
Развернутое и краткое описание данного периода
XIX век в мировой истории можно охарактеризовать такими явлениями, как индустриализация, урбанизация, протекционная политика, расцвет колониализма, небывалые достижениями культуры и искусства, науки и техники. Открытия в области естествознания (физике, математике, биологии, химии) создали основу для технического прогресса в промышленности. Обоснование закона сохранения и превращения энергии позволило сделать вывод о единстве мира и неуничтожаемости энергии. Открытие электромагнитной индукции проложило путь к превращению электрической энергии в механическое движение. Впервые возникли связи между научно-технической и производственной деятельность. В металлургии английским инженером Бессемером изобретен конвертер – печь для переработки чугуна в сталь, уже в конце века появляются первые электропечи. В XIX в. появляется железная дорога. В США в 1869 г. была открыта первая трансконтинентальная железнодорожная линия, соединившая Атлантическое побережье с Тихоокеанским. Миграционные потоки населения Европы, направлявшиеся в Америку, Австралию, Новую Зеландию заставляли конструкторов создавать новые суда. В 1864 г. в России построен первый ледокол «Пилот», проводивший суда от Кронштадта до Ораниенбаума. Развитие морского транспорта стало толчком в 1859 году для строительства Суэцкого канала. Появлялись новые средства связи. В 1844 г. изобретатель Морзе из США создал телеграфный аппарат, а в 1866 г. был проложен первый трансатлантический кабель длиной в 3240 км, в 1876 г. А. Белл создал телефон. Промышленная революция, начавшись в 80-е гг. XVIII в. в Англии, в первой половине XIX в. охватила остальные страны Европы и Северную Америку. Революция в промышленности создала условия для преобразования общества из аграрного в индустриальное. Раньше всех капиталистические формы в сельском хозяйстве появились в Англии и Голландии. В Пруссии юнкеры (помещики) перестраивали свои полуфеодальные имения, приспосабливаясь к капиталистическому укладу.
В сельском хозяйстве стали применяться орудия из железа, удобрения, что позволило расширить посевные площади. Промышленный переворот и индустриализация вызвали кризисы перепроизводства, сопровождавшиеся экономическим спадом, сокращением производства и ростом безработицы. Первой кризис перепроизводства ощутила на себе Англии в 1825 году. Причины кризиса крылись в замене ручного труда машинным, что сократило численность рабочих рук и повлекло безработицу, что, в свою очередь, привело к падению покупательной способности населения. Таким образом, внутренний рынок был перенасыщен товарами. Расширение международных экономических и торговых связей привело к тому, что кризисные явления наблюдались во многих странах мира. Первый мировой экономический кризис разразился в 1857 г. В условиях развития промышленности и экономических подъемов появляются акционерные общества в форме картелей, синдикатов, трестов, которые контролируют целые отрасли экономики. Ярким примером тому служит немецкий Рейнско-Вестфальский каменноугольный синдикат, он владел значительной частью каменноугольных месторождений. Монополизация наблюдалась в финансовой сфере. Происходило сращивание банковского капитала с промышленным, в результате чего появилась финансовая олигархия, существенным образом влиявшей на внутреннюю и внешнюю политику своих государств.
По мере перехода от мануфактуры к фабрично-заводской промышленности в колониальной политике происходят существенные изменения. Колонии экономически теснее связываются с метрополиями, превращаются в аграрно-сырьевые придатки, в рынки сбыта промышленной продукции и источники сырья для растущей капиталистической промышленности метрополий. Из колоний вывозились огромные богатства. Использование их привело к ускорению социально-экономического развития в Европе и Северной Америке. С началом промышленной эпохи крупнейшей колониальной державой становится Великобритания. В 1840—1842 и совместно с Францией в 1856—1860 вела так называемые Опиумные войны против Китая, в результате которых навязало Китаю выгодные для себя договоры. В конце XIX века в мире сложилась принципиально новая система отношений, которая привела к формированию военно-политических союзов ведущих государств мира («Союз трех императоров» 1873 г., «Тройственный союз» 1882 г.). Главной задачей союзов была защита собственных экономических и политических интересов, а также подготовка к локальным и мировым войнам. Первые войны начались в конце XIX века: испано-американская (1898 г.), англо-бурская (1899-1902 гг.), русско-японская (1904-1905 гг.), итало-турецкая (1911-1912 гг.). Несмотря на революции XVIII-XIX вв. в Европе оставалось много пережитков прошлого. Поэтому во внутренних делах правительства ведущих стран Европы озабочены борьбой за власть между сторонниками монархии, республики, социальных реформ. Старая аристократия продолжала играть ведущую роль в политической жизни. Но завершение формирования индустриального общества в развитых государствах обусловило появление на политической арене рабочего класса как новой политической силы.
В 40-х годах XIX века классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских ткачей в 1831 г. и 1834 г., подъём движения английских чартистов в середине 30-х-начале 50-х годов, восстание ткачей в Силезии в 1844 году). Естественное стремление рабочих к обеспечению гарантий своей социальной стабильности породило массовое рабочее и социальное движения, доминирующей идеологией которых во второй половине XIX – нач. XX вв. стало философско-экономическое учение К. Маркса. Основой учения является концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда и превращение в капиталистическом обществе в «винтик» производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. К началу XX в. рабочее движение добилось значительных успехов. Почти во всех странах были созданы профсоюзные организации и социал-демократические партии, которые координировали свою деятельность в рамках II Интернационала (1889 г.). Благодаря реформам в 1871-1914 годах был обеспечен социальный мир, созданы первые системы социального страхования, укреплены демократические институты, заложены основы механизмов государственного регулирования социально-экономических процессов.
