Назад

Развитие

Современное определение

Развитие - идея единства процессов разрушения и созидания, приводящих к появлению нового.

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Философия науки и техники: словарь

Развитие - категория диалектики, выражающая процесс движения, изменения материальных и духовных систем. Наиболее характерные черты развития: возникновение качественно нового объекта (или его состояния), направленность, необратимость, закономерность, единство количественных и качественных изменений,  взаимосвязь  прогресса  и  регресса,  противоречивость,  спиралевидность формы  (цикличность),  развертывание во  времени.  Подлинное развитие всегда есть самодвижение, саморазвитие.

Философия науки: Словарь основных терминов

Развитие - эволюция, имеющая своим результатом качественные изменения процесса, предмета, явления. Как правило, сопровождается столкновениями противоположных интенций объекта, имеющих как внутренний, так и внешний характер. Развитие бывает различных типов: прогрессивное, регрессивное, цикличное, антагонистическое, кооперативное и др. Развитие — это, как правило, эволюционный процесс, происходящий с относительно большой по человеческим меркам скоростью. Особенно бол ели о е значение изучение процессов развития и его закономерностей имеет для геологических, биологических, педагогических, психологических и социальных наук, предметы изучения которых претерпевают ряд качественных изменений за относительно короткое время. (См. эволюция, изменение, прогресс).

Философский энциклопедический словарь

Развитие - закономерное, направленное качественное изменение материальных и идеальных объектов.

Новейший философский словарь

Развитие - характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововедений и сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Развитие - необратимое, поступательное изменение предметов духовного и материального мира во времени, понимаемом как линейное и однонаправленное.

Новая философская энциклопедия в 4-х т.

Развитие - высший тип движения, изменения материи и сознания; переход от одного качеств. состояния к другому, от старого к новому.

Вторая половина XX в.
1200px-electionday1815byjohnlewiskrimmel

Описание периода

 

Вторая половина XX в. – период «холодной войны». Основной чертой, которой были непредсказуемое развитие международных отношений, гонка вооружений, биполярность мира («капиталистический мир» и «социалистический лагерь»), создание  противостоящих военно-политических блоков (ОВД, НАТО, СЕНТО, СЕАТО, АЗПАК, АНЗЮС) и угроза новой мировой войны. Благодаря миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций и осознанию политической элитой того, что «в ядерной войне нет победителей», позволило постепенно отказаться от догм «холодной войны» и перейти на путь «мирного сосуществования». В 1963 году в условиях стратегического паритета и на фоне Карибского кризиса США – СССР подписали Московский договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех сферах: в атмосфере, в космосе и под водой, что впервые с 1946 года привело к ослаблению международной напряженности. Постепенный переход от конфронтации к сотрудничеству государств с различным социальным строем завершился и организационно оформился на Совещании по вопросам безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 33 европейских держав, США и Канады, проходившем в г. Хельсинки (Финляндия) в 1975 г. Заключительный Акт Хельсинского Совещания ввел в международные отношения новые нормы государственных контактов и закрепил нерушимость государственных границ в Европе, сложившихся после Второй мировой войны. Ситуация изменилась в 1979 году, когда Советский Союз вторгся на территорию Афганистана, что спровоцировало возвращение к «холодной войне». В 1985 году после прихода к власти М.С. Горбачева произошла переориентация внешнеполитического курса («новое мышление») на международное сотрудничество. К нач. 90-х гг. XX в. путем демократических революций в Восточной Европе и распада СССР исчезли лагеря социалистических государств, что заложило основу для новой мировой политики.

Крупносерийное машинное производство товаров на продажу распространилось на все сферы, включая сельское хозяйство, банковское дело, здравоохранение, образование, науку. НТР положила начало превращению индустриального общества в постиндустриальное, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Основная масса населения была сосредоточена в промышленных городах, происходит урбанизация культурной сферы, в этих условиях расширяются социальные контакты, меняется ритм жизни, содержание и формы образования. Информатизация культуры, придание духовному производству информативного характера, что делает его продукцию обычным товаром, ведет к формированию информационного общества. Космизация и нацеленность на охрану окружающей среды способствовали усилению, актуализации гуманистических аспектов в культуре, философии. Проблемы антропологии (науки о человеке) становятся центральными во всех науках об обществе – истории, психологии, социологии, политологии, экономике и др.

Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В 20 в. и в философии, и в естествознании первостепенное значение придается анализу оснований, начал развития. В связи с этим тщательному анализу подвергаются революции в истории, прежде всего в истории науки. Если раньше то или иное понимание эволюции предопределяло и соответствующее истолкование революции, то теперь наоборот: в зависимости от того, как понимается революция, дается та или иная интерпретация эволюционного периода в развитии науки. Если в ходе научной революции новая парадигма создается полностью и целиком (Т. Кун), то на долю эволюции приходится деятельность нетворческая, реализуемая строго в рамках господствующей парадигмы. Если в ходе революции возникает лишь проект новой теории или научно-исследовательской программы (И. Лакатос), то в эволюционный период реализуются заложенные в ней возможности по ее реализации, совершенствованию, и научная деятельность вполне может носить творческий характер.

Переосмысление понятий эволюционного развития и революций связано и с трансформациями в понимании времени. В экзистенциализме, феноменализме, постпозитивизме толкование времени как линейного и поступательного в своем течении отступает на задний план и первостепенное значение приобретает понятие «теперь», включающее в себя и прошлое, и будущее. По словам М. Хайдеггера, «присутствие «есть» свое прошлое по способу своего бытия, которое... всякий раз «сбывается» из его будущего» (ХайдеггерМ. Бытие и время. М., 1997, с. 20); «сущее в его бытии схвачено как «пребывание», т. е. оно понято в виду одного определенного модуса времени, «настоящего» (там же, с. 25).

При таком понимании времени понятие развития как движения от прошлого через настоящее к будущему даже в истории отступает на задний план. Научное знание (эволюция которого в 19 в. служила некоторой моделью для написания истории общества в целом) во 2-й пол. 20 в. истолковывается не столько как выстроенное в дедуктивный ряд развития, сколько как образующее некоторую целостность вместе с социальными, личностными, психологическими, экономическими и прочими моментами в рамках конкретного, индивидуального события. Это событие втягивает в свое «теперь», в свое настоящее, как в воронку, и прошлое, и будущее. Развитие некоторой научной идеи, в том его понимании, как оно сложилось в 19 в., присутствует в качестве одной из составляющих изучаемого события.

Аналогичные процессы происходят и в биологическом знании. Внимание исследователей обращается на факт возникновения изменений как начала, генезиса любой трансформации видов. К середине 20 в. создается синтетическая теория (Э. Мэйер, Т. Добжанский, Г. Симпсон), которая в центр своего внимания ставит генетические изменения, мутации. Мутационные изменения происходят случайно, непредсказуемо и, чтобы лучше понять их природу, авторы теории переходят от морфологической концепции вида, основанной на понятии типа, к биологической концепции, основанной на понятии популяции. Популяция образуется совокупностью индивидов, живущих в одном и том же месте, в одинаковых условиях внешней среды и способных к воспроизводству. Внимание обращается не на линейное воспроизводство представителей одного и того же вида из поколения в поколение, а на совокупность особей, сосуществующих в рамках популяции и способных накопить незначительные, случайные генетические изменения, передающиеся по наследству. Мутации и изменчивость встречаются в таких популяциях достаточно часто, и при случайности спаривания создается неистощимое генетическое разнообразие, что позволяет говорить о тенденции к уникальности каждой особи. Линейное развитие во времени как предмет исследования уступает место точке мутационного генетического изменения.

В физике и космологии 20 в. все более пристальное внимание уделяется моменту начала Вселенной. Огромное значение имеет установление самого факта расширения Вселенной на базе космологических уравнений Эйнштейна и данных красного смещения в спектрах галактик. Учеными проводятся интенсивные исследования, теоретические и экспериментальные, касающиеся первоначального состояния материи. Новые открытия в области физики тесно связаны с космологией, прежде всего с исследованием самых ранних этапов эволюции Вселенной. Физики и космологи все ближе подходят к началу Вселенной, наука продвинулась далеко в пределы первых двухсот секунд, в течение которых должен был осуществиться синтез водорода, дейтерия, трития и гелия. Как и в истории и биологии, в физике и космологии внимание исследователей переключается на начало эволюции, на генезис Вселенной. В отличие от 19 В., интерес представляет не столько сам процесс развития, сколько его генезис, причина, Источник.

