Назад

Врожденные идеи

Современное определение

Врожденные идеи (врожденное знание) – лат. ideae innatae

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Новая философская энциклопедия в 4-х т.

Врожденные идеи – одно из самых важных и в то же время двусмысленных эпистемологических понятий европейской философии (Т.1, с. 459-460).

Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Врожденное знание – родоспецифические когнитивные программы и метапрограммы, схемы и образцы поведения, нормы реакции, мыслительные стратегии и т.д., доступные эмпирическим исследованиям (с. 130).

История Философии: Энциклопедия. — Минск: Книжный Дом. А. А. Грицанов, Т. Г. Румянцева, М. А. Можейко. 2002.

Врожденные идеи  – термин философской традиции, означающий понятия, которые присущи мышлению изначально и получают свое развитие в процессе чувственного постижения.

Большой Энциклопедический словарь. 2000.

Врожденные идеи - понятие теории познания, обозначающее идеи, изначально присущие человеческому мышлению и не зависящие от опыта (аксиомы математики и логики, нравственные ценности, исходные философские принципы)

Новейшее время (К.Г. Юнг, К. Леви-Строс, Н. Хомский, К. Лоренц, Ж. Пиаже, Г. Фоллмер и др.)
5

 Описание периода

Новейшее время – наиболее динамичный период в истории человечества, поскольку мировоззрение серьёзно изменилось в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Началом эпохи в европейской историографии принято считать окончание Первой мировой войны в 1918 г., отечественные исследователи берут за точку отчета начало Великой Октябрьской революции 1917 г. История новейшего времени ознаменована национально-освободительными и социальными революциями, в результате распада колониальной системы образовались новые независимые государства. Начался сложный процесс смены государственно-правового и общественного строя. Между многими странами сохранились разногласия самого разного порядка: идеологического, национального, религиозного, что обусловлено скачкообразностью в социальном, экономическом и историческом развитии стран. ХХ – ХХI вв. сопровождаются революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945, война в Афганистане 1979–1989, война в Ираке 2003–2011, гражданская война в Сирии 2011–н.в. и др.). На сегодняшний день в боевых действиях участвуют более 30 стран: Конго, Сомали, Сирия, Пакистан, Израиль, США, Россия, Украина и др. В ХХI веке остро встают глобальные проблемы, среди которых проблема разрыва в развитии между богатыми и бедными странами («Север–Юг»), распространение ядерного оружия, угроза терроризма, загрязнение окружающей среды, проблема онкологических заболеваний и распространение СПИДа и др.

Крупносерийное машинное производство товаров на продажу распространилось на все сферы, включая сельское хозяйство, банковское дело, здравоохранение, образование, науку. НТР положила начало превращению индустриального общества в постиндустриальное, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы – нацизм, в Европе – фашизм. В социальной сфере популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Основная масса населения была сосредоточена в промышленных городах, происходит урбанизация культурной сферы, в этих условиях расширяются социальные контакты, меняется ритм жизни, содержание и формы образования. Информатизация культуры, т. е. придание духовному производству информативного характера, что делает его продукцию обычным товаром, ведет к формированию информационного общества. Космизация и нацеленность на охрану окружающей среды способствовали усилению, актуализации гуманистических аспектов в культуре, философии. Проблемы антропологии (науки о человеке) становятся центральными во всех науках об обществе – истории, психологии, социологии, политологии, экономике и др.

Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д. 

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

XVIII в. (Д. Юм, И. Кант)
41890original

Описание периода

В исторической науке XVIII век принято называть эпохой Просвещения, поскольку это одно из ключевых периодов человеческой истории, связанное с развитием научной, философской и общественной мысли, в основе которых лежали рационализм и свободомыслие.

По мере перехода от мануфактурного типа производства к крупной фабрично-заводской промышленности в колониальной политике происходят существенные изменения. Колонии экономически теснее связываются с метрополиями, превращаются в их аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Из колоний вывозились огромные богатства. Использование их привело к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке. Во многих странах достигшие предела противоречия между новым капиталистическим способом производства и традиционным феодальным строем привели к буржуазным революциям (Франция, 1789 г.). В XVIII веке в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост европейских армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. В начале XVIII века братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна.

