Рим времен Сенеки
4617

Развернутое и краткое описание данного периода

Римская империя — постреспубликанская фаза в развитии древней римской государственности, характерной чертой которой были автократическая форма правления и большие территориальные владения в Европе и Средиземноморье. Хронологические рамки существования Римской империи охватывают период с правления императора Октавиана Августа, до раздела империи на Западную и Восточную и последующего падения Западной Римской империи, то есть с 27 года до н.э. по 476 год.

Среди историков встречаются разные точки зрения на древнеримскую культуру. О. Шпенглер и А. Тойнби не выделяли культуру Древнего Рима как самостоятельную, поскольку считали, что римский период не дал ничего нового, а лишь заимствовал и популяризовал греческую культуру и был завершающим, кризисным периодом Античности. Ряд ученых придерживаются иной точки зрения, рассматривая римскую цивилизацию и культуру как самобытную и оригинальную. Не смотря на сходство римской и эллинской культур, цивилизация римлян сформировала свою систему ценностей и идеалов (патриотизм, верность гражданскому долгу, идея богоизбранности римского народа, возвышение ценности закона). Для римлян интересы государства были выше собственных, хотя в то же время римляне усилили антагонизм между свободнорожденным гражданином и рабом, считая недостойным для первого не только занятие ремеслом, но и деятельность скульптора, живописца, актера и драматурга. Достойным занятием свободного римлянина считалась война, поэтому воинская доблесть выступала для римлян одним из высших достоинств. Военная добыча и завоевания служили основным источником существования. В эпоху принципата характерно появление новых культов – почитание императоров, объявляющихся после смерти богами, популярны были культы богов-спасителей. Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген. В связи с войнами важную роль играли географические знания. (появляются трактаты Страбона (64 до н.э.-24 н.э.), Птолемея (ок. 90- ок. 160). Центром изучения философии оставались Афины. Римлян, в отличие от греков, не слишком занимала система мироустройства, поэтому философы редко обращались к космогонии. Их более интересовали общественная жизнь, место человека в мире, проблема свободы и путь достижения совершенства. У римлян были по-прежнему распространены стоицизм и эпикурейство. Сенека считается основателем «новой Стои» или позднего стоицизма, а также Эпиктет и император Марк Аврелий. Все трое рассматривали философию как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья, через примирение с внешними обстоятельствами и стремление к добродетели, отказавшись от мирских соблазнов. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство. В низших слоях общества особенно почитали киников – бродячих философов. Большое развитие получила наука о праве – правоведение или юриспруденция, в связи, с чем особое внимание уделялось ораторскому искусству и риторике. Наиболее яркая особенность древнеримской культуры – высокая степень развития практической деятельности. Человек здесь был нацелен государственную деятельность. Наиболее ценимыми в обществе были такие качества, как мужество, верность, стойкость, гордое достоинство, суровая сдержанность.

Несмотря на то, что римская культура оказалась способна вбирать в себя культурные ценности других народов, прежде всего греческой культуры. Все научные и философские идеи, мифология и искусство рассматривались с позиций доминанты римского сознания – «Рим – центр мира». Однако, в отличие от Греции, где художников почитали как избранников богов, искусство Рима было вполне утилитарным. Практичность мышления римлян проявилась в архитектуре. Открытие бетона создало новые конструктивные возможности строительства гигантских сооружений и сводчатых перекрытий. Трезвый, рациональный ум римлян способствовал развитию портретного жанра в скульптуре. Если греки стремились к созданию идеально прекрасных образов граждан, то римляне передавали персональные особенности своих моделей.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

В философии Древнего Рима идея заботы о себе испытывает сильное влияние стоицизма и начинает противостоять стремлению к роскоши, удовольствиям, излишествам, жестокости, характерным для общества того времени.

Главное изменение заключается в том, что в I и II вв. н.э. в понимании и в самой практике заботы о себе произошел ее решительный отрыв от заботы о других. Ни политическая, ни матримониальная практика не опровергают этого тезиса. «Я» перестало быть мостиком к чему-то другому: политике, истине, и т.п., оно стало единственным, конечным объектом заботы о себе, а сама эта забота стала самоцелью, универсальной ценностью жизни и культуры, правда, реально доступной немногим.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Ключевой особенностью этого этапа является то, что забота о себе формулируется как безусловное требование, предъявляемое всем, исполняемое всеми, без каких-либо предварительных ограничений, связанных с общественным положением, и не предполагает какой-либо внешней цели, профессиональной или социальной.