Такого рода тенденции нашли отражение и в синергетике. И. Пригожий вводит понятие бифуркаций — точек, вблизи которых в системах наблюдаются значительные флуктуации, изменения; осуществляется переход от равновесных систем к неравновесным, от повторяющегося и общего к уникальному и специфичному. Вдали от равновесия наблюдаются процессы самоорганизации. «Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы» (Пригожим И., Стенгерс И. Порядок из хаоса, М., 1986, с. 56). Внимание в синергетике сосредоточено на точке начала, возникновения, генезиса эволюционного процесса, при этом то или иное толкование начала порождает и соответствующее понимание развития.

 

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Обогащение концепций развития в XX столетии связано с углублением научных исследований развития в различных предметных областях, в т. ч. и в сфере неживой природы. Идея всеобщности развития, издавна разрабатываемая философией, является ныне идеей полифонического развития и его многомерных представлений. Понимание системности развития теперь "вписывается" в картину взаимодействия, сочетания, соизмерения, соразвития различных систем и процессов. Устойчивые формы, формы сохранения систем оказываются в этом плане формами их воспроизводства, стабильными структурами процессов, повторяющихся в пространстве и во времени. Устойчивость, сохранение, воспроизводство системы могут быть представлены "внутри" развития, "внутри" его самоизменения и со-изменения с другими системами. С этой точки зрения, традиционное общество не противостоит обществу развивающемуся; оно представляет собою особый тип развития, в котором обновление ресурсов системы расходуется на сохранение ее структурности и относительной замкнутости. В современном социальном пространстве постиндустриальные, индустриальные и традиционные общества образуют комплекс соразвития, ни одна из линий которого не является доминирующей.

Таким образом, идея развития на современном этапе – это идея полифонического взаимодействия, сочетания, соизмерения, соразвития различных систем и процессов

Связь с другими объектами-идеями

Во второй половине XX века идея развития, сохранив тесную связь с идеями изменчивости, подвижности бытия, эволюции и закономерности, теряет жесткую сцепку с идеей направленности и линейности развития, в ее содержание вместо классического историзма входит идея полифоничности, многомерности мира.

 

Сер. XIX – первая четверть XX в
12-the-first-american-contingent-of-the-war-briefly-in-wellington-barracks-1917-c-museum-of-london-1024x648

Описание периода

Конец XIX – начало XX в. – наиболее динамичный период в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезные изменения в мировоззрении в результате преобразований в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. С кон. XVIII века начинает терять свой статус «науки наук» философия. Со временем общество становиться сложно структурированным объектом для изучения, что привело к формированию отдельных областей науки как: экономика, историография, политология, правоведение. В этот период зарождается социология, в отличие от философии, которая изучает общие мировоззренческие вопросы бытия, социология, опирающаяся на экспериментальные методы, изучает общество в его конкретных проявлениях. Основателем социологической науки считается О. Конт (1798-1857), который первым предложил использовать научные методы в изучении общества. Английский биолог-натуралист Ч. Дарвин (1809-1882) первым обосновал теорию о том, что все виды животных эволюционируют во времени и происходят от общих предков, основным механизмов эволюции у Ч. Дарвина выступает естественный отбор. Немецкий физик, лауреат Нобелевской премии М. Планк (1858-1947) является основоположником квантовой физики. Его научные труды посвящены термодинамике, квантовой теории, оптике. М. Планк открыл закон распространения энергии, введя представление о квантах. Открытия в области физики, математики, биологии, химии создали основу для технического прогресса и позволили сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии. Миграционные потоки населения Европы, направлявшиеся в Америку, Австралию, Новую Зеландию заставляли конструкторов создавать новые суда. В 1864 г. в России построен первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта стало толчком в 1859 году для строительства Суэцкого канала. Появлялись новые средства связи. В 1876 г. А. Белл создал телефон. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, революция в промышленности, охватившая в первой половине XIX в. страны Европы и Северную Америку, создали условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Активно шло строительство фабрик и заводов. Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся экономическим спадом, сокращением производства и ростом безработицы. В условиях развития промышленности и экономических подъемов развиваются акционерные общества, контролирующие целые отрасли экономики (Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат).

