
Развернутое и краткое описание данного периода.
XX в. – наиболее динамичный век в истории человеческой цивилизации, поскольку привнес серьезный сдвиг в мировоззрении в результате изменений в социально-экономической, политической, идеологической и духовной сферах жизни общества. Создание конвейерных линий позволило сделать переход к массовому производству товаров из естественных и синтетических материалов. Научно-техническая революция позволила перевести экономику ведущих стран Европы в постиндустриальную стадию капитализма, преодолев три основные фазы: транспортно-коммуникационную (развитие транспорта, авиации, радио, телевидения); химическую (создание химической и медицинской индустрии, пластмассы, термоядерное оружие); информационно-кибернетическую (развитие космонавтики, электронно-вычислительной техники, создание индустрии развлечений, рост сферы услуг). Сохранялась цикличность мировой экономики, возникшая в предыдущем веке: мировые финансово-экономические кризисы (рецессии, спады) настигали индустриально развитые страны каждое десятилетие, что сказывалось на производстве и населении. В период с 1904–1949 гг. в политической сфере республиканские индустриальные государства сменили колониальные аграрные империи, что сопровождалось революционными, гражданскими, межгосударственными войнами (Русско-японская война 1904–1905, революция в России 1905–1907, Иранская революция 1905–1911, Младотурецкая революция 1908, Мексиканская революция 1910–1917, Синьхайская революция, гражданская война в Китае 1911–1949, межкоалиционная Первая мировая война 1914–1918, Великая Российская революция и гражданская война в России 1917–1923, Вторая мировая война 1939–1945). Технологический прогресс позволил довести средства войны до беспрецедентного уровня разрушения. Вторая мировая война привела к массовой гибели гражданского населения в результате воздушных бомбардировок и геноцида «неарийских» народов. В 1945 году Хиросима и Нагасаки были подвергнуты ядерной бомбардировке. В первой половине XX века из-за нестабильности в экономическом и политической развитии возникают новые идеологии: в России – коммунизм, а после победы Советского Союза во Второй мировой войне коммунизм становиться одним из мировых идеологических течений (Китай, Куба), что привело к росту атеизма и падению авторитета религий; в Германии после Великой депрессии в 30-е годы господствует нацизм, в Европе – фашизм.
В социальной сфере были популярны идеи о равенстве независимо от пола, расы, вероисповедания и национальности. Во многих странах популярны массовые общественные движения: в Индии – движение гражданского неповиновения; в США – движение за гражданские права; в Южной Африке – движение против апартеиды. В законодательстве твердо закрепились нормы трудового права: восьмичасовой рабочий день, создание профессиональных организаций и союзов и т.д. На Западе женщины в ХХ веке после длительной борьбы за равноправие получают право участвовать в политической жизни и голосовать на выборах.
Изменения в ХХ веке произошли в науке. Изобретение машины Тьюринга позволило заложить основы создания и применения вычислительной техники, что изменило характер математических вычислений, заставив математиков отказаться от методов классического математического анализа и перейти к методам дискретной прикладной математики. Соревнование за космос между Соединёнными Штатами и Советским Союзом привело к первым полётам человека в космос и высадке человека на Луну. Против таких инфекционных заболеваний как: оспа, грипп, тиф, холера, чума было создано лекарство. В 1960 году был изобретён метод компьютерной томографии. Медицина и развитие науки в сельском хозяйстве увеличили мирового населения Земли. Культура второй половины XX в. характеризуется новыми чертами, которые явились следствием перемен в обществе. Послевоенное развитие культуры происходило под воздействием процессов глубинной
трансформации технологических, экономических, социальных и политических основ западного общества. Выпуск учебной и художественной литературы, газет, аудио- и видеокассет, организация киноконцертной деятельности и т. п. стали мощнейшими секторами современной индустрии, где заняты десятки миллионов человек. Потребителем этой «культурной продукции» становится все общество. Причем, спрос на нее со стороны едва ли не каждого человека является повседневным. В повседневную жизнь людей пришли новые средства связи, достаточно надежные и оперативные – радиотелефоны, сотовые, мобильные, спутниковые телефоны, телетайп, телефакс и т. д.
Ссылки на описание данного периода в основных электронных энциклопедиях.
Причины, повлиявшие на формирование данного узла описания объекта-идеи.
К концу XX в., в эпоху техногенной цивилизации, вопрос о субъекте ставится уже не столько в контексте создания нового, идеального человека, сколько в выработки когнитивных, культурных, нравственных ориентиров, которые позволили бы современному человеку сохранить себя в условиях размывания границ естественного и искусственного, нравственного и безнравственного, достоверного и недостоверного. Гонка за техническим прогрессом поставила цивилизацию в сложное положение. Не желая отказываться от благ и комфорта, предоставляемого техносферой, современный человек вынужден искать способы существования, которые позволили бы сохранить самого себя.
Описание объекта-идеи в контексте данного периода
Забота о себе/Еpimeleia heautou в эпоху техногенной цивилизации выступает как форма гуманизма, реализация которой позволит современному человеку сохранить себя. Доминирует представление о необходимости формирования гармонически развитой личности, в рамках которого забота о себе становится одной из базовых идей современной педагогики и развивается, в частности через концепции педагогики ненасилия и философии для детей.
