Новое время (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Г. Лейбниц, Д. Юм, И. Кант, а так же Д. Локк, выступивший с критикой этого учения)
no-death2

Описание периода

В метафизике Нового времени тема врожденного знания выдвинулась на первый план под влиянием философии Декарта и эмпиризма Ф. Бэкона.

Новое время – период в истории человечества с 1492 по 1789 года, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм». Период Нового времени часто называют эпохой научной революции, поскольку произошли значительные изменения в различных областях наук.

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (Война Алой и Белой розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы-мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море. Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV–XVI вв. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил свой печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набор текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей. В связи с этим появилась специализированная литература, в 1550 году в свет вышла «Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурный. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность. В XVI в. началось массовое религиозное и общественно-политическое движение в Европе, получившее название «Реформация», направлено оно было на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, когда он к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. В 1618 году началась Тридцатилетняя война, началась она как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но позже захлестнула всю Европу, и перешла в борьбу против гегемонии Габсбургов. В 1648 году был подписан Вестфальский мир, уровнявший в правах кальвинистов и лютеран, провозгласивший принцип веротерпимости. В XVII веке в Англии начинается революция – процесс перехода от монархии абсолютной к конституционной, где власть короля ограничивается парламентом. Во 2 пол. XVIII века в Европе начинается промышленная революция – переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от мануфактуры к фабрике.

Одним из направлений философии и науки XVII–XVIII вв. было картезианство, для которого характерны скептицизм, критика схоластической философии, рационализм. Основоположником картезианства считается Р. Декарт (1596-1650). Мир делится на две самостоятельные независимые субстанции: протяженную и мыслящую. Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела – двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось господство человека над силами природы. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено несовершенством человека по сравнению с совершенным Богом. Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма. В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта «Рассуждение о методе». В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях – многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике. Главной проблемой философии была проблема о методе познания, поскольку знаний много, а метод их достижения должен быть единый и универсальным для всех наук. Поиски такого метода разделяли философию Нового времени на различные течения. Рационалисты: Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант предлагали дедуктивный метод познания (от общего к частному), а образцом для методов всех наук являются точные в расчете математические методы. В отличие от рационалистов, эмпирики или сенсуалисты: Ф. Бэкон, Д. Локк, Д. Юм предлагали метод индукции, главным источником знания они считали опыт, врожденные знания полностью отрицаются. Нужно заметить, что философия Нового времени активно развивалась благодаря изучению природы, а также соединению естественнонаучных и математических знаний.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В метафизике Нового времени тема врожденного знания выдвинулась на первый план под влиянием философии Декарта и эмпиризма Ф. Бэкона.

Ключевые авторы

Одним из первых, начала критической оценки разумного познания, развил Френсис Бэкон (1561 - 1626) в своём "Новом органоне", который он сознательно противопоставил "Органону" Аристотеля. Для него человеческий дух полон вредных предрассудков (идолов, призраков).

Они пришли к нам либо извне, либо являются врождёнными. Пришедшие извне попали либо из учений и сект философов, либо от искажённых правил доказательства в духе человека. Врождённые же свойственны природе самого духа, который более склонен к заблуждению, чем чувства... Если два первых вида идолов искоренить трудно, то последние два и вовсе невозможно. Остаётся только указать на них, чтобы постичь это коварное свойство разума и с ним бороться.

Над нами довлеют четыре вида таких идолов; идолы рода ( человеческого рода), пещеры (точки зрения, индивидуальной перспективы), рынка (общества, языка ) и театра ( философских учений).

Идолы рода свойственны самой человеческой природе, коренятся в самом роде человеческом (Хр. по ИФ, с. 171)... Все восприятия чувств и усмотрения духа соразмерны природе человека, а не универсума. Человеческий разум подобен такому зеркалу, которое отражает вещи не ровной поверхностью, а соответственно своей природе, оно искажает и оскверняет.

Идолы пещеры представляют собой заблуждения отдельного человека. У каждого человека есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Эти два идола неустранимы, потому что свойственны самой человеческой природе

Таким образом, также и у Бэкона имеются врождённые структуры. Но они приводят - в отличие от Платона - не столько к познанию, сколько к заблуждению и должны корректироваться. Поэтому для Бэкона лучшим доказательством является опыт.

В философской системе Р. Декарта признается существование как врожденных познавательных способностей, так и врожденного знания. По его мнению, врожденной является идея Бога: «понятие Бога первее понятия меня самого, ибо каким образом мог бы я узнать, что я сомневаюсь и желаю, то есть что мне чего-то недостает, и что я несовершенен, если бы я не имел в себе идеи бытия более совершенного, чем мое собственное» (Метаф. размышления).