В конце XIX века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873, «Тройственный союз» 1882). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам за передел уже поделенного мира. Первые войны начались в конце XIX века: испано-американская (1898), англо-бурская (1899-1902), русско-японская (1904-1905), итало-турецкая (1911-1912). Во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX–нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, от его собственной сущности и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871–1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов. К концу XIX в. сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923). В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеида. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

К концу 19 в. идея развития (прежде всего в ее эволюционной форме) прочно внедрилась в концепции истории общества, научного знания, органического и неорганического мира. Особенностью эволюционных концепций 19 в. было отсутствие интереса к началу, источнику процесса развития, к проблеме его генезиса. В теории Дарвина нет объяснения источника возникновения изменений, которые делают возможным естественный отбор. В эволюционной геологической теории Лайеля отсутствует интерес к точке возникновения Земли, главное внимание обращено на факт изменения геологических пластов в ходе исторического развития. В истории общества подчеркивается преемственность и традиции, эта история «списывается» с развития научных идей, где их генезис, источник возникновения, творческий акт, связанный с личностью ученого, выносится за пределы развития и не анализируется логически. Революционные ситуации если и признаются как некоторый эмпирический факт, то в концепцию развития включаются в качестве эволюции: или как «поглощаемые» эволюцией путем поиска все новых и новых предшественников, или как убыстренное во много раз эволюционное развитие, или как начало развития, но отодвигаемое в бесконечно далекое прошлое.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

 

В XIX столетии понятие развития и связываемое с ним понятие новизны вводятся в мир количественных измерений, приобретают дополнительные обоснования в логике усложняющейся человеческой деятельности, в логике связей, возникающих в системах действий, средств и предметных результатов деятельности. Количественные определения развития начинают доминировать в промышленности, в экономике, в науке (ориентированной в основном на теоретическую механику как методологический образец); они используются для определения развитости различных обществ, народов и культур, проникают в сферу духовной деятельности. На этом этапе представляется возможным создание некой всеобщей концепции развития подкрепленной четкими количественными показателями. Во второй половине XIX в. под влиянием результатов, полученных в биологии, экономической теории, в социально-историческом познании, а также в связи со схемами, разработанными в немецкой классической философии, распространяются концепции системности, нелинейности, противоречивости развития. Оно характеризуется прежде всего в логике бытия особой природной или общественной системы, выступает конкретным соотношением изменчивости и устойчивости, и поскольку развивающаяся система является в принципе незавершенной, развитие не подлежит жесткому линейному определению. Развитие в этом плане оказывается саморазвитием системы, выражает ее противоречивость, ее тождественность и нетождественность себе, ее оформленность и открытость, ее устойчивость, подкрепленную потенцией к самоизменению, а стало быть, и сохранению.

Идея противоречивости развития не раз вульгаризировалась, особенно в политизированных философских доктринах. Так, в догматическом марксизме она интерпретировалась в качестве "механизма" развития, его движущей силы. Дело представлялось таким образом, что любая система, так же как и социальная система, разделенная на враждующие и борющиеся классы, поляризует свои силы и производит энергию своих изменений и преобразований. Другая вульгаризация была связана с первоначальными успехами индустриальной эволюции общества, с экстенсивным ростом экономики, техники, образования и массовой культуры. Она закрепляла в обыденном сознании и поведении людей те линейные схемы развития, которые уже фактически исчерпали свои ресурсы, но парадоксальным образом тормозили эволюцию мышления о развитии, ориентируя неуклонное движение вперед.

В социологии первоначальное осознание прецессуальности было связано с введенным Контом соотношением социальной статики и социальной динамики, а осознание историчности - с разработкой Марксом гегелевского принципа единства логического и исторического. Причем изначально эти две установки практически никак концептуально не соотносились между собой, а наоборот, чаще противопоставлялись друг другу. Само общество описывалось при этом в различных концептуальных моделях, вводивших свои понимания идеи развития: организмической (линия Спенсера, в которой уже разделялась структура как строение (форма) целого, и функция - как способы деятельности и трансформации целого); системной (линия Дюркгейма с двумя продолжениями: функциональным императивизмом Парсонса и функциональным структурализмом Мертона); системно-процессуальной (линия Сорокина, введшего представление о процессе как любом виде модификаций и трансформаций, касающихся как количественных, так и качественных параметров объекта или системы); альтернативных (по отношению к предыдущим) моделях (линия символического интеракционизма (нет социальных структур, есть структуры взаимодействия), линия Бурдье (анализ взаимодействующих социокультурных полей); цивилизационной (линия Тойнби и Шпенглера) - локализация разных типов развития в самодостаточных социокультурных целостностях); стадиальной (линия Маркса - развитие как смена способов производства, конституирующих особые целостности - общественно-экономические формации).

