Назад

Рациональность

Современное определение

Рациональность – относящееся к разуму, обоснованность разумом, доступное разумному пониманию, в противоположность иррациональности как чему-то неразумному, недоступному разумному пониманию

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философский энциклопедический словарь

Рациональность – относительно устойчивая совокупность правил, норм, стандартов, эталонов духовной и материальной деятельности, а также ценностей, общепринятых и однозначно понимаемых всеми членами данного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы, класса, сословия и т. п.).

Философия: энциклопедический словарь

Рациональность – разумность, характеристика знания с т.зр. его соответствия наиболее общим принципам мышления, разума.

Философия науки: словарь основных терминов

Рациональность – тип мышления (и соответствующего ему продукта — рационального знания), обладающего следующими необходимыми свойствами: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3) системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, характеризующих некоторую предметную область); 4) обоснованность (существование логических связей между суждениями); 5) открытость для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления; 6)" рефлективность (самоуправляемость процесса мышления); 7) способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт.

Философия науки и техники: словарь

Рациональность – программные действия человека, совпадающие с принципами разума  (нормами, стандартами), а также с ценностями, принятыми всеми членами общества.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Рациональность – термин, обозначающий одну из ключевых тем философии, фундаментальную проблему, решение которой определяется общим содержанием той или иной философско-методологической концепции.

XX в. (Современность)
20thcenturysciencebymystyc2

Описание периода

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг).

Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945).

Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

Историки характеризуют XX век как жестокий этап развития человечества, поскольку он отмечен локальными, гражданскими и двумя мировыми войнами. Между многими мировыми странами долгое время сохранялись разногласия самого разного порядка: идеологического, национального, религиозного, что обусловлено скачкообразностью в социальном, экономическом и историческом развитии стран.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Понятие «рациональность» имеет многовековую историю, но только со втор. пол. 19 в. оно стало приобретать устойчивое содержание и сделалось предметом острых споров. Во многом это было вызвано рассмотрением теоретического знания в его развитии, уяснением сложности и неоднозначности процедуры обоснования. Последняя никогда, в сущности, не завершается, и ни один ее результат, каким бы обоснованным он ни казался, нельзя назвать окончательным — он остается только гипотезой. Никаких абсолютно надежных и не пересматриваемых со временем оснований теоретического знания не существует; можно говорить только об относительной их надежности. В рациональности, в оценке знания с т.зр. общих требований разума, стали видеть своеобразную компенсацию ставшей очевидной ненадежности процедуры обоснования.

Историческими условиями изменения идеи рациональности стали революция в науке (появление неклассических научных теорий – квантовой механики и теории относительности), революция в искусстве, связанная с возникновением авангарда и пересмотром канонов, политические изменения, прежде всего освободительные движения и борьба против социального, классового, гендерного и других видов неравенства.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Современное мышление не противопоставляет авторитеты («классику») разуму и считает аргумент к авторитету допустимым во всех областях, включая науку, не ищет окончательных, абсолютно надежных оснований знания, не истолковывает новое знание как простую надстройку над всегда остающимся неизменным старым фундаментом, противопоставляет дробности восприятия мира системный подход к нему, не переоценивает роль определений в структуре знания, не редуцирует обоснованность (и, в частности, обоснованность оценок и норм) к истинности, не считает описание единственной или ведущей функцией языка, использует, наряду с абсолютной, сравнительную аргументацию, не предполагает, что во всяком знании столько научности, сколько в нем математики, и т.д.

В XX в. разрабатывались различные модели научной Р.: индуктивистская (Карнап, Хессе), дедуктивистская (Гемпель, Поппер), эволюционистская (Тулмин), "сетчатая" (Лаудан) и т.п. Понятие рациональности носит здесь нередко также ценностный характер: научная рациональность понимается как высший тип мышления и деятельности, как образец для других сфер культуры.

В современных теориях выбора и принятия решений, в философии экономики рациональность понимается более узко: как способность человека максимизировать желаемый результат при ограниченных наличных ресурсах и средствах. Отсутствие единого понимания рациональности в современной философии является выражением ее методологического и мировоззренческого плюрализма. Нередко понятие рациональности вообще теряет определенность, что приводит к утверждениям о "кризисе" рациональности, о равноправии научной, религиозной, магической и других типов рациональности.