Просветительское движение зародилось в Англии под влиянием научной революции в конце XVII века в сочинениях Д. Локка, Ф. Хатчесона, а вскоре распространилось на другие страны Европы, в том числе Россию (Просвещенный абсолютизм). Были сформулированы основные понятия просветительского учения: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, «теория общественного договора», т.е. создание органа (государства), обеспечивающего охрану прав и свобод его граждан. Данные принципы были заложены в основу Декларации независимости США и Декларации прав человека и гражданина во Франции. Центром просветительской Европы становится Франция. Главными фигурами выступали Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро, И. Кант, Д. Юм и др. Опиравшийся в своих учениях на англичанина Д. Локка, Ш.Л. Монтескье в трактате «О духе закона» (1748 г.) сформировал идею о разделении властей (законодательная, исполнительная, судебная). Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы, он состоял в личной переписке с Екатериной II и Фридрихом II. Его взгляды носили выраженный антиклерикальный характер. Вольтер выступал против церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. В 1780 году появилась первая научная энциклопедия основных понятий в области физики, математики, экономики, естествознании, политике. Авторами были Д. Дидро и Ж. Д'Аламбер, их издание было основательным и отражало новейший уровень знаний. В отличие от Ш.Л. Монтескье и Вольтера Ж.Ж. Руссо предложил свою концепцию политического устройства общества. В труде «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762 г.) он говорит о народном суверенитете, когда власть принадлежит народу, а правительства лишь выполняют его волю. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции. Конец XVIII века в период позднего Просвещения активно развивают свои идеи преемники английской просветительской мысли – немецкие философы, пытаясь отразить и придать национальный характер движению. Основатель немецкой классической философии И. Кант в «Критике чистого разума» (1724–1804 гг.), развивая традиционную для Просвещения идею прогресса, отвергает догматический способ познания. Он считает, что вместо него нужно применять метод критического философствования, который заключается в исследовании разума и способов человеческого познания. Именно разум дает человеку понимание самого себя и общественного устройства. Особенность научной мысли Просвещения выражалась в том, что она была ориентирована на практическое применение познаний в науке в интересах промышленного и общественного развития. 

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

XX в. – время становления и развития компьютерных наук. Врожденное знание начинает рассматриваться в контексте искусственного интеллекта, моделирования познавательных способностей и языка. Прорывы в области исследования биологической природы человека, связанные сначала с психоанализом, а затем с исследованиями в области эволюционной эпистемологии, позволили не только по-новому взглянуть на идею врожденного знания, но и рассмотреть ее в контексте когнитивной деятельности животных.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

XX в. – время становления и развития компьютерных наук. Врожденное знание начинает рассматриваться в контексте искусственного интеллекта, моделирования познавательных способностей и языка. Прорывы в области исследования биологической природы человека, связанные сначала с психоанализом, а затем с исследованиями в области эволюционной эпистемологии, позволили не только по-новому взглянуть на идею врожденного знания, но и рассмотреть ее в контексте когнитивной деятельности животных.

  1.       Описание объекта-идеи в контексте данного периода (развернутое и краткое).
  2.       Ключевые авторы (с указанием произведений и цитированием).
  3.       Связь с другими объектами-идеями.

Вплоть до 20 в. под терминами «врожденные идеи» и «врожденные знания», как правило, понимались «данные Богом от рождения» абстрактные идеи, аксиомы логики, «идолы рода», первые принципы, необходимые истины, формы созерцания и категории, инстинкты, правила заключений и т.п. С середины 20 в. благодаря усилиям, главным образом, этологов, генетиков и нейробиологов были заложены основы научных исследований врожденных знаний. Оказалось, что в качестве врожденных, наследуемых когнитивных структур следует рассматривать не знания как таковые, а, скорее, «базы знаний». Речь идет о генетически контролируемых и наследуемых когнитивных программах и метапрограммах, своего рода встроенном в когнитивную систему живых существ информационном обеспечении, которое управляет их поведением, обеспечивает адаптацию и выживание. Тем самым было опровергнуто также и выдвинутое представителями классического эмпиризма (Дж. Локк, Т. Гоббс, П. Гассенди и др.) предположение, что человеческий разум — это «чистый лист бумаги», tabula rasa, на которой чувственные впечатления отпечатываются, как на воске.