Таким образом, к концу XIX  - началу XX века идея развития – это идея спирали, как возвращения всех явлений к старому состоянию, но на новой основе.

Ключевые авторы

Г.В.Ф. Гегель

Глубокую философскую разработку идея развития получила в немецкой классической философии, особенно у Гегеля, который строил диалектику как учение о всеобщем развитии духа. Идея развития, сформулированная Гегелем, имела идеалистический характер и относилась к развитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо от чьего-либо сознания. Ее основной посыл состоит в том, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория. Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируется тождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию. Опираясь на диалектический метод (рассмотрение явлений в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение противоречий в синтезе, являющемся новым этапом развития), Гегель не только показал всеобщность принципа развития (закон перехода количественных изменений в качественные), но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей (в мысли, природе и обществе).

Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.

Источник:

Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 2-х т. – М: АН СССР, Инст-т философии, «Мысль», 1975.

К. Маркс

В марксизме гегелевское учения о развитии было переосмыслено на материалистических основаниях. Развитие рассматривается как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития является материалистическая диалектика, законы которой дают характеристику внутреннего механизма, движущих сил, общей направленности и основных фаз развития. Диалектико-материалистическое учение о развитии составляет философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества. Марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух типов развития –  эволюции и революции. Общественная жизнь с позиции марксизма подтверждает сложный, неоднозначный характер процессов развития, опровергая его позитивистскую трактовку как линейного прогресса, показывает, что общественный прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия развития общества есть результат диалектического взаимодействия многообразных процессов, в которых решающая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории.

Источники:

Маркс, К., Энгельс, Ф. Cочинения, тома 1-39. Издание второе. – М.: Издательство политической литературы, 1955-1974 г.г.

Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840 с.

О. Конт

В раннем позитивизме было распространено представление о линейном (прогрессивном) развитии природы и общества. В учении о поступательном развитии познания О. Конта формулируется "закон трех стадий", проходимых человечеством на пути своего интеллектуального развития:

1. Теологическая стадия (объяснение явлений на основе сверхъестественного);

2. Метафизическая стадия (объяснение явлений на основе отвлечённых сущностей, причин, понятий, категорий);

3. Позитивная стадия (собственно естественно-научная: объяснение явлений на основе фактов и их описания, которое и является объяснением). Позитивисты были уверены в том, что современная цивилизация развивается прямолинейно, прогрессивно, поступательно, неизбежно.

Эти идеи подверглись критике в философии 20-го века (когда возникли идеи нелинейного, противоречивого развития, деградации, возвращения вспять, опять возобновляющегося развития и т.д.).

Источник

Конт О. Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. Сборник, вып. 4. СПб, 1912.

Конт О. Дух позитивной философии. СПб, 1910.

Связь с другими объектами-идеями

Идея развития на этом этапе сохраняет тесную связь с идеей изменчивости и подвижности бытия и направленности исторического процесса, оформляясь в рамках диалектического подхода. Также на ее содержание сильное влияние оказывает формирующийся эволюционизм, вышедший за пределы биологии и ставший не только общенаучным, но и философским концептом.

 

Новое время
age-of-enlightenment-google-search

Описание периода

Новое время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Белой и Алой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы – мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Достижения в науке, особенно в механике, дали уверенность в том, что процессы, происходящие в мире, могут быть рассчитаны и управляемы, подобно механическому устройству. Классическая механика, которую можно разделить на три области – статику, кинематику и динамику – стала основанием мировоззрения Нового времени. В рамках механистической концепции материя отождествляется с веществом, а все явления природы объясняются механическим перемещением тел. Объектами изучения выступают физические тела и материальные частицы. Такого рода детерминизм имел религиозную основу: Бог – создатель Вселенной, благодаря чему, в мире все предопределено, а в рамках религиозно-философского направления – деизма, получившего распространение в XVII в., – мир представляется как огромный часовой механизм. Основоположником экспериментального естествознания считается Г. Галилей, утверждавший, что «законы природы написаны на языке математики». Заслугой Г. Галилея является формулировка принципа относительности, который стал центральным постулатом классической физики. Опираясь на идеи Г. Галилея и философию Р. Декарта, И. Ньютон разработал теорию, господствовавшую в науке с XVII до нач. XX в.
И. Ньютон попытался сформулировать элементарные законы, объясняющие широкий круг природных процессов с высокой степенью точности и полноты. Основу методологии И. Ньютона составляют индуктивный метод и экспериментальное определение количественных отношений между явлениями действительности. Основу классической механики составляют три закона, названные «законами Ньютона». И. Ньютону принадлежит теория тяготения, дающая ответ на вопрос о силе, заставляющей двигаться небесные тела. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература («Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях.

