Назад

Забота о себе

Современное определение

Epimeleia heatou – это забота о себе, занятие собой, попечение о себе самом;

Идея заботы о себе в широком смысле – фундаментальная установка человека на самосовершенствование, требование непрерывной работы над собой.

Определение термина в основных философских и научных энциклопедиях

Термин «забота о себе» практически отсутствует в философских словарях и энциклопедиях.

Философский энциклопедический словарь

В качестве особого предмета забота выступает отношение человека к самому себе и к др. людям.. М. Фуко считал принцип «заботы о себе» древним мотивом греч. культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование заботы о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.

XX в., современный контекст
vtoroj

Развернутое и краткое описание данного периода.

XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945). Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.

В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеиды. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.

Изменения в ХХ веке произошли в науке. Изобретение машины Тьюринга позволило заложить основы создания и применения вычислительной техники, что изменило характер математических вычислений, заставив математиков отказаться от методов классического математического анализа и перейти к методам дискретной прикладной математики. Соревнование за космос между Соединёнными Штатами и Советским Союзом привело к первым полётам человека в космос и высадке человека на Луну. Против таких инфекционных заболеваний как: оспа, грипп, тиф, холера, чума было создано лекарство. В 1960 году был изобретён метод компьютерной томографии. Медицина и развитие науки в сельском хозяйстве увеличили мирового населения Земли. Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной

трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

К концу XX в., в эпоху техногенной цивилизации, вопрос о субъекте ставится уже не столько в контексте создания нового, идеального человека, сколько в выработки когнитивных, культурных, нравственных ориентиров, которые позволили бы современному человеку сохранить себя в условиях размывания границ естественного и искусственного, нравственного и безнравственного, достоверного и недостоверного. Гонка за техническим прогрессом поставила цивилизацию в сложное положение. Не желая отказываться от благ и комфорта, предоставляемого техносферой, современный человек вынужден искать способы существования, которые позволили бы сохранить самого себя.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Забота о себе/Еpimeleia heautou в эпоху техногенной цивилизации выступает как форма гуманизма, реализация которой позволит современному человеку сохранить себя. Доминирует представление о необходимости формирования гармонически развитой личности, в рамках которого забота о себе становится одной из базовых идей современной педагогики и развивается, в частности через концепции педагогики ненасилия и философии для детей.

В настоящее время ситуация вокруг заботы о себе парадоксальна: с одной стороны, чрезвычайно обширен рынок книг, предлагающих рецепты самосовершенствования, позитивного мышления и т.п.; с другой стороны, нормативное принуждение к заботе о себе переместилось в область тела, внешнего вида, позитивного имиджа, свидетельствующего о жизненном успехе и о неустанной работе над своим физическим Я.

Забота о себе не просто позволяет находить оптимальный вариант решения жизненных задач и дилемм, но и достичь такого состояния, когда «выбор роста» (С. Мадди) является естественным. По сути, благодаря заботе о себе может быть достигнуто такое состояние субъекта, при котором ему гораздо легче совершить правильный с этической точки зрения (и тем самым рациональный в долгосрочном плане) выбор.

Г.В. Иванченко описывает содержание заботы о себе на современном этапе следующим образом:

  1. Забота о себе не равна самосовершенствованию. Забота о себе вовсе не обязательно предполагает преодоление себя и своих слабостей, хотя, как правило, направлена на улучшение функционирования; в заботе о себе всегда заложено противоречие между преодолением себя и максимально полной самореализацией.
  2. Забота о себе не совпадает со стремлением к счастью (по мнению просветителей, непременно присущим человеку).
  3. Забота о себе не является «инвестированием в свой человеческий капитал»: ее отличает существенно меньшая прагматичность. Забота о себе не дает гарантированных результатов, но способна обеспечить состояние, в котором эти результаты могут быть достигнуты.
  4. Забота о себе есть не только любовь к себе, и вполне может осуществляться и без последней; однако при этом возникает опасность вырождения заботы в ее зыбкую, пустую тень. Забота о себе – это преимущественно трезвое, разумное, деятельное отношение к себе.
  5. Забота о себе не становится проявлением довольства собой, самоуспокоенности. Самодовольное успокоение достигнутым не оставляет места для ищущего, внимательного, самотрансцендентного отношения к себе.
  6. Забота о себе не есть привычка, хотя и может быть непрерывной, неуклонной, неустанной. Забота о себе – внимательное и чуткое присутствие, а не пустота рутины.
  7. Забота о себе не оказывается самозамыканием, не уводит нас от других людей, но приводит к ним.
  8. Предполагая доверие к себе, забота о себе тем не менее возможна и при относительно невысоком уровне этого рода доверия.
  9. Забота о себе ведет человека к большей внутренней свободе, к большей осознанности и ответственности и через это – к человеческому достоинству. Собственно, достоинство и есть одно из выражений того состояния, которое достигается путем заботы о себе.
  10. Не являясь исключительно интеллектуальным актом, забота о себе во многом опирается на самопознание и самопонимание.
  11. Забота о себе тесно связана с категорией возможного, с приближением к «возможному Я» и «желаемому Я».

Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность / Г.В. Иванченко. – М.: Смысл, 2009. – 304 с.

Таким образом, на современном этапе возвращается античное понимание заботы о себе как о практиках себя, направленных на гармоничное развитие человека путем его работы над собой.

Ключевые авторы

М.Фуко

Забота о себе — это что-то вроде жала, которое должно войти в человеческое тело, вес время напоминать о себе, зудить, не давать покоя.

