Назад

Ненасилие

Современное определение

Ненасилие – этическая идея, означающая стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам.

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Современный философский словарь:

Ненасилие - совокупность этических, социальных и культурологических принципов, развивающих идею отказа от агрессии в любой форме

Философский энциклопедический словарь:

Ненасилие - этический принцип, согласно которому границы морали (нравственности) совпадают с отрицанием насилия; постнасильственная стадия борьбы с социальной несправедливостью.

Новая философская энциклопедия в 4-х т.:

Ненасилие - этический принцип, согласно которому границы морали совпадают с отрицанием насилия.

XX в. М. Ганди
gandi

Описание периода

 

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945). Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения, борьба с неравенством и кастовым разделением, распространение концепции ненасилия; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеиды. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Создание в XX в. надгосударственных органов социокультурной, экономической и политической регуляции позволило разработать нормативные документы, определяющие верховенство принципов ненасилия во внутри- и межгосударственной политике. В области теоретической и практической этики акцент также смещается на наиболее сложные и широкомасштабные проблемы ненасилия.

 

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Анализ теории и практики ненасилия в 20 в. позволяет разграничивать ненасилие как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности. В первом случае ненасилие выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором — является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идет о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого, несправедливого. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление и ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость ненасилие приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами или между социальными группами, межличностные конфликты и т. д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии.

Сторонники насильственной формы борьбы со злом, не оправдывая насилие, расценивают его как вынужденную необходимость, считая главным недостатком этики ненасилия опасность безнаказанности зла. Противостояние рассматриваемых позиций проявляется в настоящее время в решении многих актуальных вопросов: при рассмотрении эффективности и моральной дозволенности различных путей борьбы с терроризмом; в отношении к ведению войн и позициям пацифизма, призывающего к полному отказу от какого-либо участия в любых войнах и активному ненасилию сопротивлению им; в отношении к смертной казни и т. д.

Ключевые авторы (с указанием произведений и цитированием)

М. Ганди.

М. Ганди, как и Толстой, влияние которого он испытал, считал все религии истинными; чтобы точнее выразить задаваемую ими программу ненасильственной деятельности, он сконструировал новое слово «сатьяграха» («твердость в истине», ненасильственное сопротивление). Этот термин, как он считал, передает активный характер ненасилия, подчеркивает тот момент, что ненасилие представляет собой позитивную силу и выражает истину высшего порядка. Ганди истолковал ненасилие как определяющую основу общественной жизни, разработал тактику ненасильственной борьбы, доказавшую свою действенность в движении индийского народа за национальную независимость.

Ганди М. Моя жизнь. – М.: Гл. ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1969.

М.Л. Кинг

Философию и практику ненасильственного сопротивления Ганди успешно использовал американский священник М. Л. Кинг в борьбе американских негров за гражданские права, развернувшейся в 1950—60-е гг. Ее принципы он сформулировал в работе «Паломничество к насилию»:

  1. ненасилие есть борьба, сопротивление, путь сильных людей;
  2. ненасилие апеллирует к разуму и совести противника;
  3. оно направлено против зла, а не людей, которые сотворили это зло;
  4. ненасилие обязывает принимать страдания без возмездия;
  5. избегать не только внешнего насилия, но и внутреннего насилия духа, чтобы побеждать противника любовью;
  6. оно исходит из веры в справедливость мироздания.

Связь с другими объектами-идеями

В концепциях М. Ганди и М.Л. Кинга ненасилие рассматривается в связи с идеями гуманизма, равенства, неотчуждаемости прав человека, а также альтруизма как фундаментального человеческого качества.

