Греция времен Сократа и Платона
18-1480

Античность, классический этап древнегреческой философии

к. VIV вв. до н.э.

Развернутое и краткое описание данного периода

Древняя Греция – группа цивилизаций, существовавших с III тысячелетия до н.э. до I века до н.э. в южной части Балканского полуострова, на прилегающих к нему островах и на западном побережье Малой Азии. Возникшая Древняя Греция была создана одним этносом – греками или эллинами. Этнос включал в себя четыре племенные группы индоевропейского происхождения – ахейцев, ионян, этолийцев, дорийцев. Большинство историков рассматривают её как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра, Олимпийских игр и т. д.

Рубежом в истории Древней Греции стали греко-персидские войны (500-449 до н.э.). Ими заканчивается период формирования античного полиса (архаический) и начинается период расцвета (классический). Победа греков, окончательное формирование классического рабовладения, развитие полисной демократической системы способствовало подъему социально-экономической и политической жизни Греции в V в. до н.э. и расцвету греческой культуры с центром в Афинах во времена правления Перикла (461-429 до н.э.). В ходе развития античной духовной культуры постепенно вырабатывается идеал человека, который предполагает гармонию. В классический период науке, культуре и искусству придавалось большое значение в воспитании и образовании полноценного гражданина. В Греции впервые отчетливо выделились два вида труда — физический и умственный, первый из которых считался уделом подневольного раба, тогда как второй являлся единственно достойным для гражданина полиса. Состязательность составляла основу всего уклада жизни эллинов, она присутствовала во всех ее сферах, будь то Олимпийские игры, диспут, поле боя или театральная сцена.

Греки первыми создали современную форму философии, отделив ее от религии и мифологии. Философия здесь зародилась как научная теория, с развитой системой понятий. Ученых уже не удовлетворяло представление о мире и материи как о чем-то неделимом и целом. Так Демокрит (ок. 470-460 до н.э.) первым вводит в науку понятие атомов как неизменных, неделимых частиц, но в тоже время отличных друг от друга, составляющих тела и материю. Вершинами греческой философии стали Сократ, Платон и Аристотель. Переход от религиозно-мифологического взгляда на мир к философскому его пониманию означал фундаментальное изменение в развитии человеческого разума. Философия при этом становилась современной как по методу, — научному и рациональному, — так и по способу мышления, опиравшемуся на логику и доказательство.

В V в. до н.э. активно развивается греческая историография, ярким представителем науки был Геродот, написавший «Историю», основным сюжетом которой были греко-персидские войны. Геродот первым из мыслителей прибегнул к критическому анализу материала и пытался отразить разные точки зрения. Величайшим историком античности считается Фукидид (ок. 460-400 до н.э.). В своем сочинении «История Пелопоннесской войны» он впервые применяет научно-критический метод, пытаясь показать причинно-следственные связи событий, чем способствовал росту политических знаний. Древнегреческую медицину прославил автор кодекса древнегреческих врачей – Гиппократ (ок. 460-ок. 370 до н.э.). Он считался образцом этического поведения, отстаивал принципы индивидуального подхода к личности. Главной задачей искусства V в. до н.э. было изображение свободного гражданина полиса полного достоинства и равновесия душевных сил. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания, включавшая в себя два направления — «гимнастическое» и «мусическое». Целью первого было физическое совершенство. Его вершиной становилось участие в Олимпийских играх, победители которых окружались славой и почетом. На время проведения Олимпийских игр все войны прекращались. Мусическое, или гуманитарное, направление предполагало обучение всем видам искусств, осваивание научных дисциплин и философии, включая риторику, т.е. умение красиво говорить, вести диалог и спор. Все виды воспитания строились на принципе состязания. В связи с этим популярной становится реалистическая скульптура. Автор «Афины-Воительницы», «Зевса» Фидий стремился к гармонии, пропорциональности человеческого тела. Идеал красоты обнаженного здорового тела распространился и в жизни – греки занимались гимнастикой, ухаживали за волосами и телом. В этот период в городах-полисах активно шло строительство храмов, дворцов, памятников, характерными особенностями которых были дорические и ионические ордеры (колонны). Во многом благодаря архитектору Гипподаму в полисах сложилась система регулярной планировки города (деление территории города на прямоугольную сеть улиц и построек). В литературе основными жанрами оставались комедия и трагедия. Греческий трагик Софокл (497-406 до н.э.) показывает борьбу человеческой воли и нравственного долга против несправедливости судьбы.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие (оказавшие максимальное влияние) на формирование данного узла описания объекта-идеи