В новейшей философии идея врожденных способностей получает, как правило, физиологическую (врожденные идеи – биологически унаследованные механизмы функционирования нервной системы) или психологическую (отождествляющую врожденное знание с инстинктами и диспозициями души) интерпретацию. Популярностью пользуется также «компьютерная метафора»: врожденные идеи – аналоги информации, записанной в bios системной платы или на жестком диске компьютера. Широкую известность приобрели также попытки объяснить с помощью гипотезы врожденных концептуальных структур возможность языковой практики (Н.Хомский).

Ключевые авторы 

К.Г. Юнг, анализируя природу бессознательного, пришел к выводу о существовании универсальных психических образов, присутствующих у всех людей, – архетипах. Бессознательное, по Юнгу, состоит из двух уровней: индивидуального и более глубокого коллективного. Коллективное бессознательное как некое общее основание психики, идентичное у всех людей, проявляется в изначальных формах и образах, одинаково присущих целым народам и эпохам, то есть архетипах. В аналитической психологии описано большое количество архетипов: Великой Матери, Вечного Ребенка, Старого Мудреца, Зверя, Девы, Духа, Перерождения; а также архетипы структуры личности: Персона, Тень, Анима/Анимус, Самость.

Открыть архетипы, сделать их сознательными, возможно только непрямым путём, так как сознание преобразует их в процессе выявления, поэтому архетипы проявляются в сновидениях, фантазиях, художественном творчестве.

Принадлежат ли архетипы к естественным основам человека или они априори духовного порядка, сопоставимые с трансцедентальными предпосылками нашего познания, как это утверждал Кант в своей первой критике разума? Ответ гласит: архетипы связаны с обеими сторонами, естественной и духовной. Их естественный аспект проявляется в том, что их можно рассматривать по аналогии с инстинктами.

Принимая во внимание структуру тела, было бы удивительно, если бы психическое было единственным биологическим феноменом, не проявляющим отчетливых следов предшествующей истории развития, и что эти признаки весьма вероятно находятся в ближайшей связи с инстинктивной основой.

Аналогично тому, как в этологии выявляются специфические для вида врождённые образцы поведения (инстинкты, импульсы), в соответствии с которыми действуют или реагируют животные определённого вида, Юнг видит в архетипах интерсубъективные (коллективные) образцы переживания, архаические образы, которые определяют переживание.

Согласно взглядам Клода Леви-Строса, ввиду принадлежности всех людей к одному виду, должна иметься общность, которая проявляется в форме сходных обычаев у разных народов, причем эту общность следует искать на уровне структур.

Такие структуры могут проявляться в системах родства и супружества, в мифах и религиях, символах (тотемизме) и ритуалах, в искусстве и языке. Ввиду многосторонности, даже универсальности, методы структурализма в течение нескольких лет во многих конкретных науках привели к удивительным изменениям и породили новые взгляды. Например, согласно предположению Леви-Строса имеется структурное сходство или равенство форм родства или супружества, что вытекает из действия общих, но скрытых законов. Аналогично он работал и в других социальных областях, в соответствии с гипотезой о том, что различные формы социальной жизни, в принципе, имеют одинаковую природу: системы поведения, которые на уровне сознательного и общественного мышления представляют собой проекции общих законов, управляющих бессознательной деятельностью духа.

В качестве примера такой структуры Леви-Строс набрасывает "кулинарный треугольник", в котором он упорядочивает кулинарные привычки различных народов. В языкознании он приходит к аналогичным результатам:

Языковые категории представляют собой механизм, который позволяет превращать универсальные структурные свойства человеческого мозга в универсальные структурные свойства человеческой культуры. И если имеются эти общие понятия, они должны на более глубоком уровне рассматриваться как врождённые. В этом случае можно предположить, что есть образец, который (в ходе человеческой эволюции) ... отчеканил человеческую психику.

Другой представитель структурализма Н. Хомский в своей языковой теории возвращается – по крайней мере терминологически - обратно к декартовским "врождённым идеям". Языковая компетентность - те языковые знания, которыми располагает каждый нормальный говорящий - покоится на врождённых структурах, генетически обусловленных языковых способностях, своего рода универсальной грамматике, лежащей в основе любого человеческого языка. Такими общими правилами являются, например, условия элизии, принцип циклического использования, принцип А-через-А. Языковая способность конститутивна для познавательной способности.