В контекст заботы о себе входит Другой, понимаемый как пример для подражания или как тот, перед кем человек держит ответ. В практику заботы о себе вмешивается фигура Учителя, который не просто дает знания, но и наставляет, помогает следовать пути самосовершенствования. М. Фуко отмечает, что в это время забота о себе не только пронизывает, направляет и держит целиком на себе искусство жизни; умение жить не просто требует умения заботиться о себе, но сама tekhne tou biou, техника жизни, вписывается целиком и полностью в рамки обретшей автономию заботы о себе. Вся жизнь начинает восприниматься как испытание и смысл и цель жизни как образовывающей и отделяющей дурных от добрых, жизни в целом связывается с формированием себя.

Ключевые авторы

Сенека

Наиболее ярко идея заботы о себе реализуется в философии Сенеки. В «Нравственных письмах к Луцилию» он, по сути, создает развернутую систему формирования комплекса практик заботы о себе. Он рассматривает личность не как душу, изолированную от тела, и не как разум, очищенный от чувств, а как единство духовного и телесного, «благо человека – пишет он – не может не быть телом, потому что он сам телесен» [5, с. 168]. Следовательно, нужно заботиться и о душе, и о теле, а именно, учиться управлять страстями, избегать зависти, ненависти, обид, несправедливости, скупости, жестокости. Занятия философией в аспекте заботы о себе крайне важны, поскольку учат разумности, невозмутимости, кротости, но, в то же время, непреклонности, то есть дают «умение жить среди людей» [там же, с. 126].

Анализируя Эпикура, Сенека приходит к выводу, что именно философия может сделать человека по-настоящему свободным, поскольку она учит думать о важном и избегать лишнего. Что же является важным, с позиции его этики? Он отвечает на этот вопрос в одном из последних писем: «если я все делаю, заботясь о себе, значит, забота о себе для меня превыше всего» [там же, с. 313]. Сложно заподозрить философа, на исходе жизни пишущего эти строки, в эгоизме, в том, что думает только о себе. Для него забота о себе – высшая форма долга, тяжелейшая работа над собой, рефлексия жизненного пути.

Нравственные письма к Луцилию

Выдержки приводятся по изданию: Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию / Пер. С. Ошерова. М: АСТ, 2011.

Марк Аврелий

Марк Аврелий Наедине с собой. Размышления / Перевод с древнегреческого под общей редакцией А.В.Добровольского с примечаниями Б.Б.Лобановского. – К.: CollegiumArtium Ing, Ltd. – Черкассы: РИЦ "Реал", 1993.

Анализируя задачи, стоящие перед любым правителем, Марк Аврелий определяет их как «заботу о других» и «заботу о себе».

«Пора угомониться. Иначе тебе не придется прочесть ни твоих воспоминаний, ни деяний древних римлян и греков, ни тех отрывков из писателей, которые ты отобрал себе под старость! Итак, спеши к цели и, оставив пустые надежды, сам, пока еще не поздно, приди себе на помощь, если только ты сколько-нибудь заботишься о самом себе» (Книга 3, 14).

Эпиктет

У Эпиктета это учение о том, как соотносятся между собой забота о себе и забота о других, разрабатывается на двух уровнях, природном и человеческом.

Природе

Мир упорядочен таким образом, что все живые существа, какими бы они ни были, стремятся к своему благу. Так вот, Провидение, Зевс, мировой разум и т. д. делают так, что всякий раз, когда одно из этих существ, каким бы оно ни было, делает что-то для своего блага, оно тем самым и в то же самое время, не желая этого и не стремясь к этому, приносит благо другим

беседа 19, кн. I: «[Зевс] устроил природу обладающего разумом существа такою, чтобы оно не могло осуществить ни одного личного блага без того, чтобы не приносилась какая-то польза для общего блага. Таким образом, все делать для себя (panta hautou heneca poiein) уже тем самым не становится необщественным (akoinaoneton)» (Беседы Эпиктета. М., 1997. С. 73).

Человек

Человек – разумное существо и обладает способностью к рефлексии. Люди лишены всех преимуществ, помогающих выживать животным, поэтому им приходится заботиться о себе. Зевс препоручил людей им самим, сделал так, что люди доверены собственному попечению, они должны сами собой заниматься.

Это значит, что человек, чтобы соответствовать своей природе разумного существа, чтобы отличаться от животного, должен действительно взять на себя попечение о себе. Беря на себя попечение о себе, он должен спросить себя о том, что такое он сам, — что он такое, и что такое вещи, что от него зависит, а что нет, что ж ему полагается делать и чего не полагается.

Связь с другими объектами-идеями

В древнеримской философии забота о себе сохраняет связь с идеей «познай себя!», при этом формируется ее связь с идеей Другого и идеей аскетизма, которая станет определяющей для понимания заботы о себе на следующем этапе.