Она предполагает:

  • во-первых, некоторую общую установку, определенный взгляд на вещи, способ поведения, ведения дел, что установка по отношению к себе, по отношению к другим, по отношению к миру;
  • во-вторых, epimeleia heautou — это также некоторое особенное направление внимания, взгляда;
  • в-третьих, понятие epimeleia heautou обозначает не просто общую установку или обращение внимания на себя. Epimeleia также всегда подразумевает некие действия, такие, которые производят над самим собой, с помощью которых берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются.

Заботиться предполагает некий способ слежения за тем, о чем ты думаешь, что делается у тебя в душе.

Забота о себе – совокупность требований духовности, все те преобразования самого себя, которые нужны для получения доступа к истине.

Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1981 – 1982 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2007. – 677 с.

М. Хоркхаймер

Анализируя взаимодействие цивилизации и природы, Хоркхаймер говорит о необходимости выработки «культуры самосохранения». Приспособление человека к миру, создаваемому техногенной цивилизацией, по его мнению, должно принципиально осознанный характер. В средневековье достаточно было следовать общепринятым правилам, нормам, укладам. Сейчас, казалось бы, людям предоставлена свобода, но парадоксальным образом, рост независимости привел к одновременному росту пассивности. Чтобы противостоять этому, человек должен осознанно следовать принципу «сохранения себя».

Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. – 224 с.

Связь с другими объектами-идеями

По мнению Фуко, возвращение заботы о себе происходит в связи с переосмыслением идеи субъекта. Кроме того, на заботу о себе оказывают существенное влияние распространившиеся в XX в. идеи самосовершенствования, гармонического развития личности, преодоления границ возможностей человека, что связывает заботу о себе с идеей трансгуманизма.

XIX в (Ф. Ницше, марксизм)
1413099905piter

 Развернутое и краткое описание данного периода

XIX век в мировой истории можно охарактеризовать такими явлениями, как индустриализация, урбанизация, протекционная политика, расцвет колониализма, небывалые достижениями культуры и искусства, науки и техники. Открытия в области естествознания (физике, математике, биологии, химии) создали основу для технического прогресса в промышленности. Обоснование закона сохранения и превращения энергии позволило сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии. Открытие электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическое движение. Впервые возникли связи между научно-технической и производственной деятельность. В металлургии английским инженером Бессемером изобретен конвертер – печь для переработки чугуна в сталь, уже в конце века появляются первые электропечи. В XIX в. появляется железная дорога. В США в 1869 г. была открыта первая трансконтинентальная железнодорожная линия, соединившая Атлантическое побережье с Тихоокеанским. Миграционные потоки населения Европы, направлявшиеся в Америку, Австралию, Новую Зеландию заставляли конструкторов создавать новые суда. В 1864 г. в России построен первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта стало толчком в 1859 году для строительства Суэцкого канала. Появлялись новые средства связи. В 1844 г. изобретатель Морзе из США создал телеграфный аппарат, а в 1866 г. был проложен первый трансатлантический кабель длиной в 3240 км, в 1876 г. А. Белл создал телефон. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, в первой половине XIX в. охватила остальные страны Европы и Северную Америку. Революция в промышленности создала условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Раньше всех капиталистические формы в сельском хозяйстве появились в Англии и Голландии. В Пруссии юнкеры (помещики) перестраивали свои полуфеодальные имения, приспосабливаясь к капиталистическому укладу.

В сельском хозяйстве стали применяться орудия из железа, удобрения, что позволило расширить посевные площади. Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся экономическим спадом, сокращением производства и ростом безработицы. Первой кризис перепроизводства ощутила на себе Англии в 1825 году. Причины кризиса крылись в замене ручного труда машинным, что сократило численность рабочих рук и повлекло безработицу, что, в свою очередь, привело к падению покупательной способности населения. Таким образом, внутренний рынок был перенасыщен товарами. Расширение международных экономических и торговых связей привело к тому, что кризисные явления наблюдались во многих странах мира. Первый мировой экономический кризис разразился в 1857 г. В условиях развития промышленности и экономических подъемов появляются акционерные общества в форме картелей, синдикатов, трестов, которые контролируют целые отрасли экономики. Ярким примером тому служит немецкий Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат, он владел значительной частью каменноугольных месторождений. Монополизация наблюдалась в финансовой сфере. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным, в результате чего появилась финансовая олигархия, существенным образом влиявшей на внутреннюю и внешнюю политику своих государств.

По мере перехода от мануфактуры к фабрично-заводской промышленности в колониальной политике происходят существенные изменения. Колонии экономически теснее связываются с метрополиями, превращаются в аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Из колоний вывозились огромные богатства. Использование их привело к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке. С началом промышленной эпохи крупнейшей колониальной державой становится Великобритания. В 1840—1842 и совместно с Францией в 1856—1860 вела так называемые Опиумные войны против Китая, в результате которых навязало Китаю выгодные для себя договоры. В конце XIX века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873 г., «Тройственный союз» 1882 г.). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам. Первые войны начались в конце XIX века: испано-американская (1898 г.), англо-бурская (1899-1902 гг.), русско-японская (1904-1905 гг.), итало-турецкая (1911-1912 гг.). Несмотря на революции XVIII-XIX вв. в Европе оставалось много пережитков прошлого. Поэтому во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Старая аристократия продолжала играть ведущую роль в политической жизни. Но завершение формирования индустриального общества в развитых государствах обусловило появление на политической арене рабочего класса как новой политической силы.