Весьма вероятно, что общие признаки языковых структур отражаются не в ходе индивидуального опыта, а, скорее, в общем характере способностей добывать знания - т.е., в традиционном понимании, во врождённых идеях и принципах.

Исследования универсальной грамматики есть, в таком понимании, исследование человеческих интеллектуальных способностей. Во всяком случае, Хомский убеждён, что существует возможность естественнонаучного объяснения этого феномена. Связь между философией языка и теорией познания состоит не только в аналогии. Для Хомского, языковая способность человека есть интегральная составная часть человеческих познавательных способностей вообще. Если лингвист на уровне универсальной грамматики находит врождённые структуры, то они одновременно являются универсальными свойствами человеческого интеллекта. Поэтому Хомский охотно перенимает характеристику языка как "зеркала духа". Врождённые структуры языка не только сравнимы, но и частично идентичны с врождёнными структурами познания. «Представляется, что ввиду данного обстоятельства, язык может служить зондом, с помощью которого могут быть получены ясные представления при исследовании организации ментальных процессов».

Основатель эволюционной теории познания Конрад Лоренц (1903 -1989) исследовал "врождённые формы опыта" с биологических позиций. Для него понимание мира не первичная необходимость самого мышления, а достижение особого и совершенно естественного аппарата, центральной нервной системы. На вопрос, почему согласуются (частично) категории познания и реальности, Лоренц отвечает: по тем же причинам, по которым копыто лошади приспособлено к степной почве, а плавники рыбы приспособлены к воде ... Согласно эволюционной теории познания,  имеются структуры человеческих познавательных способностей, которые учитывают основополагающие окружающие условия (например, трёхмерность). Эти структуры являются продуктом эволюции, принадлежат к генетическому оснащению, когнитивному "инвентарю" индивида, они являются унаследованными и врождёнными в широком смысле. Они поэтому не только независимы от всякого (индивидуального!) опыта, но имеются до опыта и делают вообще опыт возможным. Они являются конститутивными для опыта.

Между формами мышления и созерцания и между формами самой реальности существует точно такое же отношение, какое имеет место между органом и внешним миром, между глазами и солнцем, между копытом и степной почвой, между плавниками и водой ..., такое же отношение, как между образом и отображаемым предметом, между упрощающей моделью и действительным положением дел, отношение более или менее широкой аналогии.

Наши познавательные способности, таким образом, есть достижение врождённого аппарата отражения, который был развит в ходе родовой истории человека и даёт возможность фактического приближения к внесубъективной действительности. Степень этого соответствия принципиально доступна для исследования, по меньшей мере, методом сравнения.

И. П. Меркулов. Эволюционная эпистемология

Современная биология располагает весьма убедительными данными о том, что поведение живых существ и работа их когнитивной системы находятся под генетическим контролем. В пользу этого, в частности, свидетельствует наличие генетически контролируемых репертуаров (наблюдаемых, напр., при вылупливании птенцов или обеспечивающих навигацию мигрирующим птицам), а также врожденных когнитивных способностей (в том числе перцептивно воспринимать объемные фигуры, величину объектов, способность к ритуальному поведению и т.д.). Степень биологической запрограммированности работы когнитивной системы различных живых существ варьируется весьма в широких пределах, и наряду с генетическими факторами существенно большее или меньшее влияние на их поведение оказывает опыт, т.е. адаптивно ценная информация, приобретенная посредством научения или иным внесоматическим путем. Разумеется, приобретенные поведенческие признаки не наследуются и в силу этого не подвергаются естественному отбору. Однако имеет место отбор адаптивно ценных генетических признаков, которые предрасполагают к определенным формам поведения.