XIX в. Этика ненасилия Л.Н. Толстого
01zetty46

Описание периода

Конец XIX-начало XX вв. характеризовались развитием индустриального общества в ведущих странах мира. За это время промышленное производство увеличилось почти втрое. Особенно быстрыми темпами развивалась Германия, которая составила конкуренцию мировому лидеру Англии. Между этими европейскими странами разгорелось соперничество в экономической и политической сферах. Процесс индустриализации требовал новых форм организации производства и больших капиталов. Финансовые и материальные ресурсы сосредоточились в руках узкого слоя банкиров и промышленников, получивших название «финансовая олигархия». Монополизировав промышленность, финансовая элита играла не последнюю роль в политической жизни. Монополизация стала серьезным испытанием принципа рыночной экономики – свободной конкуренции. Рост промышленности обусловило, с одной стороны, расширение внутреннего рынка, а с другой – способствовало росту внешней торговли, которая, опираясь на совершенствование транспорта, стала весомым фактором экономической жизни. Национальные производители стремились завоевать новые рынки сбыта. Это приводило к обострению межгосударственных отношений. Ограничения в торговле, стремление товаропроизводителей уменьшить себестоимость обусловили появление нового явления – вывоз капитала, что способствовало формированию мирового рынка, главную роль в котором заняли европейские страны: Англия, Франция, Бельгия, Германия. Формирование мировой системы хозяйствования на основе экспансии европейского капитала нередко осуществлялось насильственными методами. На рубеже XIX–XX вв. завершился процесс создания колониальных империй. Самой большой и богатой была британская метрополия. Таким образом, в конце XIX века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873 г., «Тройственный союз» 1882 г.). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам за передел уже поделенного мира. Первые такие войны начались в конце XIX – нач. XX веков: испано-американская (1898 г.), англо-бурская (1899-1902 гг.), русско-японская (1904-1905 гг.), итало-турецкая (1911-1912 гг.). Несмотря на революции XVIII – XIX вв. в Европе оставалось много пережитков прошлого. Поэтому во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Старая аристократия продолжала играть ведущую роль в политической жизни. Но завершение формирования индустриального общества в развитых государствах обусловило появление на политической арене рабочего класса как новой политической силы. Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX–нач. XX веков стал марксизм. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала  (1889 г.). Благодаря реформам в 1871–1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.

Конец XIX— нач. XX вв. — это время важнейших открытий в науке, которые расширили представления о природе и человеке, изменили сложившуюся до этого научную картину мира.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Вторая половина XX в. характеризуется радикальным изменением представлений о человеке. Появляются эволюционное учение Ч. Дарвина, социобиологические концепции, активно ведутся антропологические исследования. Становится актуальным рассмотрение вопроса о биологических основаниях не только поведения, но и личностных качеств человека, а также их взаимодействия с социальными факторами. В этом контексте идея ненасилия начинает рассматриваться в рамках вопросов о врожденном или приобретенном характере агрессии, эгоизма, альтруизма и даже отдельных моральных норм и запретов.

В социально-политической сфере, несмотря на гуманистические достижения эпохи Просвещения, продолжает доминировать идея права власти на насилия и необходимости его применения, а также сопротивления власти и ее произволу путем насилия вплоть до террора. Религиозные и философские поиски Л.Н. Толстого к созданию собственного, религиозно-философского учения, впоследствии названного «толстовством». к в котором утверждается необходимость нравственного усовершенствования; непротивления злу насилием в пользу закона любви, согласно которому, жизнь человеческая священна и неприкосновенна, и никакая внешняя сила не имеет право распоряжаться ею и чинить произвол.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода 

В данный период формируются биологические и эволюционные подходы к пониманию ненасилия. В философско-антропологической литературе нередко отстаивается мысль о том, что сама по себе этика ненасилия связана с формированием земледельческой цивилизации в противовес охотничье-кочевому "дикому" или же "варварскому" обществу (Ф. Ницше, Г. Спенсер, У. Джеймс). Следует признать необоснованность такого утверждения. Прежде всего, первобытное общество в целом основывает моральную регуляцию отношений на разделении людей по критерию "свой - чужой" (или даже "человек - нечеловек"). Соответственно, ограничение либо запрет агрессии в отношении "своих" компенсируется санкционированием и даже сакрализацией агрессивно-нетерпимого поведения в отношении к чужакам. Согласно Э. Фромму, жизнь родо-племенного общества определяется взаимодействием инстинктов "созидания и солидарности" и "деструкции-агрессии". Их соотношение зависит от фактора вероятности выживания самого рода или большинства его членов; именно выживание и становится первичной и часто нерефлексируемой основой всякого "этического кода (кодекса)". Этноантропологические исследования показывают, что внутриродовая солидарность сама по себе не препятствует существованию определенных форм "внутренней" агрессии. Они лишь ограничиваются и детерминируются традицией, приобретая ритуально-символический смысл (кровавые жертвоприношения, ритуальные поединки и т. п.). Вместе с тем, благодаря зависимости выживания охотничьего рода от баланса популяций промысловых животных и популяции человека, складываются особые сакрализованные формы ненасилия в отношении к животным. В т. ч.: табу на нецелесообразное убийство, жестокое умерщвление, оскорбление "духа животного", искупительные и очистительные обряды, жертвоприношения духам-покровителям животных (Э. Тайлор, К. Леви-Стросс, Л. Леви-Брюль, С. А. Токарев). В некоторых случаях долгом охотника после удачного промысла является зачатие ребенка в качестве возмещения за умерщвление живого существа.