Таким образом, на современном этапе рациональность понимается плюралистически, как открытый тип познания и деятельности, имеющий место не только в науке, но и в религии, искусстве, мифе. Многозначность понятия рациональности демонстрирует незавершенность концептульного определения этой идеи, однако можно выделить ее специфические черты: 1) языковая выразимость (дискурсивность); 2) определенность понятий (терминов) и состоящих из них суждений (высказываний), их значения и смысла; 3) системность (наличие координационных и субординационных связей между понятиями и суждениями, характеризующих некоторую предметную область); 4) обоснованность (существование логических связей между суждениями); 5) открытость для внутренней и внешней критики оснований, средств и результатов мышления; 6)" рефлективность (самоуправляемость процесса мышления); 7) способность к изменению и усовершенствованию всех компонентов мышления, включая его продукт.

Связь с другими объектами-идеями

На современном этапе плюрализм толкований рациональности позволяет связать ее со множеством концептов. Наиболее существенной для изменения содержания идеи рациональности можно считать ее взаимосвязь с понятиями цели, ценностей и открытости.

Новое время
526428

Описание периода

Новое время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Белой и Алой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы – мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Достижения в науке, особенно в механике, дали уверенность в том, что процессы, происходящие в мире, могут быть рассчитаны и управляемы, подобно механическому устройству. Классическая механика, которую можно разделить на три области – статику, кинематику и динамику – стала основанием мировоззрения Нового времени. В рамках механистической концепции материя отождествляется с веществом, а все явления природы объясняются механическим перемещением тел. Объектами изучения выступают физические тела и материальные частицы. Такого рода детерминизм имел религиозную основу: Бог – создатель Вселенной, благодаря чему, в мире все предопределено, а в рамках религиозно-философского направления – деизма, получившего распространение в XVII в., – мир представляется как огромный часовой механизм. Основоположником экспериментального естествознания считается Г. Галилей, утверждавший, что «законы природы написаны на языке математики». Заслугой Г. Галилея является формулировка принципа относительности, который стал центральным постулатом классической физики. Опираясь на идеи Г. Галилея и философию Р. Декарта, И. Ньютон разработал теорию, господствовавшую в науке с XVII до нач. XX в.
И. Ньютон попытался сформулировать элементарные законы, объясняющие широкий круг природных процессов с высокой степенью точности и полноты. Основу методологии И. Ньютона составляют индуктивный метод и экспериментальное определение количественных отношений между явлениями действительности. Основу классической механики составляют три закона, названные «законами Ньютона». И. Ньютону принадлежит теория тяготения, дающая ответ на вопрос о силе, заставляющей двигаться небесные тела. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература («Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В Новое время центральной философской проблемой становится познание  и идея рациональности начинает выходить на первый план. Ее содержание определяется стандартами формирующейся классической науки и механистической картиной мира. Рождение феномена научной рациональности связано с коренным реформированием европейской философии в Новое время, выразившимся в её сциентизации и методологизации. Основателем этой реформы принято считать Р. Декарта, побудившего человеческий разум освободиться от оков мистики и откровения, от рассудочной ограниченности схоластики. Цель основателей рациональности состояла в утверждении науки (прежде всего математики и математизированного естествознания) как безоговорочного единственного лидера.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Наука Нового времени лишила легитимности любые апелляции к теологическим связям при объяснении явлений природы. Декарт и его последователи считали, что Бог является "первой", истинной, но не единственной субстанцией. Благодаря ему приходят к единству две другие субстанции - материальная и мыслящая. В материальной субстанции человек способен разобраться, познавая созданное свыше. Рационализм в широком смысле - это уверенность в способности разума, особенно разума просвещенного, руководимого правильным методом (с позиций эмпиризма рассуждал Ф. Бэкон, а с позиций рационализма - Р. Декарт), разгадать загадки природы, познать окружающий мир и самого человека и непременно с помощью разума постигать Бога. Философы Нового времени с помощью здравого смысла пытались решать практические жизненные задачи и в конечном счете переустроить общество на разумных началах. В отличие от Абсолюта человеческий разум - сомневающийся, ищущий, способный к заблуждениям и иллюзиям.

Классическая парадигма была первоначально связана с поисками "правильной" методологии научного исследования, которая должна привести к построению точной картины природы. Изменчивость и вариантность - признак заблуждения, возникающего в силу субъективных привнесений ("идолов" или "призраков", как их называл Бэкон). Субъект познания при таком рассмотрении как бы выносился за скобки. Согласно этому представлению, принципы рационального высказывания должны были быть подчинены критической рефлексии, точному расчету и идеологической непредвзятости. Считалось, что они должны сохранять свое значение в любую эпоху, в любом культурно-историческом регионе.