В настоящее время ситуация вокруг заботы о себе парадоксальна: с одной стороны, чрезвычайно обширен рынок книг, предлагающих рецепты самосовершенствования, позитивного мышления и т.п.; с другой стороны, нормативное принуждение к заботе о себе переместилось в область тела, внешнего вида, позитивного имиджа, свидетельствующего о жизненном успехе и о неустанной работе над своим физическим Я.
Забота о себе не просто позволяет находить оптимальный вариант решения жизненных задач и дилемм, но и достичь такого состояния, когда «выбор роста» (С. Мадди) является естественным. По сути, благодаря заботе о себе может быть достигнуто такое состояние субъекта, при котором ему гораздо легче совершить правильный с этической точки зрения (и тем самым рациональный в долгосрочном плане) выбор.
Г.В. Иванченко описывает содержание заботы о себе на современном этапе следующим образом:
- Забота о себе не равна самосовершенствованию. Забота о себе вовсе не обязательно предполагает преодоление себя и своих слабостей, хотя, как правило, направлена на улучшение функционирования; в заботе о себе всегда заложено противоречие между преодолением себя и максимально полной самореализацией.
- Забота о себе не совпадает со стремлением к счастью (по мнению просветителей, непременно присущим человеку).
- Забота о себе не является «инвестированием в свой человеческий капитал»: ее отличает существенно меньшая прагматичность. Забота о себе не дает гарантированных результатов, но способна обеспечить состояние, в котором эти результаты могут быть достигнуты.
- Забота о себе есть не только любовь к себе, и вполне может осуществляться и без последней; однако при этом возникает опасность вырождения заботы в ее зыбкую, пустую тень. Забота о себе – это преимущественно трезвое, разумное, деятельное отношение к себе.
- Забота о себе не становится проявлением довольства собой, самоуспокоенности. Самодовольное успокоение достигнутым не оставляет места для ищущего, внимательного, самотрансцендентного отношения к себе.
- Забота о себе не есть привычка, хотя и может быть непрерывной, неуклонной, неустанной. Забота о себе – внимательное и чуткое присутствие, а не пустота рутины.
- Забота о себе не оказывается самозамыканием, не уводит нас от других людей, но приводит к ним.
- Предполагая доверие к себе, забота о себе тем не менее возможна и при относительно невысоком уровне этого рода доверия.
- Забота о себе ведет человека к большей внутренней свободе, к большей осознанности и ответственности и через это – к человеческому достоинству. Собственно, достоинство и есть одно из выражений того состояния, которое достигается путем заботы о себе.
- Не являясь исключительно интеллектуальным актом, забота о себе во многом опирается на самопознание и самопонимание.
- Забота о себе тесно связана с категорией возможного, с приближением к «возможному Я» и «желаемому Я».
Иванченко Г.В. Забота о себе: история и современность / Г.В. Иванченко. – М.: Смысл, 2009. – 304 с.
Таким образом, на современном этапе возвращается античное понимание заботы о себе как о практиках себя, направленных на гармоничное развитие человека путем его работы над собой.
Ключевые авторы
М.Фуко
Забота о себе — это что-то вроде жала, которое должно войти в человеческое тело, вес время напоминать о себе, зудить, не давать покоя.
Она предполагает:
- во-первых, некоторую общую установку, определенный взгляд на вещи, способ поведения, ведения дел, что установка по отношению к себе, по отношению к другим, по отношению к миру;
- во-вторых, epimeleia heautou — это также некоторое особенное направление внимания, взгляда;
- в-третьих, понятие epimeleia heautou обозначает не просто общую установку или обращение внимания на себя. Epimeleia также всегда подразумевает некие действия, такие, которые производят над самим собой, с помощью которых берут на себя заботу о себе, изменяют себя, очищаются, становятся другими, преображаются.
Заботиться предполагает некий способ слежения за тем, о чем ты думаешь, что делается у тебя в душе.
Забота о себе – совокупность требований духовности, все те преобразования самого себя, которые нужны для получения доступа к истине.
Фуко М. Герменевтика субъекта: Курс лекций, прочитанных в Колледж де Франс в 1981 – 1982 учебном году / М. Фуко; Пер. с фр. А.Г. Погоняйло. – СПб.: Наука, 2007. – 677 с.
М. Хоркхаймер
Анализируя взаимодействие цивилизации и природы, Хоркхаймер говорит о необходимости выработки «культуры самосохранения». Приспособление человека к миру, создаваемому техногенной цивилизацией, по его мнению, должно принципиально осознанный характер. В средневековье достаточно было следовать общепринятым правилам, нормам, укладам. Сейчас, казалось бы, людям предоставлена свобода, но парадоксальным образом, рост независимости привел к одновременному росту пассивности. Чтобы противостоять этому, человек должен осознанно следовать принципу «сохранения себя».
Хоркхаймер М. Затмение разума. К критике инструментального разума. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2011. – 224 с.
Связь с другими объектами-идеями
По мнению Фуко, возвращение заботы о себе происходит в связи с переосмыслением идеи субъекта. Кроме того, на заботу о себе оказывают существенное влияние распространившиеся в XX в. идеи самосовершенствования, гармонического развития личности, преодоления границ возможностей человека, что связывает заботу о себе с идеей трансгуманизма.