Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Анализ теории и практики ненасилия в 20 в. позволяет разграничивать ненасилие как общий этический принцип и как особую программу практической деятельности. В первом случае ненасилие выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали. Во втором — является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно было принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия. Речь идет о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого, несправедливого. На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление и ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость ненасилие приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами или между социальными группами, межличностные конфликты и т. д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии.
Сторонники насильственной формы борьбы со злом, не оправдывая насилие, расценивают его как вынужденную необходимость, считая главным недостатком этики ненасилия опасность безнаказанности зла. Противостояние рассматриваемых позиций проявляется в настоящее время в решении многих актуальных вопросов: при рассмотрении эффективности и моральной дозволенности различных путей борьбы с терроризмом; в отношении к ведению войн и позициям пацифизма, призывающего к полному отказу от какого-либо участия в любых войнах и активному ненасилию сопротивлению им; в отношении к смертной казни и т. д.
Ключевые авторы (с указанием произведений и цитированием)
М. Ганди.
М. Ганди, как и Толстой, влияние которого он испытал, считал все религии истинными; чтобы точнее выразить задаваемую ими программу ненасильственной деятельности, он сконструировал новое слово «сатьяграха» («твердость в истине», ненасильственное сопротивление). Этот термин, как он считал, передает активный характер ненасилия, подчеркивает тот момент, что ненасилие представляет собой позитивную силу и выражает истину высшего порядка. Ганди истолковал ненасилие как определяющую основу общественной жизни, разработал тактику ненасильственной борьбы, доказавшую свою действенность в движении индийского народа за национальную независимость.
Ганди М. Моя жизнь. – М.: Гл. ред. восточной литературы изд-ва «Наука», 1969.
М.Л. Кинг
Философию и практику ненасильственного сопротивления Ганди успешно использовал американский священник М. Л. Кинг в борьбе американских негров за гражданские права, развернувшейся в 1950—60-е гг. Ее принципы он сформулировал в работе «Паломничество к насилию»:
- ненасилие есть борьба, сопротивление, путь сильных людей;
- ненасилие апеллирует к разуму и совести противника;
- оно направлено против зла, а не людей, которые сотворили это зло;
- ненасилие обязывает принимать страдания без возмездия;
- избегать не только внешнего насилия, но и внутреннего насилия духа, чтобы побеждать противника любовью;
- оно исходит из веры в справедливость мироздания.
Связь с другими объектами-идеями
В концепциях М. Ганди и М.Л. Кинга ненасилие рассматривается в связи с идеями гуманизма, равенства, неотчуждаемости прав человека, а также альтруизма как фундаментального человеческого качества.