Особое значение для развития идеи ненасилия имеют работы Л. Н. Толстого. Ненасилие у Л.Н. Толстого рассматривается как наиболее действенное и адекватное средство противостояния злу, как единственно возможный реальный путь к справедливости, ибо все другие пути (с позиции силы) оказались не эффективными, поскольку ответное насилие не уменьшает, а увеличивает количество зла в мире, порождает эффект «бумеранга зла», согласно которому содеянное тобой зло обязательно вернется к тебе. Ненасилие рассматривается не как трусость и поощрение зла, а как способность достойно противостоять злу и бороться с ним, не роняя себя и не опускаясь до уровня зла.

Таким образом, благодаря Толстому ненасилие начинает пониматься как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения.

Ключевые авторы

Л.Н. Толстой.

Толстой считал, что в основе всех великих религиозных и философских жизнеучений лежит закон любви и что он приобретает действенность в качестве непротивления злу; и то, и другое наиболее полно выражено в учении Иисуса Христа. Рассуждения Толстого можно резюмировать в следующих тезисах:

  1. существует некое абсолютное начало жизни, которое мы именуем Богом и о котором нельзя сказать ровным счетом ничего, кроме того, что он существует;
  2. понятие Бога задает правильный порядок ценностей в мире — человек действует правильно тогда, когда он действует не так, как он хочет, а так, как хочет Бог («Не как я хочу, но как Ты» — Мф. 26:39), формула отношения человека к Богу есть формула любви;
  3. человек не может действовать так, как хочет Бог, ибо он не знает (и по определению не может знать), чего хочет Бог — в формуле любви содержательная нагрузка падает на ее первую половину: «не как я хочу»;
  4. любовь к Богу. выраженная в негативной форме ограничения деятельности, и есть непропгвление злу, насилию. Насилие, означающее «делать то, чего не хочет тот, над которым совершается насилие» (Толстой), может быть выражено формулой «не как ты хочешь, а как я хочу», которая прямо противоположна формуле любви.

Толстой был уверен, что именно русский народ сможет принять идею ненасилия, связанную, прежде всего с его православной историей.

Суть толстовской концепции заключалась в его неприятии насильственных методов разрушения государственного строя, основанного на насилии и угнетение народа в угоду правящей элиты, прикрывающейся христианскими взглядами.

В поздних произведениях Толстого, приобретающих по стилю революционно-демократическое направление, появлялось все больше беспощадной критики государственных институтов.

Толстой находил подкрепление своего учения в работах других мыслителей-философов: Г. Д. Торо, Э. Баллу, М. К. Ганди. В его работах мы находим много цитат данных авторов, посвятивших свои исследования изучению, как в теории, так и на практике доктрины ненасилия и гражданского неповиновения. В своих статьях Толстой неоднократно повторял, что он не признает того государства, политика которого основана на насилии. По мнению Толстого, государственная власть, являясь безнравственной по своей природе, разрушает ту естественную целостную гармонию отношений между людьми своими действиями, выражающимися в войнах и убийствах. Насилие не может быть благом, никогда и ни при каких обстоятельствах. И признавая необходимость противопоставлять насилию силу, есть не что иное, «как только оправдание людьми своих излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, честолюбия, властолюбия, гордости, трусости, злости»

Связь с другими объектами-идеями

В рамках естественнонаучных и антропологических подходов ненасилие развивается в контексте представлений о смерти, эгоизме и альтруизме, а в этике Л.Н. Толстого – в связи с христианскими идеями добра и зла, любви и прощения.