В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 г. и 1834 г., подъём движения английских чартистов в середине 30-х-начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году). Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX – нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871-1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.

Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

Новая эпоха в диалектике субъекта и истины начинается тогда, когда происходит осознание того, что субъект не может быть сведен к чистому разуму, cogito. В философии XIX в. начинаются попытки вернуть структуры духовности в философию. Познавательный акт начинает связываться с изменениями с самой сущности субъекта, возвращаются установки, заданные в античности идеей заботы о себе. В работах Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, новая философия «проявляет, вслух не говоря о том,  заботу о себе»

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Забота о себе – это признание несводимости человека к разуму, практика созидания себя через обращение к иррациональному, дионисийскому началу, бессознательному или проектирование человека будущего (философия жизни, марксизм).

Ключевые авторы

Ф. Ницше

Анализируя понятие «Я», Ницше приходит к выводу, что главная проблема современного человека в разрыве между душой, разумом и телом и в традиции пренебрежительного отношения к последнему, в то время как «тело – это большой разум, множество с одним сознанием, война и мир, стадо и пастырь» [Ницше Ф. Так говорил Заратустра // По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2007. с. 318]. Единство Я и тела он называет «Само», высшая цель которого состоит в том, чтобы «созидать себя» (там же).

Презрение к телу, подмена ценностей жизненного начала, по мнению Ницше, приводит к тому, что человек перестает заботится о себе, что и является причиной его несчастий:

«К презирающим тело хочу я сказать слово. То, что презирают они, не оставляют они без призора. Что же создало призор и презрение и ценность и волю?

Созидающее Само создало себе призор и презрение, оно создало себе радость и горе. Созидающее тело создало себе дух как длань своей воли.

Оно уже не в силах делать то, чего оно хочет больше всего, – созидать дальше себя. Этого хочет оно больше всего, в этом вся страстность его.

***

Ваше Само хочет погибнуть, и потому вы стали презирающими тело! Ибо вы уже больше не в силах созидать дальше себя.

И потому вы негодуете на жизнь и землю. Бессознательная зависть светится в косом взгляде вашего презрения» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра с. 318-319).

Как и Фуко, Ницше сокрушается по поводу того, что человек отказался от заботы о себе, о теле, сосредоточившись на душе или на разуме:

«Новой гордости научило меня мое Я, которой учу я людей: не прятать больше головы в песок небесных вещей, а гордо держать ее, земную голову, которая создает смысл земли!

Новой воле учу я людей: идти той дорогой, которой слепо шел человек, и хвалить ее, и не уклоняться от нее больше в сторону, подобно больным и умирающим!

Больными и умирающими были те, кто презирали тело и землю и изобрели небо и искупительные капли крови; но даже и эти сладкие и мрачные яды брали они у тела и земли!

Своей нищеты хотели они избежать, а звезды были для них слишком далеки. Тогда вздыхали они: «О, если б существовали небесные пути, чтобы прокрасться в другое бытие и счастье!» – тогда изобрели они свою выдумку и кровавое пойло!

Эти неблагодарные – они грезили, что отреклись от своего тела и от этой земли. Но кому же обязаны они судорогами и блаженством своего отречения? Своему телу и этой земле» (с. 317).

Как и Сенека, он пытается выстроить систему правил и руководств к действию, которые позволили бы реализовать задачу самосозидания, в основе которой стремление к истине, подлинной, а не лицемерной добродетели, преодоление самого себя и примирение с собою. Хотя Ницше и разрывается в противоречии, поскольку не верит в возможности современного ему общества, он возвращает в объект философии самость и заботу о себе.

В своей знаменитой работе немецкий философ призывает человека:

«Десять раз должен ты днем преодолеть самого себя: это даст хорошую усталость, это мак души.

Десять раз должен ты мириться с самим собою: ибо преодоление есть обида, и дурно спит непомирившийся.

Десять истин должен найти ты в течение дня: иначе ты будешь и ночью искать истины и твоя душа останется голодной.

Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, этот отец скорби» (с. 313).

Смысл практики себя для Ницше состоит в том, чтобы человек превзошел себя: «мое Я есть нечто, что должно превзойти: мое Я служит для меня великим презрением к человеку» (с. 321), поэтому, в конечном итоге он приходит к иной формулировке: забота о себе превращается в «волю к самому себе» (с. 321). Здесь мы встречаем уже не античный призыв к самосовершенствованию, не стоический пафос нравственной жизни и следования долгу, не христианский подвиг аскезы, а самопреодоление, осуществление которого только и может оправдать существование человека.

Ближе всего к возрождению заботы о себе подходят марксизм  и психоанализ. Так, в марксизме проблема формирования субъекта мыслится в социальных понятиях, таких как классовый подход, партийность, принадлежность к общественной группе и т.д. Ставя амбициозную задачу формирования человека будущего, хотя и не упоминая термина заботы о себе, марксизм дает свое толкование его сути, разрабатывает совокупность представлений о том, каким должен быть субъект в образовательном, культурном, нравственном, физическом, деятельном плане, и как этого достичь.

Связь с другими объектами-идеями

В XIX в. возвращение идеи заботы о себе происходит в контексте обращения к античными идеям аполлоновского и дионисийского, развитием учения о бессознательном, переосмыслением идей рационального и иррационального.