Работа когнитивной системы человека также генетически контролируется. Но поведение людей намного пластичнее, чем животных, поскольку оно управляется несопоставимо более объемным и более «продвинутым» программным обеспечением, изначально встроенным в их когнитивную систему. Около 80% ген из генома человека обслуживают его мозг — они необходимы для того, чтобы сформировать мозг, обеспечить его функционирование и развитие, работу базирующейся на нейронных сетях мозга когнитивной системы. Человеческий мозг аккумулировал все достижения когнитивной эволюции за последние 500 млн. лет. Человек появляется на свет, будучи весьма капитально оснащенным для познания, — большинство когнитивных программ задействуются с рождения. Исследования показывают, напр., что младенцы следят глазами за цветовыми пятнами и могут различать цвета, с большим интересом реагируют на карты с рисунком, чем на одноцветные карты, с большим вниманием смотрят на сложные образы, на лица людей, могут оценивать глубину и т.д. Таким образом, когнитивные программы, обеспечивающие пространственное видение, восприятие движения, цвета, пространственной глубины, а также репрезентацию когнитивной информации в формате перцептивных образов и т.п., являются врожденными. Новорожденные дети также предпочитают сахар; им не нравится пища, содержащая соль, кислоту, горечь, они проявляют беспокойство в присутствии чужих людей, у них имеется врожденная способность сосать, хватать предметы, ходить, оптически фиксировать источник звука (даже у детей, родившихся слепыми). Кроме того, есть основания предполагать наличие у представителей человеческого рода врожденного страха перед глубиной, высотой, змеями, врожденных знаний (эталона) человеческого лица (не какого-то конкретного лица), речевой способности и потребности речевого общения, а также, возможно, некоторых базисных грамматических структур («универсальная грамматика»). Частично врожденны интеллект, музыкальные способности, отдельные структуры (напр., modus ponens) логико-вербального мышления, элементарные математические структуры (напр., групповые структуры и построение инвариантов), когнитивные механизмы выявления причинно-следственных отношений и каузальное мышление. Человек также обладает весьма широким арсеналом врожденных мыслительных стратегий, характерных для его доминирующего когнитивного типа мышления, — эвристик, алгоритмов, способов абстрагирования и выведения следствий, обучающих программ, механизмов научения языку, диспозиций и предрасположенностей, которые формируются согласно некоторым генетически установленным программам при наличии определенной информации, извлекаемой из окружающей среды.

Встроенные в когнитивную систему человека когнитивные программы и метапрограммы (включая мышление и сознание) являются результатом биологической (когнитивной) и социокультурной эволюции и поэтому филогенетически апостериорны. Эволюционный успех человеческих популяций, конечно, не означает, что наши врожденные «базы знаний» представляют собой некие «абсолютные истины». Тем не менее когнитивная система человека исключительно хорошо адаптирована к особенностям внешнего мира. Наше врожденное программное обеспечение позволяет информационно контролировать окружающую среду и получать знания, которые частично соответствуют реальным структурам, — только при этих условиях оказалось возможным выживание и успешная эволюция Homo sapiens sapiens.

Связь с другими объектами-идеями

  • компьютерная метафора
  • искусственный интеллект
Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант, а так же Д. Локк, выступивший с критикой этого учения)
no-death2

Описание периода

В метафизике Нового времени тема врожденного знания выдвинулась на первый план под влиянием философии Декарта и эмпиризма Ф. Бэкона.

Новое время – период в истории человечества с 1492 по 1789 года, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (Война Алой и Белой розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы-мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV–XVI вв. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил свой печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набор текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей. В связи с этим появилась специализированная литература, в 1550 году в свет вышла «Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность. В XVI в. началось массовое религиозное и общественно-политическое движение в Европе, получившее название «Реформация», направлено оно было на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, когда он к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. В 1618 году началась Тридцатилетняя война, началась она как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но позже захлестнула всю Европу, и перешла в борьбу против гегемонии Габсбургов. В 1648 году был подписан Вестфальский мир, уровнявший в правах кальвинистов и лютеран, провозгласивший принцип веротерпимости. В XVII веке в Англии начинается революция – процесс перехода от монархии абсолютной к конституционной, где власть короля ограничивается парламентом. Во 2 пол. XVIII века в Европе начинается промышленная революция – переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от мануфактуры к фабрике.

Одним из направлений философии и науки XVII–XVIII вв. было картезианство, для которого характерны скептицизм, критика схоластической философии, рационализм. Основоположником картезианства считается Р. Декарт (1596-1650). Мир делится на две самостоятельные независимые субстанции: протяженную и мыслящую. Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела – двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось господство человека над силами природы. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено несовершенством человека по сравнению с совершенным Богом. Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма. В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта «Рассуждение о методе». В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях – многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике. Главной проблемой философии была проблема о методе познания, поскольку знаний много, а метод их достижения должен быть единый и универсальным для всех наук. Поиски такого метода разделяли философию Нового времени на различные течения. Рационалисты: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному), а образцом для методов всех наук являются точные в расчете математические методы. В отличие от рационалистов, эмпирики или сенсуалисты: Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм предлагали метод индукции, главным источником знания они считали опыт, врожденные знания полностью отрицаются. Нужно заметить, что философия Нового времени активно развивалась благодаря изучению природы, а также соединению естественнонаучных и математических знаний.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В метафизике Нового времени тема врожденного знания выдвинулась на первый план под влиянием философии Декарта и эмпиризма Ф. Бэкона.