 

Просвещение
627573-700x400

Описание периода

 

Новое время, или эпоха Просвещения – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Начало Нового времени, в западной и советской историографии, принято связывать  с событиями Реформации 1517 года, английской революцией 1640 года. Окончанием данного периода принято считать Первую мировую войну 1914-1918 гг.  Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой, был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Это эпоха освобождения от доминирования религиозного мировоззрения, время становления классического естествознания и науки в целом, эмпиризма и рационализма в философии. Благодаря Великим географическим открытиям Западная Европа в Новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран Азии и Африки. Для народов этих стран Новое время стало периодом жестокой европейской колонизации. Отличительной особенностью мировоззрения Нового времени является вера в разум, науку, прогресс и распространение гуманистических ценностей.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Становление новоевропейской философии приводит к переносу проблем насилия и ненасилия в сферу социально-политических теорий.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

С развитием новой общественной формации вновь встает проблема обоснования и укоренения этики ненасилия. Философия Просвещения утверждает неразумность насилия и проповедует идеал "вечного мира", покоящегося на рациональной этике взаимного уважения и терпимости. Основанием идеи ненасилия становится признание неотчуждаемых прав человека, идеи гуманизма и достоинства личности.

 

Ключевые авторы

Н. Макиавелли вводит формулу зависимости методов политического действия от ситуативной выгоды.

Т. Гоббс строит концепцию абсолютистского государства на идее необходимости тотального подавления присущей человеку агрессивности в целях создания оптимального характера взаимодействия и собственно самосохранения рода. Тем самым им фактически оправдываются любые формы государственного насилия.

И. Кант разрабатывает концепцию оптимизированного морально-правового регулирования социального взаимодействия, основанного на априорных принципах разума и категорическом императиве или моральном законе. Здесь этика ненасилия вырастает не из теокосмических определений, а из утверждения автономности индивида, обладающего неотчуждаемыми правами и достоинствами личности. Сама прагматика социально-индивидуального взаимодействия приобретает сакральные черты в качестве всеобщего закона.

Связь с другими объектами-идеями

Наибольшее влияние на содержание идеи ненасилия в данный период оказывает развитие идей гуманизма.

 

Начало нашей эры (христианство)
350px-lomtevnpapostandrpervogtg

Описание периода

 

Средневековье – эпоха в истории человечества с V в. до конца XV– нач. XVI вв. Средневековье разделяют на три этапа: раннее (конец V-середина XI века); высокое или классическое (середина XI-конец XIV века); позднее или Раннее Новое время (XIV-XV- нач. XVI вв. века). Такая хронология Средних веков, применима только для Европы. На Востоке Средневековье началось раньше и закончилось позже (II в. – XIV в.).

В эпоху Средневековья на смену мировых античных империй, основанных в результате военных завоеваний, заняли империи политические, поддерживаемые религией и торгово-промышленными союзами. Идеологической основой Византийской империи стало православное христианство, на Западе – католицизм. Но наиболее крупные средневековые империи возникали на Востоке: Арабский халифат, Монгольская империя, империя Великих Моголов в Индии, Османская империя. Западноевропейская средневековая цивилизация формировалась в условиях политической неустойчивости, в результате военных столкновений государственные границы постоянно перекраивались. Феодальной раздробленности противостояла централизация государственной власти. Она способствовала ослаблению распрей и войн, разорявших целые страны, благоприятствовала росту городов и вела к территориальной государственной централизации в Европе. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств раннего Средневековья по праву считается Франкское государство, которое сформировалось под властью Хлодвига и стало влиятельным с правлением Карла Великого. Период примерно с 750 по 850 год – кратковременное объединение западной Европы под династией Каролингов. Карл Великий впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников. Параллельно становлению государственности шло образование народностей, формирование различных языков, сохранившихся до наших дней.

В господствовавшем феодальном укладе основу экономики Средневековья составляло сельское хозяйство, где было занято основное население – крестьяне, находившиеся в личной зависимости от феодала. Создавалась «лестница» феодальной иерархии, где основными владельцами земель были короли – верховные сюзерены, им подчинялись крупные феодалы: графы, герцоги, аббаты, у которых были свои вассалы – бароны и рыцари. Опиралась такая «лестница» на крестьян и ремесленников, которые за службу получали участок земли – феод. Для европейского феодализма характерной особенностью была политическая раздробленность, корпоративность и сословная замкнутость.

Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. Главный постулат христианства, привлекавший наибольшее число сторонников особенно во время становления веры в Европе, – это равенство всех людей перед Богом, несмотря на сословную принадлежность, богатство и власть. Главным в человеке провозглашалась душа, так как именно она в человеке бессмертна и способна наиболее полно познать Бога. К телу относились как к временной земной оболочке, которая нужна как сосуд для души, но каждому человеку предначертано однажды покинуть ее, чтобы воссоединиться с Богом.