«Картезианский момент» Нового времени
reform

Описание периода

Новое время – период в истории человечества с 1492 по 1789 года, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Алой и Белой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы–мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море.

Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV-XVI вв. Одной из важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил свой печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература, в 1550 году в свет вышла «Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурное. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность. В XVI в. началось массовое религиозное и общественно-политическое движение в Европе, получившее название «Реформация», направлено оно было на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, когда он к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. В 1618 году началась Тридцатилетняя война, началась она как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но позже захлестнула всю Европу, и перешла в борьбу против гегемонии Габсбургов. В 1648 году был подписан Вестфальский мир, уровнявший в правах кальвинистов и лютеран, провозгласивший принцип веротерпимости. В XVII веке в Англии начинается революция – процесс перехода от монархии абсолютной к конституционной, где власть короля ограничивается парламентом. Во второй половине XVIII века в Европе начинается промышленная революция – переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от мануфактуры к фабрике.

Ведущим направлением в философии и науке XVII-XVIII вв. было картезианство, для которого характерны скептицизм, критика схоластической философии, рационализм. Основоположником картезианства считается Р.Декарт (1596-1650). Мир делится на две самостоятельные независимые субстанции: протяженную и мыслящую. Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела – двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось господство человека над силами природы. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено несовершенством человека по сравнению с совершенным Богом. Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма. В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, «Рассуждение о методе». В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях – многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В Новое время идея заботы о себе переживает кризис, связанный с так называемым «картезианским моментом», то есть познавательной, философской, мировоззренческой трансформацией, которая происходит в XVII в. и выражается в повороте европейской цивилизации к рационализму, науке, субъекту как идеальному мыслящему существу, освобожденному от всего физического, эмоционального, абстрагированному от мира.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

В Новое время идея заботы о себе переживает кризис, связанный с так называемым «картезианским моментом», то есть познавательной, философской, мировоззренческой трансформацией, которая происходит в XVII в. и выражается в повороте европейской цивилизации к рационализму, науке, субъекту как идеальному мыслящему существу, освобожденному от всего физического, эмоционального, абстрагированному от мира.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Декартовское cogito ergo sum превращавшее «познай самого себя» в главное условие доступности истины, «способствовало тому, чтобы умалить роль принципа заботы о себе и вытеснить его из горизонта современной философской мысли» [Фуко, Герменевтика субъекта, с. 27].

Истина принадлежит, таким образом, исключительно мышлению и методу, она не зависит от духовности. Культура, мораль, нравственность, безусловно, влияют на индивида, но субъект от них освобожден, обезличен и сведен к очищенному разуму. Такая установка составляет суть классической рациональности и восходит к идее «познай самого себя» в том смысловом наполнении, которое она приобретает в Средневековье и, особенно, в Новое время. Вытеснение идеи заботы о себе привело к разрыву между познанием как стремлением к истине, доступной только чистому разуму, и познанием как работой над собой, саморазвитием, культурным и духовным становлением личности.

Таким образом, в Новое время акцент в осмыслении заботы о себе сместился с работы над собой на самопознание, забота же о себе постепенно стала ассоциироваться с эгоизмом или с уходом в себя, разрывом коммуникации с миром.

Ключевые авторы

Несмотря на общее забвение идеи заботы о себе, она находит свое отражение в некоторых педагогических и гуманистических учениях

Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»

Значительное место в учении Руссо занимала идея заботы о себе. Чем глубже человек изучает самого себя, тем больше он оказывается непознанным, поэтому цель должна состоять не столько в познании себя, сколько в заботе о себе. Характеризуя главного героя своего трактата ««Эмиль, или О воспитании»», Руссо отмечает, что Эмиль – идеальный воспитанник, взятый в нужном возрасте и наделенный природным здоровьем, то есть потенциально способный пройти три этапа заботы о себе: развить тело, развить ум и осуществить восхождение к Творцу, из рук которого и вышел человек.

На начальных этапах заботы о себе от наставника требуются особые усилия по разъяснению, что такое мудрость и в чем заключается истинная ценность знания. Забота о себе в понимании Руссо избирательна, не реализуема в массовой практике и в рамках специальных институтов, поскольку требует воспитательной изоляции. Антропологический дискурс педагогики «заботы о себе» Руссо идет вразрез с безграничной верой в силу разума эпохи модерна. (см. В. К. Пичугина ГЕНЕЗИС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ПЕДАГОГИКИ «ЗАБОТЫ О СЕБЕ» // ИЗВЕСТИЯ ВолгГТУ). – 2013. – № 9. – С. 151 – 154.

Связь с другими объектами-идеями

В Новое время наступает закат заботы о себе, вызванный переосмыслением идеи субъекта, который становится не человеком, с его телесными и духовными качествами, а чистым разумом, свободным от всего человеческого.

Средневековье
8893862original

Развернутое и краткое описание данного периода

Средневековье – эпоха в истории человечества с V в. до конца XV– нач. XVI вв. Средневековье разделяют на три этапа: раннее (конец V-середина XI века); высокое или классическое (середина XI-конец XIV века); позднее или Раннее Новое время (XIV-XV- нач. XVI вв. века). Такая хронология Средних веков, применима только для Европы. На Востоке Средневековье началось раньше и закончилось позже (II в. – XIV в.).