Ключевые авторы

Одним из первых, начала критической оценки разумного познания, развил Френсис Бэкон (1561 - 1626) в своём "Новом органоне", который он сознательно противопоставил "Органону" Аристотеля. Для него человеческий дух полон вредных предрассудков (идолов, призраков).

Они пришли к нам либо извне, либо являются врождёнными. Пришедшие извне попали либо из учений и сект философов, либо от искажённых правил доказательства в духе человека. Врождённые же свойственны природе самого духа, который более склонен к заблуждению, чем чувства... Если два первых вида идолов искоренить трудно, то последние два и вовсе невозможно. Остаётся только указать на них, чтобы постичь это коварное свойство разума и с ним бороться.

Над нами довлеют четыре вида таких идолов; идолы рода ( человеческого рода), пещеры (точки зрения, индивидуальной перспективы), рынка (общества, языка ) и театра ( философских учений).

Идолы рода свойственны самой человеческой природе, коренятся в самом роде человеческом (Хр. по ИФ, с. 171)... Все восприятия чувств и усмотрения духа соразмерны природе человека, а не универсума. Человеческий разум подобен такому зеркалу, которое отражает вещи не ровной поверхностью, а соответственно своей природе, оно искажает и оскверняет.

Идолы пещеры представляют собой заблуждения отдельного человека. У каждого человека есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Эти два идола неустранимы, потому что свойственны самой человеческой природе

Таким образом, также и у Бэкона имеются врождённые структуры. Но они приводят - в отличие от Платона - не столько к познанию, сколько к заблуждению и должны корректироваться. Поэтому для Бэкона лучшим доказательством является опыт.

В философской системе Р. Декарта признается существование как врожденных познавательных способностей, так и врожденного знания. По его мнению, врожденной является идея Бога: «понятие Бога первее понятия меня самого, ибо каким образом мог бы я узнать, что я сомневаюсь и желаю, то есть что мне чего-то недостает, и что я несовершенен, если бы я не имел в себе идеи бытия более совершенного, чем мое собственное» (Метаф. размышления).

Кроме того, Декарт полагал, что люди обладают четырьмя врожденными познавательными способностями: интеллектом, воображением, чувствами, памятью, причем их Декарт рассматривал как разновидность восприятия: «чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи – все это лишь различные виды восприятия» (Начала философии).

Из многочисленных идей, доступных осознанию, одни являются врожденными, другие – полученными извне, третьи – выдуманными. К врожденным идеям он относит понятие о Боге, о нас самих, о душе и др., а так же знание многих истинных положений, например, «из ничего ничего не может произойти». Врождёнными являются, далее, высшие логические и математические идеи.

Принимая схему сотворения врожденных идей Богом (главной из этих идей является идея самого Бога) и их независимости от опыта и произвола нашей фантазии, Декарт в то же время решительно отошел от платоновской концепции знания как припоминания. Это было связано с его отрицанием существования бессознательных перцепций. Ведь в таком случае никаких тайников души нет и врожденные идеи просто неоткуда извлекать. Поскольку же невозможно утверждать, что все подобные идеи каждое мгновение осознаются всеми людьми, Декарт интерпретирует врожденные идеи как врожденные способности мыслить то или иное концептуальное содержание (они всегда актуальны, но, правда, им надо еще придать надлежащее направление). Кроме того, многие Декартовы «врожденные идеи» просто обозначают те же самые способности, напр. идея мышления, сознания и т.п. На примере идеи Бога Декарт также ставит проблему критериев врожденности той или иной идеи. В доказательстве врожденного статуса идеи Бога он опирается на тезис о том, что в действии (т.е. в самой этой идее) не может быть больше реальности, чем в причине. Соответственно чувственные вещи, равно как и сам человек, не могут вызвать это представление. В свете этого критерия на роль врожденных принципов более всего подходят необходимые и всеобщие истины разума, так как опыт заведомо не может дать всеобщности и необходимости.

