подъему социально-экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры с центром в Афинах во времена правления Перикла (461-429 до н.э.). В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию. В классический период науке, культуре и искусству придавалось большое значение в воспитании и образовании полноценного гражданина. В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда — физический и умственный, первый из которых считался уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным для гражданина полиса. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она присутствовала во всех ее сферах, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу, — научному и рациональному, — так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство.

Культура Древней Эллады, в отличие от предшествующих, приобретала гражданский характер. Доминанта сознания грека - гражданина полиса - ощущение свободы. Оно нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и постепенно угасает в эпоху эллинизма. Именно свобода является основной несущей конструкцией здания уникальной древнегреческой культуры. Демократия порождала и укрепляла в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношениях с богами. Мир богов был подобен миру людей, мотивы их поступков - подобны человеческим. Сверхчеловечность для греков - это красота и абсолютная гармония, причем божественную "идеальность" они считали достижимой и для человека, по крайней мере, для героев. Древний грек принимает природу такой, какой она видится ему - с тайнами и опасностями. Жизнь для него - борьба, но в ней есть и упоение победой. И хоть за жизнью следует смерть, главное в жизни - радость. Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, - красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцом для европейской культуры Нового времени. Агонистика - состязательность - ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно - в спортивных играх.

Таким образом, наиболее характерные особенности древнегреческой культуры - высокая степень развития художественного творчества: мифологии, философии, скульптуры, архитектуры, лирики, театра.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В античности философская идея хаоса оформляется на основе мифологических представлений о происхождении мира, в которых хаос выступал как первичное состояние, из которого формируется пространство, космос. Хаос в античной философии – докосмическое состояние, зияющая пра-бездна (от греч. зиять, зевать, разевать рот, быть пустым и голодным); неупорядоченное первовещество; противоположность конечному, упорядоченному космосу. 

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Впервые слово «хаос» встречается у Гесиода: «Прежде всего возник Хаос» («Теогония» 116). Согласно гесиодовой космогонии, облеченной в образы мифологической генеалогии, хаос, будучи чистым отрицанием, порождает столь же негативные силы — черный Мрак и Ночь. Он возникает первым, но не является ни творческим первоначалом, порождающим космос, ни материалом для вселенной, а образует лишь пространство для развертывания позитивных сил — Геи-Земли и Эроса-Любви, которые зарождаются не из него, а наряду с ним и после него.

Аристотель отождествляет хаос с местом, или пространством, отмечая, что Гесиод был прав, делая хаос первым, ибо все вещи должны находиться где-нибудь; пространство, «то, без чего не существует ничего другого, а оно без другого существует, необходимо должно быть первым» («Физика» 209Ь 31).

У позднейших греческих философов слово «хаос» может означать бесконечное пространство (в частности, у Плотина и Секста Эмпирика). У поэтов хаос иногда обозначает просто тьму, иногда употребляется в конкретном значении широко разинутой глотки (голодного крокодила или волка).

Аристофан называет хаосом воздушное пространство между небом и землей.

Хаос часто отождествляется с Тартаром (Платон, «Аксиох» 37 le) — подземной бездной, безвозвратно поглощающей все некогда живое и символизирующей смерть. Другое подземное царство смерти — Аид — мыслится как расположенное ближе к земле; там умершие еще продолжают как-то существовать, хотя бы в виде теней; Тартар — бездна полного небытия, из которой нет возврата.

У Марка Аврелия хаос — это бездна времени, «бесконечная в обе стороны вечность», беспредельная ненасытность, неумолимо поглощающая все сущее («Размышления» IV, 3) (в греческой мифологии Время — Кронос — пожирает всех своих детей). В позднем пифагореизме хаосом называют Единое, желая подчеркнуть его непознаваемость и тьму(«Теологумены арифметики», 6).

Наряду с пониманием хаоса как зияния, бесконечного пространства, тьмы и всепоглощающей бездны, восходящим к Гесиоду, уже у некоторых философов-досократиков (Акусилай, Ферекид) и в особенности у стоиков встречается другая трактовка хаоса как неупорядоченного первовещества, из которого случайно или под воздействием неких противоборствующих или упорядочивающих сил сложился мир. В этом случае слово «хаос» этимологически выводится не из зиять, а излить (в частности, у Зенона Стоика, 1,29) и означает первоначало вселенной, чаще всего — в соответствии с новой этимологией — воду. Это первоначало, как и гесиодовско-аристогелевский хаос, бесконечно и с возникновением космоса не исчезает, служа для него местом; в отличие же от хаоса-зияния хаос-первовещество не пуст (это, по стоикам, очень разреженное вещество, которое сгущается под воздействием вихря и образует вселенную) и не бесплоден, но наделен некой творческой потенцией. По отношению к уже существующему космосу стоический хаос не представляет собой ненасытную пустую бездну или бесконечную энтропию, а является своего рода кладовой первовещества, подпитывающей космос.

В античной мифологии и философии положительный смысл хаоса состоит в том, чо он означает темную мощь творящей природы, могущественную основу космической жизни, неупорядоченную первопотенцию мира. Такой хаос русская философия называла творческим, родным, хотя н страшным. В отрицательном значении он означает жизнь, из которой изъят смысл, логос. Такой хаос пустой, ничего не рождающий, превращающий жизнь в неистинное бытие.

Таким образом, в античности хаос понимается как первичное состояние мира, пра-бездна, неупорядоченность, противостоящая космосу, но наделенная творческим потенциалом.

Связь с другими объектами-идеями

В античности четко прослеживается связь идеи хаоса одновременно с неупорядоченностью, возможностью самоорганизации, идеей первоначала и пространством, а также оппозиция идее космоса, порядка как организованного пространства.