В эпоху Средневековья на смену мировых античных империй, основанных в результате военных завоеваний, заняли империи политические, поддерживаемые религией и торгово-промышленными союзами. Идеологической основой Византийской империи стало православное христианство, на Западе – католицизм. Но наиболее крупные средневековые империи возникали на Востоке: Арабский халифат, Монгольская империя, империя Великих Моголов в Индии, Османская империя. Западноевропейская средневековая цивилизация формировалась в условиях политической неустойчивости, в результате военных столкновений государственные границы постоянно перекраивались. Феодальной раздробленности противостояла централизация государственной власти. Она способствовала ослаблению распрей и войн, разорявших целые страны, благоприятствовала росту городов и вела к территориальной государственной централизации в Европе. Одним из крупнейших и наиболее могущественных государств раннего Средневековья по праву считается Франкское государство, которое сформировалось под властью Хлодвига и стало влиятельным с правлением Карла Великого. Период примерно с 750 по 850 год – кратковременное объединение западной Европы под династией Каролингов. Карл Великий впервые создал государственную администрацию и систему образования для чиновников. Параллельно становлению государственности шло образование народностей, формирование различных языков, сохранившихся до наших дней.

В господствовавшем феодальном укладе основу экономики Средневековья составляло сельское хозяйство, где было занято основное население – крестьяне, находившиеся в личной зависимости от феодала. Создавалась «лестница» феодальной иерархии, где основными владельцами земель были короли – верховные сюзерены, им подчинялись крупные феодалы: графы, герцоги, аббаты, у которых были свои вассалы – бароны и рыцари. Опиралась такая «лестница» на крестьян и ремесленников, которые за службу получали участок земли – феод. Для европейского феодализма характерной особенностью была политическая раздробленность, корпоративность и сословная замкнутость.

Культура средневековой Западной Европы была пронизана духом христианства. В интеллектуальной жизни главенствующее положение занимала теология, которую считали «царицей» всех наук. Главный постулат христианства, привлекавший наибольшее число сторонников особенно во время становления веры в Европе, – это равенство всех людей перед Богом, несмотря на сословную принадлежность, богатство и власть. Главным в человеке провозглашалась душа, так как именно она в человеке бессмертна и способна наиболее полно познать Бога. К телу относились как к временной земной оболочке, которая нужна как сосуд для души, но каждому человеку предначертано однажды покинуть ее, чтобы воссоединиться с Богом.

Духовная жизнь средневекового человека не сводилась только к одним религиозным чувствам и представлениям, хотя церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Однако именно в эпоху Средневековья в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской. В «Темные века» основными центрами культуры были монастыри и церкви, где переписывались Священные Писания, труды отцов церкви, реже – труды античных философов и литераторов. В период раннего Средневековья была заложена система образования, развитие которой имело огромное значение для культуры Нового времени и современности. В основу разработанной Боэцием системы «семи свободных искусств» легли дисциплины: грамматика, риторика и диалектика образовывавшие «тривиум», арифметика, музыка, геометрия и астрономия входили в состав «квадривиума». Аскетизм, чтение религиозной литературы, самоконтроль желаний и поступков – вот основные человеческие добродетели, присущие средневековому идеалу воспитания. На протяжении V-XV вв. церковные школы выступали сначала единственными, а затем преобладающими учебно-воспитательными заведениями в Европе. Основными предметами изучения были: богословская литература, Библия. Церковные школы были трех видов: монастырские, приходские, епископальные (кафедральные). Основная цель таких школ была подготовить молодое духовенство. Появление университетов в Средневековье связано с развитием городов. Первые университеты возникли в Италии (Болонский университет, 1088) На основе нескольких монастырских школ в конце XII века вырос Парижский университет. В XIII веке возникают университеты Оксфорда и Кембриджа в Англии, Монпелье и Тулузы во Франции, Неаполя в Италии, Саламанки в Испании. К концу XV века в Европе было около 100 университетов.

Философия и науки не стояли на месте, а продолжали развиваться, отталкиваясь от опыта предыдущей эпохи. Одной из интересных черт, формирующих своеобразие культуры Средневековья, является применение для упрощения повседневной работы крестьян, ремесленников и торговцев технических изобретений: тех, которые достались в наследство от Античности, и тех, что разработала уже средневековая мысль (водяная и ветряная мельница, колесный плуг, насос, компас и т.д.). Важным слоем городского населения были торговцы, которые играли значимую роль в развитии внутренней и внешней торговли, последняя была развита лучше. Как правило, данная группа населения была грамотна, зачастую купец мог объясниться на нескольких языках. Центрами внешней торговли в Западной Европе были Северное, Балтийское и Средиземное моря. Европейские купцы торговали сукном, винами, металлическими изделиями, медом, строевым лесом, мехом, а с Востока привозили в основном предметы роскоши: цветные ткани, шелк, парчу, драгоценные камни, слоновую кость, пряности.

Именно западноевропейское Средневековье было той эпохой, когда результатом больших усилий и труда стал взлет человеческого духа и сформировался тот духовно-нравственный потенциал, который ярко раскрылся в Раннее Новое время.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В средневековье идея заботы о себе трактуется неоднозначно, имеет место моральный диссонанс между заботой о себе и христианской этикой. С одной стороны, христианский аскетизм, проповедующий подчеркнуто пренебрежительное отношение к материальному миру, формирует негативное восприятие принципа заботы о себе, потому как он уделяет большое внимание телесному, физическому. С другой стороны, аспект epimeleia heatou, связанный с самосовершенствованием, особенно духовным поиском, нравственным ростом, оказался востребованным в христианской традиции. В конечном итоге идея заботы о себе подвергается забвению, а на первый план выходит другой дельфийский девиз – «познай самого себя!».

