Античность (классический этап) Платон, Аристотель
04-image002

Описание периода

Под «античностью» принято понимать (VIII в. до н. э. – V вв. н. э.) – цивилизации и культуры Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность – средние века – новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, – демократию, народовластие – и в процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Время расцвета образцовой классической греческой демократии обычно рассматривается как центр греко-римской античности (V – IV вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Основными очагами ее возникновения и развития принято считать территории Балканского и Апеннинского полуострова, Эгейский архипелаг и западное побережье Малой Азии. Историки отмечают, что основанием для единства греко-римской культуры может служить полисное сознание (результат сходных гос.–политических форм – полис). В основной массе состав государства-полиса складывается из разных групп землевладельцев. Такие органы власти, как аппарат управления, суд, были выборными, залогом выживания общественного коллектива становиться патриотизм каждого человека, высший долг – хранить верность, понимать ценность полисного общества и при необходимости – приносить себя в жертву.

Периодом расцвета греческой (эллинской) культуры принято считать V–IV до н.э., время в котором отразились традиции, обычаи, взгляды свободных эллинов. Центры древнегреческой науки располагались в Ионии – области, расположенной на восточном побережье Эгейского моря. Формируются научные школы – милетская, пифагорейский союз, элейская, Академия Платона, ликей Аристотеля, сады и др. Главной наукой считалась натурфилософия, поскольку она давала представление обо всех человеческих знаниях, окружающем мире. Это период развития науки можно охарактеризовать созданием теоретических конструкций в попытке объяснить состояние действительности, отсутствием  разделения на отдельные области наук. В своем развитии натурфилософия прошла несколько этапов: ионийский, афинский, эллинистический, римский. Античная наука как отдельная сфера духовной античной культуры развивалась благодаря людям, специализирующихся и заинтересованных в получении новых знаний. На данном этапе развития науки знания носят рациональный и теоретических характер, практически отсутствует экспериментальная база наук. Появление дедуктивного («Логика» Аристотель) и аксиоматического («Начала» Эвклид) методов изложения научных теорий и гипотез позволило заложить методологическую базу. С развитием письменности и усовершенствовании писчего материала (пергамент) появляются библиотеки (Александрийская библиотека). Постепенно письменность проникает в повседневный быт. В отличие от цивилизаций Древнего Египта и Месопотамии знания разрабатываются и хранятся не жрецами, а мыслителями, поэтому они не сакрализируют информацию, а готовы передавать их всем желающим. Научные труды и философские трактаты античности оформляются в литературные произведения. С развитием культуры возникает потребность в благоустройстве городов, что подталкивает на создание систем водоснабжения и канализации, развитие строительного ремесла, механики, химии.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Возникновение проблемы врожденного знания может быть связано с теорией идей Платона и критикой ее Аристотелем. Врожденными Платон считает такие концепты, которые попадают в душу не в результате чувственных воздействий, а вследствие ее соприкосновения с миром чистых сущностей. Это созерцание «умного» мира забыто душой, и поэтому осознание идей требует интенсивной интеллектуальной деятельности, ориентирами и помощниками в которой служат чувственные вещи и образы, похожие на припоминаемые идеи. К примеру, для осознания идеи равенства во всей ее чистоте надо упражняться с приблизительно равными вещами (точного равенства в мире нет и быть не может). 

Ключевые авторы

Платон

Наиболее пристальное внимание уделяет рассмотрению врожденного знания Платон в диалогах «Менон», «Федр», «Теэтет», «Государство». По Платону, душа человека бессмертна, видела все и в мире идей, и в этом мире, поэтому нет ничего такого, чего бы она не знала. Если человек будет достаточно мужественен и неутомим в поисках, то ничего не мешает ему вспомнить это знание. Таким образом, познание есть припоминание того, что видела душа, когда сопутствовала Богу (Менон).

В диалоге «Теэтет» Сократ предлагает мальчику, никогда не изучавшему геометрию, решить задачу удвоения данного квадрата и при помощи наводящих вопросов приводит его к правильному ответу. Таким образом, у человека, который не знает того, чего можно не знать, есть верные понятия о том, чего он не знает. И теперь они порождаются как сновидение, следовательно, он черпает знание в самом себе, или припоминает.

Припоминание «врожденных знаний», рассуждал Платон, это постижение истины « в соответствии с идеей, исходящей от многих чувственных восприятий, но сводимой разумом воедино» (Федр, 249 b-c). Поэтому окрыляется только разум философа, правильно пользующегося такими воспоминаниями. Помогает ему в этом диалектика, которая в понимании Платона представляет собой основанное на знании искусство рассуждения, аргументации и одновременно само это знание, позволяющее очистить душу от заблуждений и предписывающее мысли единственно верный путь постижения истинного бытия.

Диалектический метод Платона предполагает два этапа. На этапе анализа («восхождение») разум, отталкиваясь от предположений («образных подобий, выраженных в низших вещах»), устремляется к скрытым основаниям, «к началу всего, которое уже не сводимо ни к чему-то более высокому». На этапе синтеза (нисхождение) разум приходит к «заключению, вовсе не пользуясь ничем чувственным, но лишь самими идеями в их взаимном отношении, и его вводы относятся только к ним» (Государство, VI 511. b-d).

Учение Платона выделяет несколько важнейших аспектов общеевропейской парадигмы врожденного знания: 1) врожденные идеи не зависят от чувств и опыта, но тем не менее не лишены генезиса как такового, проникая в душу в результате содействия более высоких бытийных инстанций; 2) они выражают сущностный аспект конкретных вещей или сущего в целом и поэтому сами имеют характер общих представлений и принципов, касаясь по большей части не каких-то определенных свойств объектов, а их отношений друг к другу; 3) они присущи любому человеку, т.е. по сути принадлежат «человеческой природе»; 4) они не лежат на поверхности души, но должны быть извлечены из ее глубин и актуализированы; 5) вещи сообразуются с ними вследствие наличия у тех и других общей бытийной основы. Каждый из этих тезисов получал самые разнообразные толкования и интерпретации в ходе последующих более чем двухтысячелетних дискуссий (НФЭ в 4-х тт.).

Философы поздней античности и средневековья уделяли особое внимание изучению путей божественного света, озаряющего наш ум и высвечивающего в нем врожденные истины (Плотин, Августин, Бонавентура). Тщательнейшему исследованию подвергался и вопрос о статусе идей и общих понятий в душе (Боэций, Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Оккам).

Критика врожденного знания:

Аристотель подвергает критике учение Платона об идеях и о познании как припоминании, однако, в работе «Аналитика вторая», ставит вопрос: «появляются ли способности познавания, не будучи врожденными, или, будучи врожденными, остаются сначала скрытыми от нас?» (АМФ, Т.1, с. 437). С одной стороны, не имея предшествующего знания, невозможно познавать и научаться. Все животные обладают врожденной способностью – чувственным восприятием. Из чувственного восприятия возникает способность помнить; из частых воспоминаний возникает опыт. Из опыта берут свое начало навыки и наука.