Описание объекта-идеи в контексте данного периода
В XIX столетии понятие развития и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир количественных измерений, приобретают дополнительные обоснования в логике усложняющейся человеческой деятельности, в логике связей, возникающих в системах действий, средств и предметных результатов деятельности. Количественные определения развития начинают доминировать в промышленности, в экономике, в науке (ориентированной в основном на теоретическую механику как методологический образец); они используются для определения развитости различных обществ, народов и культур, проникают в сферу духовной деятельности. На этом этапе представляется возможным создание некой всеобщей концепции развития подкрепленной четкими количественными показателями. Во второй половине XIX в. под влиянием результатов, полученных в биологии, экономической теории, в социально-историческом познании, а также в связи со схемами, разработанными в немецкой классической философии, распространяются концепции системности, нелинейности, противоречивости развития. Оно характеризуется прежде всего в логике бытия особой природной или общественной системы, выступает конкретным соотношением изменчивости и устойчивости, и поскольку развивающаяся система является в принципе незавершенной, развитие не подлежит жесткому линейному определению. Развитие в этом плане оказывается саморазвитием системы, выражает ее противоречивость, ее тождественность и нетождественность себе, ее оформленность и открытость, ее устойчивость, подкрепленную потенцией к самоизменению, а стало быть, и сохранению.
Идея противоречивости развития не раз вульгаризировалась, особенно в политизированных философских доктринах. Так, в догматическом марксизме она интерпретировалась в качестве "механизма" развития, его движущей силы. Дело представлялось таким образом, что любая система, так же как и социальная система, разделенная на враждующие и борющиеся классы, поляризует свои силы и производит энергию своих изменений и преобразований. Другая вульгаризация была связана с первоначальными успехами индустриальной эволюции общества, с экстенсивным ростом экономики, техники, образования и массовой культуры. Она закрепляла в обыденном сознании и поведении людей те линейные схемы развития, которые уже фактически исчерпали свои ресурсы, но парадоксальным образом тормозили эволюцию мышления о развитии, ориентируя неуклонное движение вперед.
В социологии первоначальное осознание прецессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи развития: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов развития в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - развитие как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации).
Таким образом, к концу XIX - началу XX века идея развития – это идея спирали, как возвращения всех явлений к старому состоянию, но на новой основе.
Ключевые авторы
Г.В.Ф. Гегель
Глубокую философскую разработку идея развития получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, который строил диалектику как учение о всеобщем развитии духа. Идея развития, сформулированная Гегелем, имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Ее основной посыл состоит в том, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию. Опираясь на диалектический метод (рассмотрение явлений в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение противоречий в синтезе, являющемся новым этапом развития), Гегель не только показал всеобщность принципа развития (закон перехода количественных изменений в качественные), но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей (в мысли, природе и обществе).
Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.
Источник:
Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 2-х т. – М: АН СССР, Инст-т философии, «Мысль», 1975.
К. Маркс
В марксизме гегелевское учения о развитии было переосмыслено на материалистических основаниях. Развитие рассматривается как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития является материалистическая диалектика, законы которой дают характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз развития. Диалектико-материалистическое учение о развитии составляет философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов развития – эволюции и революции. Общественная жизнь с позиции марксизма подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, опровергая его позитивистскую трактовку как линейного прогресса, показывает, что общественный прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия развития общества есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории.
Источники:
Маркс, К., Энгельс, Ф. Cочинения, тома 1-39. Издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1955-1974 г.г.
Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.
О. Конт
В раннем позитивизме было распространено представление о линейном (прогрессивном) развитии природы и общества. В учении о поступательном развитии познания О. Конта формулируется "закон трех стадий", проходимых человечеством на пути своего интеллектуального развития:
1. Теологическая стадия (объяснение явлений на основе сверхъестественного);
2. Метафизическая стадия (объяснение явлений на основе отвлечённых сущностей, причин, понятий, категорий);
3. Позитивная стадия (собственно естественно-научная: объяснение явлений на основе фактов и их описания, которое и является объяснением). Позитивисты были уверены в том, что современная цивилизация развивается прямолинейно, прогрессивно, поступательно, неизбежно.
Эти идеи подверглись критике в философии 20-го века (когда возникли идеи нелинейного, противоречивого развития, деградации, возвращения вспять, опять возобновляющегося развития и т.д.).
Источник
Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. Сборник, вып. 4. СПб, 1912.
Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910.
Связь с другими объектами-идеями
Идея развития на этом этапе сохраняет тесную связь с идеей изменчивости и подвижности бытия и направленности исторического процесса, оформляясь в рамках диалектического подхода. Также на ее содержание сильное влияние оказывает формирующийся эволюционизм, вышедший за пределы биологии и ставший не только общенаучным, но и философским концептом.