Кроме того, Декарт полагал, что люди обладают четырьмя врожденными познавательными способностями: интеллектом, воображением, чувствами, памятью, причем их Декарт рассматривал как разновидность восприятия: «чувствовать, воображать, даже постигать чисто интеллектуальные вещи – все это лишь различные виды восприятия» (Начала философии).

Из многочисленных идей, доступных осознанию, одни являются врожденными, другие – полученными извне, третьи – выдуманными. К врожденным идеям он относит понятие о Боге, о нас самих, о душе и др., а так же знание многих истинных положений, например, «из ничего ничего не может произойти». Врождёнными являются, далее, высшие логические и математические идеи.

Принимая схему сотворения врожденных идей Богом (главной из этих идей является идея самого Бога) и их независимости от опыта и произвола нашей фантазии, Декарт в то же время решительно отошел от платоновской концепции знания как припоминания. Это было связано с его отрицанием существования бессознательных перцепций. Ведь в таком случае никаких тайников души нет и врожденные идеи просто неоткуда извлекать. Поскольку же невозможно утверждать, что все подобные идеи каждое мгновение осознаются всеми людьми, Декарт интерпретирует врожденные идеи как врожденные способности мыслить то или иное концептуальное содержание (они всегда актуальны, но, правда, им надо еще придать надлежащее направление). Кроме того, многие Декартовы «врожденные идеи» просто обозначают те же самые способности, напр. идея мышления, сознания и т.п. На примере идеи Бога Декарт также ставит проблему критериев врожденности той или иной идеи. В доказательстве врожденного статуса идеи Бога он опирается на тезис о том, что в действии (т.е. в самой этой идее) не может быть больше реальности, чем в причине. Соответственно чувственные вещи, равно как и сам человек, не могут вызвать это представление. В свете этого критерия на роль врожденных принципов более всего подходят необходимые и всеобщие истины разума, так как опыт заведомо не может дать всеобщности и необходимости.

Сторонники и последователи Декарта (Гейлинкс, Мальбранш) также и другие идеи причисляли к врождённым, например, понятие долга и принцип причинности. Именно против картезианского учения выступал Д. Локк. Кроме того, у нас есть «понятие о некоторой телесной природе, т.е. протяженной, делимой, движимой и т.д. и равно понятие о некоторых чувствах, возбуждающих в нас известные расположения, как например, чувства боли, цвета, вкуса и т.д.» (Начала философии, с. 463). Во врожденных идеях, по мнению Декарта, заключены наиболее общие и основные начала человеческого познания, равные у всех людей.

Критика врожденного знания

Д. Локк в своей работе «Опыты о человеческом разумении» отрицал наличие как врожденных идей, так и врожденных принципов как неких собственных потенций для восприятия идей. Он полагал, что человеческая душа при рождении представляет собой как бы чистый лист бумаги (tabula rasa), на которой, как в воске, отпечатываются наши впечатления. Лишь опыт с помощью чувственного познания заполняет этот чистый лист письменами.

Локк утверждал, что люди исключительно при помощи своих природных способностей, без всякого содействия со стороны врожденных запечатлений, могут достигнуть всего своего знания и прийти к достоверности без таких первоначальных понятий и принципов».

Г. Лейбниц критиковал как теорию врожденных идей Р. Декарта, так и идею Локка о душе как о чистой доске. Он писал в «Новых опытах о человеческом разумении»: «почему мы должны приобретать все лишь с помощью восприятий внешних вещей и не можем добыть ничего в самих себе? Неужели наша душа сама по себе столь пуста, что без заимствованных извне образов не представляет ровно ничего?» ( Нов. оп., с. 52).

Лейбниц полагал, что нельзя отрицать, что «в нашем духе имеется много врожденного, мы, так сказать, врожденны сами себе, и в нас имеются бытие, единство, субстанция, длительность, удовольствие и тысячи других предметов наших интеллектуальных идей» (там же, с. 51). Человеческая душа изначально содержит «принципы различных понятий и теорий, для побуждения которых внешние предметы являются только поводом». К таким принципам («принципам разума») Лейбниц относил истины чистой математики, в особенности геометрии и арифметики. Кроме того, он признавал врожденность некоторых принципов морали, например «искать радости и избегать печали» и др. (с. 90).

Итак, также и для Лейбница врождённые принципы образуют важную составную часть нашего познания. То, что они хорошо соответствуют действительности, объясняется Лейбницем предустановленной гармонией.