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Забота о себе в Средневековье – это забота о душе, духовный поиск и очищение. Забота о теле уходит на второй план или даже изменяется практиками истязания тела. Наиболее близко забота о себе связана с практиками христианского аскетизма, она начинает пониматься как усмирение тела, желаний, гордыни и раскрытие лучших качеств души.

Другой аспект заботы о себе – учение о страстях и о борьбе с ними. Практики заботы о себе (например, исихастская аскеза) начинают рассматриваться познание, изучение страстей и руководство по борьбе с ними.

Августин Блаженный, как и Сократ, отрицал античное понимание человека, в основе которого лежал перенос человеческих свойств на богов, а не божественных на человека. Его основной педагогический принцип заключался в следующем: пути постижения божественного затруднены тем, что человек не стремится «сосредоточивать душу и удерживать ее саму себе»

Таким образом, забота о себе в средневековье – это практики себя, направленные на усмирение телесного и раскрытие духовного в человеке.

Связь с другими объектами-идеями

Доминирующей для определения содержания идеи заботы о себе в средневековье становится идея аскезы, а также теологические концепты греха, смерти, вечной жизни.

Рим времен Сенеки
4617

Развернутое и краткое описание данного периода

Римская империя — постреспубликанская фаза в развитии древней римской государственности, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период с правления императора Октавиана Августа, до раздела империи на Западную и Восточную и последующего падения Западной Римской империи, то есть с 27 года до н.э. по 476 год.

Среди историков встречаются разные точки зрения на древнеримскую культуру. О. Шпенглер и А. Тойнби не выделяли культуру Древнего Рима как самостоятельную, поскольку считали, что римский период не дал ничего нового, а лишь заимствовал и популяризовал греческую культуру и был завершающим, кризисным периодом Античности. Ряд ученых придерживаются иной точки зрения, рассматривая римскую цивилизацию и культуру как самобытную и оригинальную. Не смотря на сходство римской и эллинской культур, цивилизация римлян сформировала свою систему ценностей и идеалов (патриотизм, верность гражданскому долгу, идея богоизбранности римского народа, возвышение ценности закона). Для римлян интересы государства были выше собственных, хотя в то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Достойным занятием свободного римлянина считалась война, поэтому воинская доблесть выступала для римлян одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. В эпоху принципата характерно появление новых культов – почитание императоров, объявляющихся после смерти богами, популярны были культы богов-спасителей. Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген. В связи с войнами важную роль играли географические знания. (появляются трактаты Страбона (64 до н.э.-24 н.э.), Птолемея (ок. 90- ок. 160). Центром изучения философии оставались Афины. Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. У римлян были по-прежнему распространены стоицизм и эпикурейство. Сенека считается основателем «новой Стои» или позднего стоицизма, а также Эпиктет и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья, через примирение с внешними обстоятельствами и стремление к добродетели, отказавшись от мирских соблазнов. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство. В низших слоях общества особенно почитали киников – бродячих философов. Большое развитие получила наука о праве – правоведение или юриспруденция, в связи, с чем особое внимание уделялось ораторскому искусству и риторике. Наиболее яркая особенность древнеримской культуры – высокая степень развития практической деятельности. Человек здесь был нацелен государственную деятельность. Наиболее ценимыми в обществе были такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность.

Несмотря на то, что римская культура оказалась способна вбирать в себя культурные ценности других народов, прежде всего греческой культуры. Все научные и философские идеи, мифология и искусство рассматривались с позиций доминанты римского сознания – «Рим – центр мира». Однако, в отличие от Греции, где художников почитали как избранников богов, искусство Рима было вполне утилитарным. Практичность мышления римлян проявилась в архитектуре. Открытие бетона создало новые конструктивные возможности строительства гигантских сооружений и сводчатых перекрытий. Трезвый, рациональный ум римлян способствовал развитию портретного жанра в скульптуре. Если греки стремились к созданию идеально прекрасных образов граждан, то римляне передавали персональные особенности своих моделей.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

В философии Древнего Рима идея заботы о себе испытывает сильное влияние стоицизма и начинает противостоять стремлению к роскоши, удовольствиям, излишествам, жестокости, характерным для общества того времени.

Главное изменение заключается в том, что в I и II вв. н.э. в понимании и в самой практике заботы о себе произошел ее решительный отрыв от заботы о других. Ни политическая, ни матримониальная практика не опровергают этого тезиса. «Я» перестало быть мостиком к чему-то другому: политике, истине, и т.п., оно стало единственным, конечным объектом заботы о себе, а сама эта забота стала самоцелью, универсальной ценностью жизни и культуры, правда, реально доступной немногим.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Ключевой особенностью этого этапа является то, что забота о себе формулируется как безусловное требование, предъявляемое всем, исполняемое всеми, без каких-либо предварительных ограничений, связанных с общественным положением, и не предполагает какой-либо внешней цели, профессиональной или социальной.

В контекст заботы о себе входит Другой, понимаемый как пример для подражания или как тот, перед кем человек держит ответ. В практику заботы о себе вмешивается фигура Учителя, который не просто дает знания, но и наставляет, помогает следовать пути самосовершенствования. М. Фуко отмечает, что в это время забота о себе не только пронизывает, направляет и держит целиком на себе искусство жизни; умение жить не просто требует умения заботиться о себе, но сама tekhne tou biou, техника жизни, вписывается целиком и полностью в рамки обретшей автономию заботы о себе. Вся жизнь начинает восприниматься как испытание и смысл и цель жизни как образовывающей и отделяющей дурных от добрых, жизни в целом связывается с формированием себя.