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи.

Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа. С возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание науч. космологии и теории эволюции в биологии и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом филос. исследования. Глубокую ее разработку дает немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

Новое время – период в истории человечества, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения Нового времени, его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Белой и Алой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы – мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Достижения в науке, особенно в механике, дали уверенность в том, что процессы, происходящие в мире, могут быть рассчитаны и управляемы, подобно механическому устройству. Классическая механика, которую можно разделить на три области – статику, кинематику и динамику – стала основанием мировоззрения Нового времени. В рамках механистической концепции материя отождествляется с веществом, а все явления природы объясняются механическим перемещением тел. Объектами изучения выступают физические тела и материальные частицы. Такого рода детерминизм имел религиозную основу: Бог – создатель Вселенной, благодаря чему, в мире все предопределено, а в рамках религиозно-философского направления – деизма, получившего распространение в XVII в., – мир представляется как огромный часовой механизм. Основоположником экспериментального естествознания считается Г. Галилей, утверждавший, что «законы природы написаны на языке математики». Заслугой Г. Галилея является формулировка принципа относительности, который стал центральным постулатом классической физики. Опираясь на идеи Г. Галилея и философию Р. Декарта, И. Ньютон разработал теорию, господствовавшую в науке с XVII до нач. XX в.
И. Ньютон попытался сформулировать элементарные законы, объясняющие широкий круг природных процессов с высокой степенью точности и полноты. Основу методологии И. Ньютона составляют индуктивный метод и экспериментальное определение количественных отношений между явлениями действительности. Основу классической механики составляют три закона, названные «законами Ньютона». И. Ньютону принадлежит теория тяготения, дающая ответ на вопрос о силе, заставляющей двигаться небесные тела.
Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература («Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность.

 

1.      Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях.

http://www.razlib.ru/nauchnaja_literatura_prochee/koncepcii_sovremennogo_estestvoznanija_konspekt_lekcii/p3.php

https://ru.wikipedia.org/wiki/Деизм

http://ru.science.wikia.com/wiki/Классическая_механика

 

2.      Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи.

Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа. С возникновением опытной науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлений о естественной истории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание науч. космологии и теории эволюции в биологии и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом филос. исследования. Глубокую ее разработку дает немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универсальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

 

В европейской культуре понятие развития начинает приобретать категориальный и мировоззренческий смысл на переломе от античности к средневековью в ходе становления понятия истории и его христианских интерпретаций. В связи с понятием истории понятие развития приобретает оттенки, намечающие направленность, связанность, поступательность процессов, происходящих в природе и в обществе. Формируется образ развития как восходящего движения - линии, - по ходу которого могут быть расставлены и сопоставлены различные стихии, вещи, формы бытия, события, истории, человеческие действия и т. д. В XVII - XIX вв. заметный вес в характеристике развития приобретает критерий новизны; развитие рассматривается как появление новых вещей и идей: в природе - как возникновение структур, функций, систем (главным образом применительно к живой природе), в обществе - как создание новых технических приспособлений, обнаружение ресурсов, открытие пространств для приложения сил, формирование средств практической и теоретической деятельности. Идея преобразования, вносимого человеком в мир, оказывает сильное воздействие на трактовку развития: мир как бы распадается на сферу субъектов и систем, способных к преобразованию, и сферу вещей, объектов, бесформенных материй и стихий, не имеющих развития.