Мышление Нового времени подчеркнуто антиавторитарно, для него характерны: уверенность в том, что всякое («подлинное») знание может и должно найти со временем абсолютно твердые и неизменные основания (фундаментализм), кумулятивизм, аналитичность, бесконечные поиски определений, сведение обоснованности к истинности, редукция всех употреблений языка к описанию, отказ от сравнительной аргументации, стремление ко всеобщей математизации и т.д. Многое из того, что представлялось мышлению Нового времени естественными, не вызывающими сомнений предпосылками правильного теоретизирования, современному мышлению кажется уже предрассудком.

Таким образом, в Новое время идея рациональности включает в себя представления о строгих и однозначных закономерностях мира, познаваемых при помощи разума и отождествляется с научной рациональностью.

Связь с другими объектами-идеями

В Новое время идея рациональности формируется в рамках спора о соотношении чувственного и рационального познания и тесно связана с идеей детерминизма как отражения строгой закономерности, упорядоченности мира.

Средневековье
contentbr19-9116resize

Описание периода

Средневековье – эпоха в истории человечества с V в. до конца XV– нач. XVI вв. Средневековье разделяют на три этапа: раннее (конец V-середина XI века); высокое или классическое (середина XI-конец XIV века); позднее или Раннее Новое время (XIV-XV- нач. XVI вв. века). Такая хронология Средних веков, применима только для Европы. На Востоке Средневековье началось раньше и закончилось позже (II в. – XIV в.).

В эпоху Средневековья на смену мировых античных империй, основанных в результате военных завоеваний, заняли империи политические, поддерживаемые религией и торгово-промышленными союзами. Идеологической основой Византийской империи стало православное христианство, на Западе – католицизм. Но наиболее крупные средневековые империи возникали на Востоке: Арабский халифат, Монгольская империя, империя Великих Моголов в Индии, Османская империя. Западноевропейская средневековая цивилизация формировалась в условиях политической неустойчивости, в результате военных столкновений государственные границы постоянно перекраивались. Феодальной раздробленности противостояла централизация государственной власти. Она способствовала ослаблению распрей и войн, разорявших целые страны, благоприятствовала росту городов и вела к территориальной государственной централизации в Европе. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств раннего Средневековья по праву считается Франкское государство, которое сформировалось под властью Хлодвига и стало влиятельным с правлением Карла Великого. Период примерно с 750 по 850 год – кратковременное объединение западной Европы под династией Каролингов. Карл Великий впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников. Параллельно становлению государственности шло образование народностей, формирование различных языков, сохранившихся до наших дней.

В господствовавшем феодальном укладе основу экономики Средневековья составляло сельское хозяйство, где было занято основное население – крестьяне, находившиеся в личной зависимости от феодала. Создавалась «лестница» феодальной иерархии, где основными владельцами земель были короли – верховные сюзерены, им подчинялись крупные феодалы: графы, герцоги, аббаты, у которых были свои вассалы – бароны и рыцари. Опиралась такая «лестница» на крестьян и ремесленников, которые за службу получали участок земли – феод. Для европейского феодализма характерной особенностью была политическая раздробленность, корпоративность и сословная замкнутость.

Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. Главный постулат христианства, привлекавший наибольшее число сторонников особенно во время становления веры в Европе, – это равенство всех людей перед Богом, несмотря на сословную принадлежность, богатство и власть. Главным в человеке провозглашалась душа, так как именно она в человеке бессмертна и способна наиболее полно познать Бога. К телу относились как к временной земной оболочке, которая нужна как сосуд для души, но каждому человеку предначертано однажды покинуть ее, чтобы воссоединиться с Богом.

Духовная жизнь средневекового человека не сводилась только к одним религиозным чувствам и представлениям, хотя церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Однако именно в эпоху Средневековья в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской. В «Темные века» основными центрами культуры были монастыри и церкви, где переписывались Священные Писания, труды отцов церкви, реже – труды античных философов и литераторов. В период раннего Средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры Нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы «семи свободных искусств» легли дисциплины: грамматика, риторика и диалектика образовывавшие «тривиум», арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав «квадривиума». Аскетизм, чтение религиозной литературы, самоконтроль желаний и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания. На протяжении V-XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными заведениями в Европе. Основными предметами изучения были: богословская литература, Библия. Церковные школы были трех видов: монастырские, приходские, епископальные (кафедральные). Основная цель таких школ была подготовить молодое духовенство. Появление университетов в Средневековье связано с развитием городов. Первые университеты возникли в Италии (Болонский университет, 1088) На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет. В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. К концу XV века в Европе было около 100 университетов.