Ключевые авторы

Сенека

Наиболее ярко идея заботы о себе реализуется в философии Сенеки. В «Нравственных письмах к Луцилию» он, по сути, создает развернутую систему формирования комплекса практик заботы о себе. Он рассматривает личность не как душу, изолированную от тела, и не как разум, очищенный от чувств, а как единство духовного и телесного, «благо человека – пишет он – не может не быть телом, потому что он сам телесен» [5, с. 168]. Следовательно, нужно заботиться и о душе, и о теле, а именно, учиться управлять страстями, избегать зависти, ненависти, обид, несправедливости, скупости, жестокости. Занятия философией в аспекте заботы о себе крайне важны, поскольку учат разумности, невозмутимости, кротости, но, в то же время, непреклонности, то есть дают «умение жить среди людей» [там же, с. 126].

Анализируя Эпикура, Сенека приходит к выводу, что именно философия может сделать человека по-настоящему свободным, поскольку она учит думать о важном и избегать лишнего. Что же является важным, с позиции его этики? Он отвечает на этот вопрос в одном из последних писем: «если я все делаю, заботясь о себе, значит, забота о себе для меня превыше всего» [там же, с. 313]. Сложно заподозрить философа, на исходе жизни пишущего эти строки, в эгоизме, в том, что думает только о себе. Для него забота о себе – высшая форма долга, тяжелейшая работа над собой, рефлексия жизненного пути.

Нравственные письма к Луцилию

Выдержки приводятся по изданию: Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С. Ошерова. М: АСТ, 2011.

Марк Аврелий

Марк Аврелий Наедине с собой. Размышления / Перевод с древнегреческого под общей редакцией А.В.Добровольского с примечаниями Б.Б.Лобановского. – К.: CollegiumArtium Ing, Ltd. – Черкассы: РИЦ "Реал", 1993.

Анализируя задачи, стоящие перед любым правителем, Марк Аврелий определяет их как «заботу о других» и «заботу о себе».

«Пора угомониться. Иначе тебе не придется прочесть ни твоих воспоминаний, ни деяний древних римлян и греков, ни тех отрывков из писателей, которые ты отобрал себе под старость! Итак, спеши к цели и, оставив пустые надежды, сам, пока еще не поздно, приди себе на помощь, если только ты сколько-нибудь заботишься о самом себе» (Книга 3, 14).

Эпиктет

У Эпиктета это учение о том, как соотносятся между собой забота о себе и забота о других, разрабатывается на двух уровнях, природном и человеческом.

Природе

Мир упорядочен таким образом, что все живые существа, какими бы они ни были, стремятся к своему благу. Так вот, Провидение, Зевс, мировой разум и т. д. делают так, что всякий раз, когда одно из этих существ, каким бы оно ни было, делает что-то для своего блага, оно тем самым и в то же самое время, не желая этого и не стремясь к этому, приносит благо другим

беседа 19, кн. I: «[Зевс] устроил природу обладающего разумом существа такою, чтобы оно не могло осуществить ни одного личного блага без того, чтобы не приносилась какая-то польза для общего блага. Таким образом, все делать для себя (panta hautou heneca poiein) уже тем самым не становится необщественным (akoinaoneton)» (Беседы Эпиктета. М., 1997. С. 73).

Человек

Человек – разумное существо и обладает способностью к рефлексии. Люди лишены всех преимуществ, помогающих выживать животным, поэтому им приходится заботиться о себе. Зевс препоручил людей им самим, сделал так, что люди доверены собственному попечению, они должны сами собой заниматься.

Это значит, что человек, чтобы соответствовать своей природе разумного существа, чтобы отличаться от животного, должен действительно взять на себя попечение о себе. Беря на себя попечение о себе, он должен спросить себя о том, что такое он сам, — что он такое, и что такое вещи, что от него зависит, а что нет, что ж ему полагается делать и чего не полагается.

Связь с другими объектами-идеями

В древнеримской философии забота о себе сохраняет связь с идеей «познай себя!», при этом формируется ее связь с идеей Другого и идеей аскетизма, которая станет определяющей для понимания заботы о себе на следующем этапе.

Греция времен Сократа и Платона
18-1480

Античность, классический этап древнегреческой философии

к. VIV вв. до н.э.