Сторонники и последователи Декарта (Гейлинкс, Мальбранш) также и другие идеи причисляли к врождённым, например, понятие долга и принцип причинности. Именно против картезианского учения выступал Д. Локк. Кроме того, у нас есть «понятие о некоторой телесной природе, т.е. протяженной, делимой, движимой и т.д. и равно понятие о некоторых чувствах, возбуждающих в нас известные расположения, как например, чувства боли, цвета, вкуса и т.д.» (Начала философии, с. 463). Во врожденных идеях, по мнению Декарта, заключены наиболее общие и основные начала человеческого познания, равные у всех людей.

Критика врожденного знания

Д. Локк в своей работе «Опыты о человеческом разумении» отрицал наличие как врожденных идей, так и врожденных принципов как неких собственных потенций для восприятия идей. Он полагал, что человеческая душа при рождении представляет собой как бы чистый лист бумаги (tabula rasa), на которой, как в воске, отпечатываются наши впечатления. Лишь опыт с помощью чувственного познания заполняет этот чистый лист письменами.

Локк утверждал, что люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий и принципов».

Г. Лейбниц критиковал как теорию врожденных идей Р. Декарта, так и идею Локка о душе как о чистой доске. Он писал в «Новых опытах о человеческом разумении»: «почему мы должны приобретать все лишь с помощью восприятий внешних вещей и не можем добыть ничего в самих себе? Неужели наша душа сама по себе столь пуста, что без заимствованных извне образов не представляет ровно ничего?» ( Нов. оп., с. 52).

Лейбниц полагал, что нельзя отрицать, что «в нашем духе имеется много врожденного, мы, так сказать, врожденны сами себе, и в нас имеются бытие, единство, субстанция, длительность, удовольствие и тысячи других предметов наших интеллектуальных идей» (там же, с. 51). Человеческая душа изначально содержит «принципы различных понятий и теорий, для побуждения которых внешние предметы являются только поводом». К таким принципам («принципам разума») Лейбниц относил истины чистой математики, в особенности геометрии и арифметики. Кроме того, он признавал врожденность некоторых принципов морали, например «искать радости и избегать печали» и др. (с. 90).

Итак, также и для Лейбница врождённые принципы образуют важную составную часть нашего познания. То, что они хорошо соответствуют действительности, объясняется Лейбницем предустановленной гармонией.

Античность (классический этап) Платон, Аристотель
04-image002

Описание периода

Под «античностью» принято понимать (VIII в. до н. э. – V вв. н. э.) – цивилизации и культуры Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.–политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти, как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву.

Периодом расцвета греческой (эллинской) культуры принято считать V–IV до н.э., время в котором отразились традиции, обычаи, взгляды свободных эллинов. Центры древнегреческой науки располагались в Ионии – области, расположенной на восточном побережье Эгейского моря. Формируются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, Академия Платона, ликей Аристотеля, сады и др. Главной наукой считалась натурфилософия, поскольку она давала представление обо всех человеческих знаниях, окружающем мире. Это период развития науки можно охарактеризовать созданием теоретических конструкций в попытке объяснить состояние действительности, отсутствием  разделения на отдельные области наук. В своем развитии натурфилософия прошла несколько этапов: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Античная наука как отдельная сфера духовной античной культуры развивалась благодаря людям, специализирующихся и заинтересованных в получении новых знаний. На данном этапе развития науки знания носят рациональный и теоретических характер, практически отсутствует экспериментальная база наук. Появление дедуктивного («Логика» Аристотель) и аксиоматического («Начала» Эвклид) методов изложения научных теорий и гипотез позволило заложить методологическую базу. С развитием письменности и усовершенствовании писчего материала (пергамент) появляются библиотеки (Александрийская библиотека). Постепенно письменность проникает в повседневный быт. В отличие от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии знания разрабатываются и хранятся не жрецами, а мыслителями, поэтому они не сакрализируют информацию, а готовы передавать их всем желающим. Научные труды и философские трактаты античности оформляются в литературные произведения. С развитием культуры возникает потребность в благоустройстве городов, что подталкивает на создание систем водоснабжения и канализации, развитие строительного ремесла, механики, химии.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Возникновение проблемы врожденного знания может быть связано с теорией идей Платона и критикой ее Аристотелем. Врожденными Платон считает такие концепты, которые попадают в душу не в результате чувственных воздействий, а вследствие ее соприкосновения с миром чистых сущностей. Это созерцание «умного» мира забыто душой, и поэтому осознание идей требует интенсивной интеллектуальной деятельности, ориентирами и помощниками в которой служат чувственные вещи и образы, похожие на припоминаемые идеи. К примеру, для осознания идеи равенства во всей ее чистоте надо упражняться с приблизительно равными вещами (точного равенства в мире нет и быть не может). 