Философия и науки не стояли на месте, а продолжали развиваться, отталкиваясь от опыта предыдущей эпохи. Одной из интересных черт, формирующих своеобразие культуры Средневековья, является применение для упрощения повседневной работы крестьян, ремесленников и торговцев технических изобретений: тех, которые достались в наследство от Античности, и тех, что разработала уже средневековая мысль (водяная и ветряная мельница, колесный плуг, насос, компас и т.д.). Важным слоем городского населения были торговцы, которые играли значимую роль в развитии внутренней и внешней торговли, последняя была развита лучше. Как правило, данная группа населения была грамотна, зачастую купец мог объясниться на нескольких языках. Центрами внешней торговли в Западной Европе были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Европейские купцы торговали сукном, винами, металлическими изделиями, медом, строевым лесом, мехом, а с Востока привозили в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, пряности.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В средние века (V - ХІ вв.) научное мышление в Западной Европе развивается в новой культурно-исторической обстановке, отличной от античной. Политическая и духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпечаток на развитие науки.

Наука, как рациональная познавательная деятельность, в основном должна была служить иллюстрацией и доказательством теологических истин. Занятие наукой и ее преподавание поручалось только церковникам, за которыми, однако, власти бдительно следили. Церковь считала себя вправе силою приводить человека к истине и предавать его светской власти для казни «без пролития крови», если он упорствовал.

В основе средневекового мировосприятия лежат догмат о творении и тезис о всемогуществе Бога, способного нарушать естественный ход природных процессов и идея откровения.

Изменяется онтологический статус природы, которая теперь рассматривается как творение трансцендентального Бога. Природа лишена в строгом смысле слова своей самостоятельности и потому всегда отсылает к творцу. Это обуславливает устремление духовного поиска средневекового человека: естественнонаучному познанию отводится второстепенное место по сравнению с познанием Бога и души.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

В средневековье разум теряет роль главного арбитра в вопросах истины, ее критерием становится авторитет (прежде всего, Бог). Тертуллиан (утверждал, что «философы только стремятся к истине, христиане же владеют ею». Аврелий Августин считал, что проповедование научных познаний, хотя бы они и заключали в себе истину, есть суета мирская; а «благочестие состоит в исповедании Тебя и поклонении Тебе».

В XII - XIII вв., когда роль опытных наук усиливается, Фома Аквинский высказывает идею гармонии веры и разума, утверждая необходимость дополнения философских дисциплин, которые получают свое знание от разума, наукой священной и основанной на откровении (теологией). Фома Аквинский стремился к выработке такого метода, который, не проповедуя полного пренебрежения к знанию, одновременно был бы в состоянии подчинить рациональное мышление догматам откровения, т. е. сохранить примат веры над разумом. С такой ролью справляется философия.

Так, в религии и теологии есть ряд положений, которые нуждаются в философском обосновании не потому, что они не могут без него обойтись, а потому, что будучи доказанными, они становятся ближе человеку как мыслящему существу и тем самым укрепляют его веру. Доказательству поддаются положения о бытии Бога, его единстве, особенностях его деятельности, бессмертия человеческой души.

Однако значительно число догматов не поддается рациональному обоснованию - например, ортодоксальная вера в троицу как существование сверхприродного Бога в качестве единого существа и одновременно в трех лицах; возникновение мира во времени из ничего, первородного греха и т.п. Эти догматы, по мнению Фомы, не противоразумны, не иррациональны, а сверхразумны. Их доказательство не под силу человеческому уму, они непознаваемы для него, но полностью ясны уму бесконечной божественной личности.

Познавательные идеалы (идеалы объяснения и описания), принятые в средневековой науке, были порождены доминирующими в этой культуре мировоззренческими установками, которые определяли восприятие, понимание и познание человеком мира. В системе таких установок познание мира трактовалась как расшифровка смысла, вложенного в вещи и события актом божественного творения.

Таким образом, в Средние века рациональность развивается в теологическом контексте, а основной поворот в ее содержании связан с проблемой соотношения разума и веры. Рациональность рассматривается как то, что дополняет веру, но не противоречит ей.

Связь с другими объектами-идеями

В Средние века идея рациональности формируется под влиянием теологических идей – теоцентризма, креационизма, провиденционализма и др.