Таким образом, идея развития в Новое время – это идея линейности, направленности процесса возникновения нового и качественного изменения мира

Связь с другими объектами-идеями

В Новое время содержание идеи развития определяется концепцией классической механики и связывается прежде всего с механическим движением. Также формируется представление о линейной направленности развития, появляется идея прогресса

 

Античность
geraklit

Описание периода

 

Под «античностью» принято понимать (VIII в. до н. э. – V вв. н. э.) – цивилизации и культуры Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н. э.), как эпоха классической Греции или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.– политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти как аппарат управления, суд, были выборными. Залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву.

Периодом расцвета греческой (эллинской) культуры принято считать V–IV до н.э., в котором отразились традиции, обычаи, взгляды свободных эллинов. Центрами древнегреческой науки располагались в Ионии – области, расположенной на восточном побережье Эгейского моря. Формируются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, Академия Платона, ликей Аристотеля, сады и др. Главной наукой считалась натурфилософия, поскольку она давала представление обо всех человеческих знаниях, окружающем мире. Это период развития науки можно охарактеризовать созданием теоретических конструкций в попытке объяснить состояние действительности, отсутствием  разделения на отдельные области наук. В своем развитии натурфилософия прошла несколько этапов: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Античная наука, как отдельная сфера духовной античной культуры развивалась благодаря людям, специализирующимся и заинтересованным в получении новых знаний. На данном этапе развития науки знания носят рациональный и теоретических характер, практически отсутствует экспериментальная база наук. Появление дедуктивного («Логика» Аристотель) и аксиоматического («Начала» Эвклид) методов изложения научных теорий и гипотез позволило заложить методологическую базу. С развитием письменности и усовершенствовании писчего материала (пергамент) появляются библиотеки (Александрийская библиотека). Постепенно письменность проникает в повседневный быт. В отличие от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии знания разрабатываются и хранятся не жрецами, а мыслителями, поэтому они не сакрализируют информацию, а готовы передавать их всем желающим. Научные труды и философские трактаты античности оформляются в литературные произведения. С развитием культуры возникает потребность в благоустройстве городов, что подталкивает на создание систем водоснабжения и канализации, развитие строительного ремесла, механики, химии.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Ученых уже не удовлетворяло представление о мире и материи как о чем-то неделимом и целом.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

В античной философии не было идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось как протекающее циклически и все процессы воспринимались как совершающиеся по заданной программе. Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея абсолютно совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного  мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.

Тем не менее, появляющиеся подходы к пониманию движения в философии Парменида, Зенона с одной стороны, а с другой – Гераклита ставят вопрос не только о его причинах, но и о результате, качественных изменениях в объектах. Так, в рамках понимания категории движения, возникает вопрос о развитии.

 

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

 

Идея развития в античности – это идея возникновения, становления и угасания.

Представление о развитии формируется в рамках разработки категории движения. Гераклит, показав, что всякое движение есть изменение, обновление, тем самым предвосхищает идею качественных структурных изменений как результатов движения. Тем не менее, применительно к античности еще нельзя говорить о самостоятельности идеи развития. Обновление не есть появление  чего-то принципиально нового, оно сохраняет тождественность основы нового и старого состояний объекта.

Таким образом, идея развития в античности – это идея движения как обновления объектов

Ключевые авторы

Идея развития появляется в самом первом варианте учении Гераклита о движении.

Признав в качестве основной характеристики бытия борьбу противоположностей, Гераклит в то же время в ряде афоризмов поясняет, что борющиеся противоположности не просто сосуществуют: они переходят одна в другую и переходят так, что при этом их переходе одной в другую сохраняется общая для обеих тождественная основа. Другими словами, переход противоположностей друг в друга Гераклит представляет вовсе не как такой, при котором возникающая новая противоположность уже не имеет ничего общего с той, из которой она возникла. Он представляет этот переход как такой, при котором всегда имеется в процессе перехода общая тождественная основа для самого перехода.

Свойства вещей относительны, мир един и ни одно качество не является абсолютным, не зависящим ни от чего. В этом смысле смена дня ночью  - не появление абсолютно нового состояния, а переход явления в противоположность при сохранении тождественности основы явления.

Связь с другими объектами-идеями

Идея развития возникает в рамках разработки концепции движения и сохраняет связь с этим концептом на протяжении всех этапов своей эволюции. Однако для выделения развития в самостоятельную идею необходимо было формирование представлений о линейности времени и об историзме, как о направленности изменений объектов