Одной из ключевых для европейской цивилизации идей, безусловно, является дельфийское предписание «познай самого себя!», высеченное на камнях храма Аполлона в «самой середине обитаемого мира» в Дельфах.

image001

В исходном варианте храмовая система предписаний, или изречения семи мудрецов, «полезные людям», содержала различные идеи, но наиболее известными являются:

«ничего сверх меры» (meden agan), подразумевавшее, что не следует спрашивать слишком много;

«порука» (eggue), обозначавшее, что не нужно зарекаться, давать обещаний, которые не сможешь выполнить;

«познай самого себя» (gnothi seuton), смысл которого состоял в том, что, прежде чем говорить с богами, нужно разобраться в самом себе, определить наиболее важные вопросы; и, наконец,

«позаботься о себе» (epimeleia heatou). Последнее изречение было центральным во всей системе и определяло суть остальных предписаний. Именно идея заботы о себе является ключевой, «на ее гребне появляется и формируется правило «познай самого себя» [Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1981 – 1982 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2007. – С. 17].

Изначально будучи частью системы храмовых заповедей, девиз «позаботься о себе» в дальнейшем начал самостоятельное существование и оказал значительное влияние не только на древнегреческую философию, но и на европейскую цивилизацию в целом. Вместе с тем, именно первоначальный контекст задавал определенную направленность и смысл этой идеи, которые затем были заменены пафосом самопознания как высшей философской цели.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода (развернутое и краткое)

Идея заботы о себе (epimeleia heatou) выступает в античности как фундаментальный принцип, следование которому помогает человеку сохранять здоровье, разум, самосовершенствоваться, формировать ответственно-деятельностное отношение к миру, своему телу и сознанию.

Идея заботы о себе в трактовке Фуко включает в себя несколько уровней смысла.

  • В наиболее общем плане она выступает как некая установка, взгляд на мир, способ поведения, как установка по отношению к себе, по отношению к другим, по отношению к миру.
  • На мировоззренческом уровне этот принцип предстает в виде особой направленности внимания на внутреннее, глубокое, существенное и в самом себе, и в мире.
  • Практическая ценность девиза заботы о себе связана с его деятельностным смыслом, который состоит в необходимости активного воздействия на себя самого, личностного преобразования. Воплощением этого аспекта являются различного рода практики, с помощью которых люди берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются.

Исходя из этого, можно утверждать, что идея заботы о себе (epimeleia heatou) выступает как фундаментальный принцип, следование которому помогает человеку сохранять здоровье, разум, самосовершенствоваться, формировать ответственно-деятельностное отношение к миру, своему телу и сознанию. При этом ни в античности, ни в начале нашей эры идея заботы о себе не имела негативного, эгоистического оттенка.

Ключевые авторы

Будучи храмовым девизом, забота о себе, имеет нефилософское происхождение, она была культурным концептом древнегреческой цивилизации, в форме императива утверждающим необходимость гармоничного саморазвития.

В философской рефлексии впервые она появляется в учениях Сократа и Платона. Так, Платон, в «Апологии Сократа» описывает заботу о себе, в первую очередь, в аспекте воспитания юношества и начала взрослой жизни молодых людей. Отвечая перед судом на предъявленные ему обвинения, Сократ объясняет свои действия тем, что он учил юношей заботе о себе, он говорит «я шел туда, где мог частным образом всякому оказать величайшее, повторяю, величайшее благодеяние, стараясь убеждать каждого из вас не заботиться ни о чем раньше, чем о себе самом» [Платон. Апология Сократа. Алкивиад // Платон. Соч. В 4 т. М.: Мысль, 1990. – С. 91].

Связь с другими объектами-идеями

Идея заботы о себе возникает и развивается в контексте:

  • концепта «познай себя!»,
  • принципа активизма, как признания несовершенства человека и необходимости его совершенствования