Античность
platon-i-aristotel-rafael

Описание периода

Древняя Греция – группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н.э. до I века до н.э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии. Возникшая Древняя Греция была создана одним этносом – греками или эллинами. Этнос включал в себя четыре племенные группы индоевропейского происхождения – ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра, Олимпийских игр и т. д.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса (архаический) и начинается период расцвета (классический). Победа греков, окончательное формирование классического рабовладения, развитие полисной демократической системы способствовало подъему социально-экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры с центром в Афинах во времена правления Перикла (461-429 до н.э.). В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию. В классический период науке, культуре и искусству придавалось большое значение в воспитании и образовании полноценного гражданина. В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда — физический и умственный, первый из которых считался уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным для гражданина полиса. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она присутствовала во всех ее сферах, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу, — научному и рациональному, — так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство.

Культура Древней Эллады, в отличие от предшествующих, приобретала гражданский характер. Доминанта сознания грека - гражданина полиса - ощущение свободы. Оно нарастает в период архаики, достигает высшей точки в классический период и постепенно угасает в эпоху эллинизма. Именно свобода является основной несущей конструкцией здания уникальной древнегреческой культуры. Демократия порождала и укрепляла в сознании граждан доверие к своему разуму. Самочувствие древних греков в природе и обществе не могло не отразиться на их отношениях с богами. Мир богов был подобен миру людей, мотивы их поступков - подобны человеческим. Сверхчеловечность для греков - это красота и абсолютная гармония, причем божественную "идеальность" они считали достижимой и для человека, по крайней мере, для героев. Древний грек принимает природу такой, какой она видится ему - с тайнами и опасностями. Жизнь для него - борьба, но в ней есть и упоение победой. И хоть за жизнью следует смерть, главное в жизни - радость. Основные черты античной культуры, проявившиеся прежде всего в греческой культуре, - красота, мера, гармония. Именно в этом смысле античная культура стала классической, то есть образцом для европейской культуры Нового времени. Агонистика - состязательность - ведущий принцип античной культуры. Сочетание разнообразия и взаимной лояльности породило благородное соревнование отдельных личностей, групп и полисов в целом за достижение превосходных результатов во всех сферах жизни, но особенно - в спортивных играх.

Таким образом, наиболее характерные особенности древнегреческой культуры - высокая степень развития художественного творчества: мифологии, философии, скульптуры, архитектуры, лирики, театра.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В середине V в. до н.э. в условиях развивавшейся рабовладельческой демократии появилась потребность в изменении системы образования: вместо гимнастики и музыки на первый план выдвигаются необходимые в судах и народных Собраниях риторика, логика, философия. Появились первые платные учителя философии, риторики, логики — софисты. Возникает потребность в объяснении явлений окружающего мира без привлечения сверхъестественных сущностей, а так же в убеждении, аргументированном выступлении, владение приемами которого было необходимо активному жителю античного полиса.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Истоки рационализма восходят к древнегреческой философии. Еще Парменид различал знание “по истине” (полученное посредством разума) и знание “по мнению” (полученное в результате чувственного восприятия). Сами истоки идеи рациональности в философском сознании, начиная с античности, связаны с сознательной постановкой и обсуждением коренной мировоззренческой проблемы “соизмерения человека в бытии”, “врастания”, “вписанности” человека в окружающий его мир, превращения его человеком в обитаемый для себя мир. Парменид и его последователи убедительно показали, что результатом человеческого познания является не одна, а две различные картины мира - чувства дают одну картину мира, а разум - другую, причем эти картины мира могут быть принципиально противоположна. При этом чувства могут давать обманчивые представления и только разум способен дать истинную картину мира.

Начиная с Парменида и Платона утверждается четкая направленность античной философии в сторону признания приоритета рационального познания над чувственным.

 «Логоцентрическая» парадигма европейской философии, сложившаяся в античности и достигшая своей наиболее законченной формы в классическом рационализме, основывается на убеждении в абсолютности и неизменности законов Вселенского Разума, постигаемых человеком и обнаруживаемых им в собственной духовной способности. Наиболее ясными и очевидными из этих законов античная высокая философская классика признавала законы логики, которые, согласно Аристотелю, являются фундаментальными принципами бытия и мышления. Отсюда ведет начало тенденция уравнивать «рациональность» и «логичность»: все, что соответствует законам логики, — рационально; то, что не соответствует этим законам, — нерационально; то, что противоречит логике, — иррационально.

Таким образом, в античности, формируется представление о рациональности как о наиболее правильном способе познания и деятельности и основном инструменте получения истины.

Связь с другими объектами-идеями

Идея рациональности в античности тесно связана с идеей логоса, как мирового разума или универсального закона бытия.