Ключевые авторы

Платон

Наиболее пристальное внимание уделяет рассмотрению врожденного знания Платон в диалогах «Менон», «Федр», «Теэтет», «Государство». По Платону, душа человека бессмертна, видела все и в мире идей, и в этом мире, поэтому нет ничего такого, чего бы она не знала. Если человек будет достаточно мужественен и неутомим в поисках, то ничего не мешает ему вспомнить это знание. Таким образом, познание есть припоминание того, что видела душа, когда сопутствовала Богу (Менон).

В диалоге «Теэтет» Сократ предлагает мальчику, никогда не изучавшему геометрию, решить задачу удвоения данного квадрата и при помощи наводящих вопросов приводит его к правильному ответу. Таким образом, у человека, который не знает того, чего можно не знать, есть верные понятия о том, чего он не знает. И теперь они порождаются как сновидение, следовательно, он черпает знание в самом себе, или припоминает.

Припоминание «врожденных знаний», рассуждал Платон, это постижение истины « в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой разумом воедино» (Федр, 249 b-c). Поэтому окрыляется только разум философа, правильно пользующегося такими воспоминаниями. Помогает ему в этом диалектика, которая в понимании Платона представляет собой основанное на знании искусство рассуждения, аргументации и одновременно само это знание, позволяющее очистить душу от заблуждений и предписывающее мысли единственно верный путь постижения истинного бытия.

Диалектический метод Платона предполагает два этапа. На этапе анализа («восхождение») разум, отталкиваясь от предположений («образных подобий, выраженных в низших вещах»), устремляется к скрытым основаниям, «к началу всего, которое уже не сводимо ни к чему-то более высокому». На этапе синтеза (нисхождение) разум приходит к «заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его вводы относятся только к ним» (Государство, VI 511. b-d).

Учение Платона выделяет несколько важнейших аспектов общеевропейской парадигмы врожденного знания: 1) врожденные идеи не зависят от чувств и опыта, но тем не менее не лишены генезиса как такового, проникая в душу в результате содействия более высоких бытийных инстанций; 2) они выражают сущностный аспект конкретных вещей или сущего в целом и поэтому сами имеют характер общих представлений и принципов, касаясь по большей части не каких-то определенных свойств объектов, а их отношений друг к другу; 3) они присущи любому человеку, т.е. по сути принадлежат «человеческой природе»; 4) они не лежат на поверхности души, но должны быть извлечены из ее глубин и актуализированы; 5) вещи сообразуются с ними вследствие наличия у тех и других общей бытийной основы. Каждый из этих тезисов получал самые разнообразные толкования и интерпретации в ходе последующих более чем двухтысячелетних дискуссий (НФЭ в 4-х тт.).

Философы поздней античности и средневековья уделяли особое внимание изучению путей божественного света, озаряющего наш ум и высвечивающего в нем врожденные истины (Плотин, Августин, Бонавентура). Тщательнейшему исследованию подвергался и вопрос о статусе идей и общих понятий в душе (Боэций, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Оккам).

Критика врожденного знания:

Аристотель подвергает критике учение Платона об идеях и о познании как припоминании, однако, в работе «Аналитика вторая», ставит вопрос: «появляются ли способности познавания, не будучи врожденными, или, будучи врожденными, остаются сначала скрытыми от нас?» (АМФ, Т.1, с. 437). С одной стороны, не имея предшествующего знания, невозможно познавать и научаться. Все животные обладают врожденной способностью – чувственным восприятием. Из чувственного восприятия возникает способность помнить; из частых воспоминаний возникает опыт. Из опыта берут свое начало навыки и наука.