Духовная жизнь средневекового человека не сводилась только к одним религиозным чувствам и представлениям, хотя церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Однако именно в эпоху Средневековья в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской. В «Темные века» основными центрами культуры были монастыри и церкви, где переписывались Священные Писания, труды отцов церкви, реже – труды античных философов и литераторов. В период раннего Средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры Нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы «семи свободных искусств» легли дисциплины: грамматика, риторика и диалектика образовывавшие «тривиум», арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав «квадривиума». Аскетизм, чтение религиозной литературы, самоконтроль желаний и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания. На протяжении V-XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными заведениями в Европе. Основными предметами изучения были: богословская литература, Библия. Церковные школы были трех видов: монастырские, приходские, епископальные (кафедральные). Основная цель таких школ была подготовить молодое духовенство. Появление университетов в Средневековье связано с развитием городов. Первые университеты возникли в Италии (Болонский университет, 1088) На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет. В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. К концу XV века в Европе было около 100 университетов.

Философия и науки не стояли на месте, а продолжали развиваться, отталкиваясь от опыта предыдущей эпохи. Одной из интересных черт, формирующих своеобразие культуры Средневековья, является применение для упрощения повседневной работы крестьян, ремесленников и торговцев технических изобретений: тех, которые достались в наследство от Античности, и тех, что разработала уже средневековая мысль (водяная и ветряная мельница, колесный плуг, насос, компас и т.д.). Важным слоем городского населения были торговцы, которые играли значимую роль в развитии внутренней и внешней торговли, последняя была развита лучше. Как правило, данная группа населения была грамотна, зачастую купец мог объясниться на нескольких языках. Центрами внешней торговли в Западной Европе были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Европейские купцы торговали сукном, винами, металлическими изделиями, медом, строевым лесом, мехом, а с Востока привозили в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, пряности.

Именно западноевропейское Средневековье было той эпохой, когда результатом больших усилий и труда стал взлет человеческого духа и сформировался тот духовно-нравственный потенциал, который ярко раскрылся в Раннее Новое время.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В европейскую культуру идея ненасилия привнесена Нагорной проповедью “Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Вы слышали, что сказано: “люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего”. А Я говорю вам: любите врагов ваших” (Мф 5, 38—39, 43—44). Произошедший поворот от парадигмы насилия, представленной в Ветхом завете, к парадигме ненасилия, называют нравственной революцией в истории человечества.

 

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Ненасилие является важнейшей идеей Нового завета. Однако последующими эпохами идея непротивления злу не была воспринята в прямом и обязывающем значении. Господствующим оставался взгляд, оправдывающий разные формы насилия как орудия справедливости: справедливые войны (Августин), право народа на восстание (Фома Аквинский), смертную казнь (И. Кант) и др.

В общехристианской традиции присутствует своеобразное противоречие между "буквой" религиозно-морального кодекса и его исполнением в обыденной и общественной практике. В Нагорной проповеди Христа, являющейся сводом основных моральных предписаний, провозглашается принцип "не убий" - без конкретизации объекта данного несанкционированного вероучением действия. Тем самым обосновывается греховность всякого убийства. Но в практической жизни христианского сообщества это понимается в основном как "не убий человека" или "ближнего своего" (за исключением некоторых протестантских и православно-старообрядческих и "духовных" течений). С другой стороны, в той же христианской традиции и заимствующей отсюда это качество исламской распространен принцип прощения "греха убийства" в том случае, если оно направлено на "неверного", "язычника", "отступника" или официально отлученного от церковной организации. Европейское христианство рассматривает грехи, сознательно совершенные в отношении не-христиан как значительно меньшие, нежели в иных случаях. Кроме того, существует и особая внутриобщинная дискриминация, как правило, по половому признаку. Все три вышеупомянутых религиозных традиции рассматривают поступки мужчины значительно "мягче", чем те же деяния, совершенные женщиной. Особенно это касается нарушения сакрализованных брачных отношений и агрессии, проявленной женщиной в отношении мужчины. И, напротив, религиозно санкционируется моральное и физическое подавление женской части человечества, насаждается чисто патриархальный уклад жизни и поведенческой регуляции. Можно особо отметить, что само освящение и поощрение насилия многими исследователями соотносится именно с укоренившимся господством патриархального типа культуры и социальной организации.

