«Картезианский момент» Нового времени
reform

Описание периода

Новое время – период в истории человечества с 1492 по 1789 года, находящийся между Средневековьем и Новейшим временем. Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение, Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии, явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм».

Окончание Средневековья ознаменовалось увеличением значимости централизованного государственного управления. Ярким примером этого роста служит завершение феодальных войн в Англии (война Алой и Белой Розы). С конца XV-начала XVI вв. европейские торговцы–мореплаватели обогнули африканский континент, нашли путь в Индию, открыли Америку и совершили кругосветное плавание. Открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков. Путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись: изобретение компаса и создание судна, способного преодолевать большие расстояния и выдержать шторм в море.

Представления о Земле и ее месте во Вселенной изменились. В 1543 году вышла в свет книга Н. Коперника «Об обращениях небесных тел», где излагается отказ от господствовавшей гелиоцентрической теории Птолемея. Влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV-XVI вв. Одной из важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. Изобретение и внедрение несложной технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность. Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг, который построил свой печатный станок в 1440 году. Ему также удалось разработать технологию штампов (литер), что давало возможность упростить набора текста за счет создания отдельных металлических элементов. Активно развивалось горное металлургическое, каменноугольное дело с применением доменных печей, в связи с этим появилась специализированная литература, в 1550 году в свет вышла «Книга о металлах» Георга Агрикола (Бауэра). На смену ремесленному производству приходит мануфактурное. Труд на мануфактурах оставался ручным, но появилось разделение труда, за счет чего увеличилась производительность. В XVI в. началось массовое религиозное и общественно-политическое движение в Европе, получившее название «Реформация», направлено оно было на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 года, когда он к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил свои «95 тезисов», в которых выступал против существующих злоупотреблений католической церкви, в частности, против продажи индульгенций. В 1618 году началась Тридцатилетняя война, началась она как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но позже захлестнула всю Европу, и перешла в борьбу против гегемонии Габсбургов. В 1648 году был подписан Вестфальский мир, уровнявший в правах кальвинистов и лютеран, провозгласивший принцип веротерпимости. В XVII веке в Англии начинается революция – процесс перехода от монархии абсолютной к конституционной, где власть короля ограничивается парламентом. Во второй половине XVIII века в Европе начинается промышленная революция – переход от аграрной экономики к индустриальному производству, от мануфактуры к фабрике.

Ведущим направлением в философии и науке XVII-XVIII вв. было картезианство, для которого характерны скептицизм, критика схоластической философии, рационализм. Основоположником картезианства считается Р.Декарт (1596-1650). Мир делится на две самостоятельные независимые субстанции: протяженную и мыслящую. Философия Декарта была дуалистической: дуализм души и тела – двойственность идеального и материального, признающего и то, и другое независимыми самостоятельными началами. Главным вкладом Декарта в философию стало классическое построение философии рационализма как универсального метода познания. Конечной целью определялось господство человека над силами природы. Разум, по Декарту, критически оценивает опытные данные и выводит из них скрытые в природе истинные законы, формулируемые на математическом языке. Могущество разума ограничено несовершенством человека по сравнению с совершенным Богом. Учение Декарта о познании было первым кирпичом в фундаменте рационализма. В 1637 году вышел в свет главный философско-математический труд Декарта, «Рассуждение о методе». В этой книге излагалась аналитическая геометрия, а в приложениях – многочисленные результаты в алгебре, геометрии, оптике.

Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи

В Новое время идея заботы о себе переживает кризис, связанный с так называемым «картезианским моментом», то есть познавательной, философской, мировоззренческой трансформацией, которая происходит в XVII в. и выражается в повороте европейской цивилизации к рационализму, науке, субъекту как идеальному мыслящему существу, освобожденному от всего физического, эмоционального, абстрагированному от мира.

Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.

В Новое время идея заботы о себе переживает кризис, связанный с так называемым «картезианским моментом», то есть познавательной, философской, мировоззренческой трансформацией, которая происходит в XVII в. и выражается в повороте европейской цивилизации к рационализму, науке, субъекту как идеальному мыслящему существу, освобожденному от всего физического, эмоционального, абстрагированному от мира.

Описание объекта-идеи в контексте данного периода

Декартовское cogito ergo sum превращавшее «познай самого себя» в главное условие доступности истины, «способствовало тому, чтобы умалить роль принципа заботы о себе и вытеснить его из горизонта современной философской мысли» [Фуко, Герменевтика субъекта, с. 27].

Истина принадлежит, таким образом, исключительно мышлению и методу, она не зависит от духовности. Культура, мораль, нравственность, безусловно, влияют на индивида, но субъект от них освобожден, обезличен и сведен к очищенному разуму. Такая установка составляет суть классической рациональности и восходит к идее «познай самого себя» в том смысловом наполнении, которое она приобретает в Средневековье и, особенно, в Новое время. Вытеснение идеи заботы о себе привело к разрыву между познанием как стремлением к истине, доступной только чистому разуму, и познанием как работой над собой, саморазвитием, культурным и духовным становлением личности.

Таким образом, в Новое время акцент в осмыслении заботы о себе сместился с работы над собой на самопознание, забота же о себе постепенно стала ассоциироваться с эгоизмом или с уходом в себя, разрывом коммуникации с миром.

Ключевые авторы

Несмотря на общее забвение идеи заботы о себе, она находит свое отражение в некоторых педагогических и гуманистических учениях

Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании»

Значительное место в учении Руссо занимала идея заботы о себе. Чем глубже человек изучает самого себя, тем больше он оказывается непознанным, поэтому цель должна состоять не столько в познании себя, сколько в заботе о себе. Характеризуя главного героя своего трактата ««Эмиль, или О воспитании»», Руссо отмечает, что Эмиль – идеальный воспитанник, взятый в нужном возрасте и наделенный природным здоровьем, то есть потенциально способный пройти три этапа заботы о себе: развить тело, развить ум и осуществить восхождение к Творцу, из рук которого и вышел человек.

На начальных этапах заботы о себе от наставника требуются особые усилия по разъяснению, что такое мудрость и в чем заключается истинная ценность знания. Забота о себе в понимании Руссо избирательна, не реализуема в массовой практике и в рамках специальных институтов, поскольку требует воспитательной изоляции. Антропологический дискурс педагогики «заботы о себе» Руссо идет вразрез с безграничной верой в силу разума эпохи модерна. (см. В. К. Пичугина ГЕНЕЗИС АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ПЕДАГОГИКИ «ЗАБОТЫ О СЕБЕ» // ИЗВЕСТИЯ ВолгГТУ). – 2013. – № 9. – С. 151 – 154.

Связь с другими объектами-идеями

В Новое время наступает закат заботы о себе, вызванный переосмыслением идеи субъекта, который становится не человеком, с его телесными и духовными качествами, а чистым разумом, свободным от всего человеческого.