Развернутое и краткое описание данного периода

Древняя Греция – группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н.э. до I века до н.э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии. Возникшая Древняя Греция была создана одним этносом – греками или эллинами. Этнос включал в себя четыре племенные группы индоевропейского происхождения – ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра, Олимпийских игр и т. д.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса (архаический) и начинается период расцвета (классический). Победа греков, окончательное формирование классического рабовладения, развитие полисной демократической системы способствовало подъему социально-экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры с центром в Афинах во времена правления Перикла (461-429 до н.э.). В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию. В классический период науке, культуре и искусству придавалось большое значение в воспитании и образовании полноценного гражданина. В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда — физический и умственный, первый из которых считался уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным для гражданина полиса. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она присутствовала во всех ее сферах, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Ученых уже не удовлетворяло представление о мире и материи как о чем-то неделимом и целом. Так Демокрит (ок. 470-460 до н.э.) первым вводит в науку понятие атомов как неизменных, неделимых частиц, но в тоже время отличных друг от друга, составляющих тела и материю. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу, — научному и рациональному, — так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография, ярким представителем науки был Геродот, написавший «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Геродот первым из мыслителей прибегнул к критическому анализу материала и пытался отразить разные точки зрения. Величайшим историком античности считается Фукидид (ок. 460-400 до н.э.). В своем сочинении «История Пелопоннесской войны» он впервые применяет научно-критический метод, пытаясь показать причинно-следственные связи событий, чем способствовал росту политических знаний. Древнегреческую медицину прославил автор кодекса древнегреческих врачей – Гиппократ (ок. 460-ок. 370 до н.э.). Он считался образцом этического поведения, отстаивал принципы индивидуального подхода к личности. Главной задачей искусства V в. до н.э. было изображение свободного гражданина полиса полного достоинства и равновесия душевных сил. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, осваивание научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Все виды воспитания строились на принципе состязания. В связи с этим популярной становится реалистическая скульптура. Автор «Афины-Воительницы», «Зевса» Фидий стремился к гармонии, пропорциональности человеческого тела. Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни – греки занимались гимнастикой, ухаживали за волосами и телом. В этот период в городах-полисах активно шло строительство храмов, дворцов, памятников, характерными особенностями которых были дорические и ионические ордеры (колонны). Во многом благодаря архитектору Гипподаму в полисах сложилась система регулярной планировки города (деление территории города на прямоугольную сеть улиц и построек). В литературе основными жанрами оставались комедия и трагедия. Греческий трагик Софокл (497-406 до н.э.) показывает борьбу человеческой воли и нравственного долга против несправедливости судьбы.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Одной из ключевых для европейской цивилизации идей, безусловно, является дельфийское предписание «познай самого себя!», высеченное на камнях храма Аполлона в «самой середине обитаемого мира» в Дельфах.

image001

В исходном варианте храмовая система предписаний, или изречения семи мудрецов, «полезные людям», содержала различные идеи, но наиболее известными являются:

«ничего сверх меры» (meden agan), подразумевавшее, что не следует спрашивать слишком много;

«порука» (eggue), обозначавшее, что не нужно зарекаться, давать обещаний, которые не сможешь выполнить;

«познай самого себя» (gnothi seuton), смысл которого состоял в том, что, прежде чем говорить с богами, нужно разобраться в самом себе, определить наиболее важные вопросы; и, наконец,

«позаботься о себе» (epimeleia heatou). Последнее изречение было центральным во всей системе и определяло суть остальных предписаний. Именно идея заботы о себе является ключевой, «на ее гребне появляется и формируется правило «познай самого себя» [Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1981 – 1982 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2007. – С. 17].

Изначально будучи частью системы храмовых заповедей, девиз «позаботься о себе» в дальнейшем начал самостоятельное существование и оказал значительное влияние не только на древнегреческую философию, но и на европейскую цивилизацию в целом. Вместе с тем, именно первоначальный контекст задавал определенную направленность и смысл этой идеи, которые затем были заменены пафосом самопознания как высшей философской цели.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода (развернутое и краткое)

Идея заботы о себе (epimeleia heatou) выступает в античности как фундаментальный принцип, следование которому помогает человеку сохранять здоровье, разум, самосовершенствоваться, формировать ответственно-деятельностное отношение к миру, своему телу и сознанию.

Идея заботы о себе в трактовке Фуко включает в себя несколько уровней смысла.

  • В наиболее общем плане она выступает как некая установка, взгляд на мир, способ поведения, как установка по отношению к себе, по отношению к другим, по отношению к миру.
  • На мировоззренческом уровне этот принцип предстает в виде особой направленности внимания на внутреннее, глубокое, существенное и в самом себе, и в мире.
  • Практическая ценность девиза заботы о себе связана с его деятельностным смыслом, который состоит в необходимости активного воздействия на себя самого, личностного преобразования. Воплощением этого аспекта являются различного рода практики, с помощью которых люди берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются.

Исходя из этого, можно утверждать, что идея заботы о себе (epimeleia heatou) выступает как фундаментальный принцип, следование которому помогает человеку сохранять здоровье, разум, самосовершенствоваться, формировать ответственно-деятельностное отношение к миру, своему телу и сознанию. При этом ни в античности, ни в начале нашей эры идея заботы о себе не имела негативного, эгоистического оттенка.

Ключевые авторы

Будучи храмовым девизом, забота о себе, имеет нефилософское происхождение, она была культурным концептом древнегреческой цивилизации, в форме императива утверждающим необходимость гармоничного саморазвития.

В философской рефлексии впервые она появляется в учениях Сократа и Платона. Так, Платон, в «Апологии Сократа» описывает заботу о себе, в первую очередь, в аспекте воспитания юношества и начала взрослой жизни молодых людей. Отвечая перед судом на предъявленные ему обвинения, Сократ объясняет свои действия тем, что он учил юношей заботе о себе, он говорит «я шел туда, где мог частным образом всякому оказать величайшее, повторяю, величайшее благодеяние, стараясь убеждать каждого из вас не заботиться ни о чем раньше, чем о себе самом» [Платон. Апология Сократа. Алкивиад // Платон. Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1990. – С. 91].

Связь с другими объектами-идеями

Идея заботы о себе возникает и развивается в контексте:

  • концепта «познай себя!»,
  • принципа активизма, как признания несовершенства человека и необходимости его совершенствования