Важнейшей составляющей этики ненасилия является принцип непротивления злу насилием, существенно повлиявший на формирование христианской этической доктрины. В последней ярко выражен мотив смирения перед жизненными неурядицами, физическим насилием и властным подавлением, т. к. это рассматривается в качестве наказания за первородный грех. В обыденной жизни христианин должен руководствоваться принципом строгого воздержания от насилия и заповедью всепрощающей любви к людям. Замечательно, что развитие средневековой общественной жизни вызывает разработку в области социальной теории принципа оправданности активного сопротивления власти в случае, если она злоупотребляет своими полномочиями и нарушает божественные и естественные законы (Аквинат, Марсилий Падуанский). С другой стороны, богословская традиция всегда отстаивала первичность собственно "благочестивой" мотивации поступков. Это значило, во-первых, разрешение любых моральных казусов в пользу веры, а не сложившейся практики взаимоотношений. И, во-вторых, требование активного насаждения вероучения и оправданность обычно табуированных действий с этой целью (в том числе и насильственно-агрессивных).

Связь с другими объектами-идеями

Христианская парадигма ненасилия наиболее тесно связана с идеями любви, прощения  и смирения

Древняя Индия (буддизм)
buddha-meditating-in-the-forrest-1024x707

Описание периода

Середина I тыс. до н. э. была в Индии временем кризиса древней ведийской религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы — жрецы. В это время в Индии активно возникают оппозиционные брахманизму учения как следствия разочарования части древнеиндийского общества в ведийской (брахманской) религии с её ритуальностью и формальным благочестием, а также с определёнными противоречиями и даже конфликтами между брахманами и кшатриями (сословия воинов и правителей в древней Индии). В связи с этим важно то обстоятельство, что и Будда, и Вардхамана Махавира(основатель джайнизма, другой оппозиционной брахманизму религиозной традиции Индии) были выходцами именно из кшатрийского, а не брахманского сословия. Таким образом, старая ведийская религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых «еретических» аскетических движений, так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через познание философии и йоги (практикой преобразования сознания). Одним из таких отшельников и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Идея ненасилия возникла в т. н. осевое время (К. Ясперс) и связана с формированием человекоцентрированного взгляда на мир; является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности. Она присутствует во всех сформировавшихся в ту эпоху культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма.

В раннеклассовом обществе, строящемся, согласно марксистской доктрине, на скрытых формах подавления и агрессии властных элит в отношении остальных слоев общества, элементы Н. э. также приобретают узкоклассовый смысл. Это выражается, прежде всего, в выделении каст и сословий, сохраняющих особую "ритуальную чистоту" в отношении кровопролития. Это, как правило, сословия жрецов (варна брахманов в Индии, католические священники в Западной Европе и т. д.). Наряду с этим в религиозной культуре раннеклассового общества складываются особые установки морального ригоризма в отношении агрессии и особенно физического уничтожения жизни. Этот принцип порождает зачастую крайний аскетизм и многочисленные табу (наподобие завязывания рта во избежание случайного проглатывания насекомых и т. п.).

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

 

Ненасилие (санкрит. – ахимса): принцип буддизма, означающий стремление и старание жить и неизменно действовать таким образом, чтобы приносить добро и не причинять вред другим существам. Это не предложение намеренной устремленности, но скорее та идеальная жизнь, которая, по словам Будды, «подобна мягкому ветру, проносящемуся мимо». Концепция ахимсы (ненасилия) является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу, ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях. Примером подобной установки может служить чрезвычайно авторитетный в традиционной индийской культуре принцип "ахимса", или непричинения вреда живому. Он прямо связан с религиознофилософской традицией брахманизма и индуизма, основанной на идее кармического круговорота духовно-жизненной субстанции в масштабах целостного божественно-естественного мироздания. В соответствии с этой идеей, насильственное прерывание жизни любого существа фактически приравнено к человекоубийству, т. к. человеческая душа может оказаться в любом телесном обличий.

В целом, из крупнейших религиозно-культурных типов, пожалуй, лишь буддизм и индуизм последовательно придерживаются принципов Н. э. в качестве основополагающих (хотя, безусловно, эта ситуация характерна преимущественно для тех, кто избрал религиозное служение своим основным жизненным этосом).

Связь с другими объектами-идеями.

В древнеиндийской философии принцип ненасилия напрямую связан с идеей перерождения и законом кармы.