Хотя к концу XIX в. многие народы земного шара еще находились на доиндустриальной стадии развития, капитализм ведущих промышленных стран через колониальную политику, экспорт капиталов, торговлю, транспорт втягивал их в мировой рынок. Сложилась мировая капиталистическая система хозяйства.
Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи
Новая эпоха в диалектике субъекта и истины начинается тогда, когда происходит осознание того, что субъект не может быть сведен к чистому разуму, cogito. В философии XIX в. начинаются попытки вернуть структуры духовности в философию. Познавательный акт начинает связываться с изменениями с самой сущности субъекта, возвращаются установки, заданные в античности идеей заботы о себе. В работах Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, новая философия «проявляет, вслух не говоря о том, заботу о себе»
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Забота о себе – это признание несводимости человека к разуму, практика созидания себя через обращение к иррациональному, дионисийскому началу, бессознательному или проектирование человека будущего (философия жизни, марксизм).
Ключевые авторы
Анализируя понятие «Я», Ницше приходит к выводу, что главная проблема современного человека в разрыве между душой, разумом и телом и в традиции пренебрежительного отношения к последнему, в то время как «тело – это большой разум, множество с одним сознанием, война и мир, стадо и пастырь» [Ницше Ф. Так говорил Заратустра // По ту сторону добра и зла: Сочинения. – М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2007. с. 318]. Единство Я и тела он называет «Само», высшая цель которого состоит в том, чтобы «созидать себя» (там же).
Презрение к телу, подмена ценностей жизненного начала, по мнению Ницше, приводит к тому, что человек перестает заботится о себе, что и является причиной его несчастий:
«К презирающим тело хочу я сказать слово. То, что презирают они, не оставляют они без призора. Что же создало призор и презрение и ценность и волю?
Созидающее Само создало себе призор и презрение, оно создало себе радость и горе. Созидающее тело создало себе дух как длань своей воли.
Оно уже не в силах делать то, чего оно хочет больше всего, – созидать дальше себя. Этого хочет оно больше всего, в этом вся страстность его.
***
Ваше Само хочет погибнуть, и потому вы стали презирающими тело! Ибо вы уже больше не в силах созидать дальше себя.
И потому вы негодуете на жизнь и землю. Бессознательная зависть светится в косом взгляде вашего презрения» (Ницше Ф. Так говорил Заратустра с. 318-319).
Как и Фуко, Ницше сокрушается по поводу того, что человек отказался от заботы о себе, о теле, сосредоточившись на душе или на разуме:
«Новой гордости научило меня мое Я, которой учу я людей: не прятать больше головы в песок небесных вещей, а гордо держать ее, земную голову, которая создает смысл земли!
Новой воле учу я людей: идти той дорогой, которой слепо шел человек, и хвалить ее, и не уклоняться от нее больше в сторону, подобно больным и умирающим!
Больными и умирающими были те, кто презирали тело и землю и изобрели небо и искупительные капли крови; но даже и эти сладкие и мрачные яды брали они у тела и земли!
Своей нищеты хотели они избежать, а звезды были для них слишком далеки. Тогда вздыхали они: «О, если б существовали небесные пути, чтобы прокрасться в другое бытие и счастье!» – тогда изобрели они свою выдумку и кровавое пойло!
Эти неблагодарные – они грезили, что отреклись от своего тела и от этой земли. Но кому же обязаны они судорогами и блаженством своего отречения? Своему телу и этой земле» (с. 317).
Как и Сенека, он пытается выстроить систему правил и руководств к действию, которые позволили бы реализовать задачу самосозидания, в основе которой стремление к истине, подлинной, а не лицемерной добродетели, преодоление самого себя и примирение с собою. Хотя Ницше и разрывается в противоречии, поскольку не верит в возможности современного ему общества, он возвращает в объект философии самость и заботу о себе.
В своей знаменитой работе немецкий философ призывает человека:
«Десять раз должен ты днем преодолеть самого себя: это даст хорошую усталость, это мак души.
Десять раз должен ты мириться с самим собою: ибо преодоление есть обида, и дурно спит непомирившийся.
Десять истин должен найти ты в течение дня: иначе ты будешь и ночью искать истины и твоя душа останется голодной.
Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, этот отец скорби» (с. 313).
Смысл практики себя для Ницше состоит в том, чтобы человек превзошел себя: «мое Я есть нечто, что должно превзойти: мое Я служит для меня великим презрением к человеку» (с. 321), поэтому, в конечном итоге он приходит к иной формулировке: забота о себе превращается в «волю к самому себе» (с. 321). Здесь мы встречаем уже не античный призыв к самосовершенствованию, не стоический пафос нравственной жизни и следования долгу, не христианский подвиг аскезы, а самопреодоление, осуществление которого только и может оправдать существование человека.
Ближе всего к возрождению заботы о себе подходят марксизм и психоанализ. Так, в марксизме проблема формирования субъекта мыслится в социальных понятиях, таких как классовый подход, партийность, принадлежность к общественной группе и т.д. Ставя амбициозную задачу формирования человека будущего, хотя и не упоминая термина заботы о себе, марксизм дает свое толкование его сути, разрабатывает совокупность представлений о том, каким должен быть субъект в образовательном, культурном, нравственном, физическом, деятельном плане, и как этого достичь.
Связь с другими объектами-идеями
В XIX в. возвращение идеи заботы о себе происходит в контексте обращения к античными идеям аполлоновского и дионисийского, развитием учения о бессознательном, переосмыслением идей рационального и иррационального.